“Ростехнологиям” их долю оплатят из бюджета.
Правительство решило все вопросы, которые подкинул ему “вечный больной” — Волжский автозавод. Все, кроме одного — что нужно производить на ВАЗе, чтобы не приходилось его перманентно спасать.
Многие из чиновников были против, но в результате был выбран самый простой план, предложенный менеджментом “Ростехнологий” — допэмисссия, бюджетное финансирование и постепенная передача завода под управление Renault. Предполагалось, что в присутствии главного сторонника простых решений Владимира Путина во время его визита в Париж в эту пятницу торжественно подпишут документ о сотрудничестве с французами. Но Renault так и не дала четкого ответа, как она видит свое участие в спасательной операции, так что вопрос придется решать на ходу.
День спасателя Автоваза
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, которому премьер Владимир Путин поручил лично курировать спасение автозавода, провел в закрытом режиме уже несколько “итоговых” заседаний правительственной комиссии. Но пока из обещанных премьером 55 млрд руб. “АвтоВАЗу” выделено лишь 5 млрд — на решение социальных проблем.
Как потратить оставшиеся 50 млрд руб. весь вторник решали чиновники, а также руководители “Ростехнологий” и “АвтоВАЗа”, несколько раз собиравшиеся у Шувалова и Путина.
Им удалось утвердить основные параметры спасения: правительство в очередной раз оплатит долги “АвтоВАЗа” из бюджета, а увеличить скудный капитал завода можно будет через допэмиссию, в которой, по планам чиновников, примут участие Renault и “Ростехнологии”, (сейчас владеют четвертью акций каждый). Мнение других акционеров в расчет не принималось.
Отказываться от новых инвестиций в “АвтоВАЗ” французской компании, если она не хочет размывания своей доли, нельзя, так что ей остается лишь предложить приемлемый для России вариант оплаты своего участия в допэмиссии.
“Ростехнологиям” над этим ломать голову не придется — свою часть они смогут оплатить фактически за счет бюджетных денег, утверждают два чиновника, участвующих в обсуждении помощи “АвтоВАЗу”.
Схема может выглядеть так: “АвтоВАЗ” на необходимые 50 млрд руб. (38 млрд из них — долг предприятия, 12 млрд — нехватка оборотных средств) выпустит облигации, конвертируемые в акции. Их на бюджетные деньги выкупят “Ростехнологии”, и ими же потом они оплатят свое участие в допэмиссии. Скорее всего, будет конвертирован в облигации и долг “АвтоВАЗа” перед “Роcтехнологиями” в 25 млрд руб. — эти деньги завод получил из бюджета во время предыдущего акта спасения этим летом. Таким образом, предприятие будет полностью очищено от долгов.
Ранее чиновники обсуждали и более хитрые механизмы помощи заводу, например, докапитализацию через ОФЗ или выкуп долгов ВЭБом. Но идея с допэмиссией — она принадлежала самим “Ростехнологиям”, — по словам одного из участников обсуждения,
Прямая речь “Если честно, я в спасение “АвтоВАЗа” не верю, но есть решения, которым сложно сопротивляться” Чиновник, участвовавший в обсуждении госпомощи “АвтоВАЗу”
о программе спасения “АвтоВАЗа”:
С большой вероятностью можно говорить, что докапитализация [“АвтоВАЗа”] будет проведена через допэмиссию, которую “Ростехнологии” оплатят облигациями самого же “АвтоВАЗа”. А Renault [оплатит тем], чем уж они найдут. Окончательно договориться стороны должны будут в Париже, во время визита премьер-министра [Владимира Путина]. И на правительственном уровне тоже, потому что это вопрос и государственных инвестиций.
Понятно, что если [у Renault] нет денег — никто в ультимативной форме требовать [от них] оплатить участие в допэмиссии именно деньгами не будет. Мы уже на протяжении нескольких месяцев обсуждаем вопрос, чем можно [оплатить] еще — платформами, лицензиями, технологиями — главное, чтобы оценка их была адекватна их реальной стоимости. Пока с этим были проблемы.
Что касается “Ростехнологий”, их часть допэмиссии оплатит бюджет — деньги получит госкорпорация, на них она купит бонды своего же предприятия [“АвтоВАЗа], а оно на эти деньги погасит долги. И облигациями же “Ростех” оплатит свою часть допэмиссии. Раньше такая схема предлагалась под ВЭБ, но это было до появления варианта передать контроль Renault.
Сейчас ВЭБ согласен инвестировать в развитие “АвтоВАЗа”, но состав акционеров останется прежним.
Докапитализации хотели сами “Ростехнологии”, так что они должны быть довольны. Цифра [стоимости пакета в] 60 — 70 млрд руб., но ее еще будут согласовывать.
Если честно, сам я в эту затею мало верю — в спасение “АвтоВАЗа”, — но есть решения, которым сложно сопротивляться.
В гости к Renault
Главное препятствие для счастливой развязки — несговорчивость французской Renault, которой российское правительство настоятельно рекомендует стать контрольным акционером проблемного автозавода. До сих пор никаких официальных заявлений на этот счет руководство французского концерна не сделало, но много раз обещало “подумать”.
Зато о согласии Renault получить контроль над “АвтоВАЗом” в выходные заявил глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов. По его словам, произойти это должно не раньше 2013 г.
Renault не дает новых комментариев, но у компании есть еще два дня на раздумья: в пятницу во время визита во Францию Владимира Путина может быть подписан некий меморандум о сотрудничестве c “АвтоВАЗом”. “АвтоВАЗ” не скрывает, что очень надеется на этот визит
Прямая речь “Путин посоветуется с французами, как лучше поступить с заводом” Источник в компании “АвтоВАЗ” о плане спасения “АвтоВАЗа”:
Сейчас идет торг за технологии Renault. В той инвестпрограмме, которая была предложена еще во время одной из первых встреч с [первым вице-премьером Игорем] Шуваловым, рассматривается вариант, когда все проблемы “АвтоВАЗа” решит Renault: сначала даст денег, затем технологии. Взамен иностранный партнер сможет увеличить свою долю до 51%.
Пока у Renault никакой готовности инвестировать в “АвтоВАЗ” нет. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, в четверг во Францию и поедет лично премьер-министр. Публично говорится, что премьер поедет обсудить программу, но на самом деле, он будет советоваться с французами, как лучше поступить с заводом.
Решение всех проблем за счет французского автоконцерна даже прописано в качестве одного из вариантов в инвестпрограмме автозавода на 2010 — 2014 гг.
От содержания меморандума будет зависеть итоговое решение правительства о форме спасения российского автозавода. Между тем, источник на волжском заводе уверяет, Прямая речь “До сих пор неизвестно даже, какие модели будут выпускать на заводе” Источник близкий к руководству “АвтоВАЗа” о плане спасения “АвтоВАЗа”:
Новой инвестпрограммы нет. Речь по-прежнему идет о тех предложениях, которые “АвтоВАЗ” показывал Шувалову с самого начала переговоров — это 42 млрд руб., необходимых для запуска нового совместного с Renault-Nissan производства, и еще 50 млрд руб., которые будут переданы заводу для того, чтобы решить его текущие проблемы.
Деньги будут выделены правительством в том случае, есть в Renault согласятся выкупить дополнительную долю в компании. Мы предложили правительству несколько вариантов, как сделать из “АвтоВАЗа” более привлекательный актив, избавленный от социальных обязательств. Кроме того, нужно как можно скорее решить проблемы “АвтоВАЗа” по долгам. Ежемесячно завод тратит на их обслуживание около 770 млн рублей. Нормально работать с такими выплатами невозможно.
От Renault пока нет никакой ясности. Так, к примеру, до сих пор неизвестно даже, какие модели будут выпускать на заводе.
Только для иностранцев
Российские чиновники с помощью Renault собираются превратить “АвтоВАЗ” в “автогигант с современной и качественной продукцией”, как выразился один из участников обсуждения.
Эта цель значится и в масштабной программе развития автопрома до 2020 г., подготовленной Минпромторгом и Минэкономразвития в соавторстве с Boston Consulting Group. В ней единственным способом существования заводов, подобных “АвтоВАЗу”, признана передача их в руки иностранных инвесторов.
Альтернативой передачи завода французам могло бы стать его банкротство и поиск нового менеджмента и нового иностранного партнера. Вариант не прошел, поскольку у него есть не только высокопоставленные сторонники.
Прямая речь “Понятно, что никакого автоконцерна мирового уровня сами мы никогда не создадим” Источник в одном из ведомств финансово-экономического блока
о плане спасения “АвтоВАЗа”:
Критика существующего модельного ряда “АвтоВАЗа” на совещании у [первого вице-премьера Игоря] Шувалова была жесткой. Можно ли реально что-то изменить — не так, как мы обычно меняем, не на словах, а на деле — в этом никто не уверен. Понятно, что никакого концерна мирового уровня [сами] мы никогда не создадим, ни из “АвтоВАЗа”, ни на базе какого-то другого автопроизводителя. Только через совместные производства можно действовать, через слияния и поглощения.
Я знаю, что среди членов межведомственной комиссии было мнение прибегнуть к банкротству “АвтоВАЗа”. Насколько понимаю текущую ситуацию, сторонники у этой идеи остались до сих пор. Но на данном этапе этот подход вряд ли будет допущен. И у этого есть свои причины — как объективные, так и, разумеется, субъективные.
Алена ЧЕЧЕЛЬ
Елена ХОДЯКОВА
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.