Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Феномен дядюшки Сэма

Почему кризис оказался звездным часом американских гипермаркетов Wal-Mart.

В то время как нефтяные, автомобилестроительные и металлургические компании банкротятся или сокращают десятки тысяч сотрудников, американский оператор розничных сетей Wal-Mart Inc. сообщает о росте прибыли, следствием чего станет создание 22 тыс. рабочих мест. 5 июня сотрудники этой торговой империи, съехавшиеся со всего мира, веселились и подсчитывали дивиденды в городке Фаетельвиль, штат Арканзас. А руководство компании с удовлетворением констатировало: никто не думал, что именно Wal-Mart окажется главным работодателем кризисной Америки в самое трудное для нее время…

Тот, кто хоть раз бывал в Штатах (а в последние годы — не обязательно в Штатах), наверняка видел гигантские коробкообразные торговые центры, как правило, в бело-синей гамме, издалека напоминающие нечто среднее между складским помещением и самолетным ангаром. Это и есть Wal-Mart. Его отличие от “коллег по искусству” — не только в гигантских размерах площадей, огромном количестве товаров разных категорий и более скромном дизайне. Главная фишка крупнейшей в мире розничной сети — это цены. Продукты питания в Wal-Mart стоят на 25% дешевле, чем в других сетях, на промтовары регулярно предлагаются большие скидки.

Именно добиться низких цен любыми способами стало главной стратегией основателя сети — Сэма Уолтона, которой придерживаются все последующие топ-менеджеры корпорации.

Свой бизнес молодой Уолтон начал во время Второй мировой войны, потратив приданое жены на покупку франшизы магазина Ben Franklin в городе Ньюпорт (Арканзас). Вначале он делал акцент на “семейности” своего магазина — лично встречал каждого покупателя, расспрашивал о делах, рассказывал о проделках сына. В маленьком городке такая тактика оказалась беспроигрышной.

В дальнейшем Уолтон “обезличит” торговые центры. Индивидуальный подход к покупателю сменит система стандартизированного ассортимента, невысокооплачиваемого (и потому невнимательного) персонала, огромных и не совсем удобных торговых площадей и фактор, компенсирующий все эти недостатки, — низкие цены. На эту стратегию Сэм перешел уже во втором своем магазине — Five & Ten Cents. За 10 лет было открыто 10 магазинов этой сети.

В отличие от конкурентов, Уолтон решил ориентироваться не на большие города с состоятельными жителями и дорогой землей, а на открытие больших супермаркетов в небольших городах и на окраинах, где аренда стоила намного дешевле, как и рабочая сила. Бизнесмен правильно рассчитал: почти стопроцентно автомобилизированным американцам не представляло труда прокатиться лишний час по хорошей дороге, чтобы купить товары значительно дешевле.

Первый гипермаркет Wal-Mart, носивший тогда еще название Waltons Five & Dime, был открыт в 1962 году на окраине города Роджерс. Спустя пять лет после открытия первого магазина Wal-Mart их было уже 24. Сеть стремительно развивалась, разоряя мелких торговцев и заставляя сплачиваться конкурентов: два других ритейлора — Sears и Kmart — были вынуждены слиться в одну сеть.

Сэм Уолтон и его сыновья, которым перешел бизнес, экономили на всем: выкручивали руки поставщикам, выбивая скидки, нанимали на работу нелегалов и даже сократили название сети. Дело в том, что писать полную фамилию семьи оказалось накладно (буквы слишком дорогие), потому было решено писать просто — Wal.

При этом сам Уолтон-старший сохранил имидж парня из народа. До глубокой старости, будучи уже самым богатым человеком Америки (в начале 90-х годов), он предпочитал ездить на старом пикапе и просто одеваться. Тем временем сеть его магазинов опутала всю страну и выдвинулась за ее пределы. И тут типично американский стиль жизни натолкнулся на национальные особенности жителей других континентов. Стратегия Wal-Mart потерпела первую неудачу.

В Германии, после нескольких лет бесплодной конкуренции с самой дешевой местной сетью Aldi, Wal-Mart продал свои магазины другому ведущему немецкому ритейлору, кстати, хорошо известному в Украине, — Metro примерно за $1 млрд. Еще печальнее оказался уход с южнокорейского рынка. Понеся многомиллионные убытки, “империя Уолтона” сдалась на милость южнокорейской компании Shinsegae, уступив ей относительно недорого 16 своих филиалов.

Несмотря на эти “экспансионистские фиаско”, на родине позиции Wal-Mart продолжали крепнуть. В 2007 году компания заняла первое место в рейтинге журнала Fortune по объему годовой выручки — $378,7 млрд. За 2008 финансовый год, который завершился 31 января 2009-го, выручка компании еще больше выросла, достигнув $405,6 млрд., а чистая прибыль составила $13,4 млрд. В I квартале 2009 года прибыль практически не изменилась и составила $3,02 млрд., как и годом ранее.

В условиях финансового кризиса, который бушевал в Америке уже со второго квартала прошлого года, бесхитростная стратегия Wal-Mart “А у нас дешевле!” вдруг попала в “десятку”. Те, кто еще недавно тратили шальные деньги на брэндовые вещи и изысканные продукты, потянулись в Wal-Mart за стандартным набором необходимых для жизни товаров.

Успехи “гигантских торговых коробок” приобрели еще и политический оттенок — к власти пришли демократы, которых династия Уолтонов много лет подряд щедро спонсирует (нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон в течение шести лет даже входила в совет директоров компании) и поддерживает, распространяя рекламу партии в своих магазинах.

В общем, для гипермаркетов низких цен настало золотое время. Имея колоссальную прибыль, сеть Wal-Mart уже в 2009 году планирует открыть в США около 150 новых магазинов (или расширить старые), что позволит создать порядка 22 тыс. рабочих мест. К слову, сейчас общая численность персонала по всему миру — 2,1 млн. человек (из них 1,4 млн. — в США). В семье Уолтонов шутят, что в мире есть только одна организация, в которой работает больше людей, чем в их Wal-Mart: это — китайская армия.

Однако Америкой компания, видимо, не ограничится. Наблюдатели уже не сомневаются, что, воспользовавшись кризисом, она предпримет второй “набег” на новые рынки. В частности, на российский. Сеть уже начала делать первые шаги к выходу туда: назначен ответственный за российское направление, бывший топ-менеджер немецкого ритейлора REWE Штефан Фандерл. Осенью прошлого года было зарегистрировано дочернее предприятие Wal-Mart в России — ООО “ВМ истерн еуроп холдингз, ЛЛК”. В декабре 2008 года в прессе появились сообщения, что Wal-Mart ведет переговоры о создании совместного предприятия с наиболее крупным российским ритейлором X5 Retail Group, который владеет такими сетями, как “Пятерочка”, “Перекресток” и “Карусель”, и покупке у него последней названной сети.

Не исключено, что уже в будущем году американский гигант обратит внимание и на украинский рынок, где данную нишу пока занимает его немецкий конкурент Metro. По мнению экспертов, все будет зависеть от ситуации в отечественном ритейле, отдельные представители которого уже начали объявлять дефолты. Именно среди тех, у кого есть хорошие активы, но нет денег на погашение долгов и облигационных займов, Wal-Mart будет искать “добычу” для поглощения. Для остальных представителей рынка возможный приход сюда Wal-Mart означает отток клиентов и связанные с этим нерадостные перспективы…

Галина АКИМОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.