Этой весной все крупные компании, действующие во Франции, должны представить свои планы бдительности для предотвращения нарушений прав человека и безопасности окружающей среды. Так требует принятый год назад закон, ставший первым в мире специальным законом о корпоративной социальной ответственности (КСО). Примеру Франции могут последовать и другие европейские страны, а также весь Евросоюз. Поэтому ввиду евроинтеграционного курса Украины самое время обратить внимание на мировые тенденции в сфере КСО.
Внутрикорпоративная гармония
Концепция социально ответственного бизнеса появилась еще в 1950-х. За минувшее с тех пор время она значительно разрослась, охватывая все новые и новые сферы взаимоотношений бизнеса и общества. Однако при всем многообразии проявлений КСО следует различать три основных уровня, на которых работает эта концепция: внутрикорпоративный (то есть уровень производства), территориальный (уровень местной общины) и национальный (уровень потребления), перерастающий в глобальный. На каждом из них концепция КСО имеет свою специфику.
Внутрикорпоративный уровень исторически был первым и остается одним из важнейших. Собственно, именно на нем бизнес и удостоверился в том, что социальная ответственность может быть не только статьей затрат, но и источником прибыли.
После Второй мировой войны во многих западных странах были сильны левацкие идеи. Чтобы ослабить популярность лозунгов типа “Отобрать и поделить!”, корпорации вынуждены были идти на уступки проф-союзам, понимая, что социальное партнерство лучше классовой войны. И вот в ходе коллективных переговоров с профсоюзами, традиционно требовавшими повышения зарплат, менеджеры корпораций начали применять тактику встречных предложений. “Хорошо, мы поднимем зарплаты, — говорили они. — Правда, повышение будет не таким, как вы требуете, а вдвое меньшим. Но еще точно такую же сумму мы направим на внутрикорпоративные социальные программы: построим работникам спортзал, создадим для них курсы повышения квалификации, оплатим их детям учебу в колледжах и т. п.”.
Профсоюзы выказывали недовольство, но соглашались, им ведь тоже не хотелось классовой войны. А компании, строя спорт-залы, уменьшали тягу работников к пьянству и способствовали поддержанию их работоспособности, сокращая при этом свои потери от прогулов, аварий и производственного травматизма. Повышая квалификацию работников, тем самым стимулировали их к повышению производительности труда. А отправляя их детей в колледжи, привязывали к себе самих работников и заодно обеспечивали приток квалифицированных кадров в будущем.
Симбиоз с территориальной общиной
В 1970-х уровень жизни в западных странах вырос уже достаточно, чтобы левацкая угроза сошла на нет. Однако у владельцев предприятий не убавилось головной боли, поскольку политическую нишу “красных” успешно заняли “зеленые”. Те вместо “Отнять и поделить!” предлагали решения типа “Закрыть, сровнять с землей и засадить деревьями!”, что для бизнеса было не менее убийственным. Повсеместно ширились протесты против “экологически вредных” производств, даже если вред этот был только потенциальным и гипотетическим. А открыть новый завод стало настоящей проблемой.
Корпорации вынуждены были искать способы задобрить местные общины, чтобы те не препятствовали строительству новых производств. На переговорах с муниципальными властями пригодился опыт социальной ответственности, хорошо зарекомендовавший себя в диалоге с профсоюзами. Выслушав местных мэров и депутатов, менеджеры корпораций старались по возможности развеять их опасения, но одно-временно выдвигали заманчивые встречные предложения, обещая направлять часть доходов на развитие инфраструктуры, решение социальных проблем, улучшение экологической ситуации в окрестной местности. Превращая рабочие поселки в привлекательные места обитания, компании тем самым укрепляли свою обеспеченность трудовыми ресурсами, а вкладываясь в дороги, мосты, железнодорожные станции — улучшали логистику своего бизнеса.
Результатом стал взаимовыгодный симбиоз территориальной общины и завода. И это не какая-то идеальная утопия, а довольно типичная реальность. В качестве яркой иллюстрации, до какой степени может дойти совершенство, приведем мусоросжигательный завод, построенный в самом центре Вены в 1988-1992 гг. по проекту гениального австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Завод не портит ни воздух, ни грунтовые воды, ни городские виды. Ежегодно он перерабатывает 250 тыс. т бытовых отходов и производит 120 ГВт•ч электро-энергии плюс 500 ГВт•ч тепловой энергии для центрального отопления, что достаточно для обогрева более 60 тыс. домохозяйств. Район, где расположен завод, считается очень престижным: во‑первых, здание завода является выдающейся архитектурной достопримечательностью, а во‑вторых, отопление в здешних домах бесплатное.
Группа “Метинвест”: новый формат социального партнерства с местными общинами
Одним из приоритетных направлений развития местных общин для группы “Метинвест” является создание благоприятных условий для жизни и бизнес-среды в городах присутствия.
В 2016 г. компания инициировала новый формат сотрудничества с местными общинами. Первым проектом в этом формате стало подписание соглашения о партнерстве с Фондом развития Мариуполя (ФРМ). Эта общественная организация объединяет представителей промышленных предприятий, бизнеса, общественных организаций и гражданских активистов с целью реализации перспективных идей и проектов, направленных на повышение качества жизни в городе.
Основная задача ФРМ — создание долгосрочной стратегии инфраструктурного развития города. По сути, фонд является агентством муниципального развития. Его проекты имеют стратегический, комплексный и долгосрочный характер. Фонд — это площадка для конструктивного диалога между малым и средним бизнесом, потенциальными инвесторами, донорскими организациями и органами местного самоуправления.
По словам генерального директора группы “Метинвест” Юрия Рыженкова, ФРМ призван стать своеобразным think tank, а именно центром разработки стратегических программ, которые значительно улучшат жизнь мариупольцев и сделают город более комфортным. “Мы уверены, что именно сотрудничество группы “Метинвест” с Фондом развития Мариуполя станет прорывом в решении главных городских проблем”, — говорит топ-менеджер.
Достижения фонда, который, по сути, выполняет функцию агентства по развитию Мариуполя, на виду у горожан. Уже открыт центр предоставления административных услуг, который оказывает 150 видов услуг населению. Бюджет этого проекта составил 10,5 млн грн.
Благоустроены дворы, отремонтированы больницы, детские сады. В рамках реализации проекта по релокации Донецкого национального медицинского университета было приобретено здание под административный корпус вуза, проведен его ремонт, приведена в порядок территория. Благодаря этому в начале учебного года факультет сможет принять около 200 студентов первого курса.
На одной волне с потребителями
Наконец, на национальном уровне бизнес использует концепцию КСО в общении с потребителями продукции. В отличие от денег, выбрасываемых на рекламу, то есть, по сути, на информационный мусор, средства, направляемые компаниями на социальную ответственность, приносят обществу ощутимую пользу. Для многих потребителей это важный аргумент, когда они выбирают, чью продукцию покупать. И многие компании стараются подчеркивать, что они с потребителями на одной волне, то есть у них с ними общие ценности.
В США есть специальный журнал Corporate Responsibility Magazine, который ежегодно, начиная с 2000 г., определяет сотню самых социально ответственных корпораций, основываясь на показателях по семи критериям. В 2017 г. лидером рейтинга стал популярный производитель игрушек Hasbro, сумевший обогнать корпорации Intel и Microsoft. Как видим, необязательно быть крупнейшей компанией, чтобы впечатлить Америку своими достижениями в сфере КСО. Главные составляющие успеха Hasbro: первое место по вкладу в предотвращение климатической катастрофы, третье место — по филантропии, четвертое — по приверженности правам человека, пятое — по заботе об окружающей природной среде и восьмое место — по гармоничности внутрикорпоративных отношений.
У Hasbro есть собственный детский фонд, а кроме того, ежегодно, начиная с 2013 г., компания устраивает в декабре Global Day of Joy — Глобальный день радости. 14 декабря 2017 г. в организации этого всемирного праздника были заняты 5,4 тыс. сотрудников и волонтеров Hasbro (в том числе глава компании Брайан Голднер и его жена Барбара), которые раздали 1,5 млн игрушек и игр нуждающимся детям в 40 странах.
Что же касается экологии, то компания за последние годы пересмотрела каждый элемент своего бизнеса — от дизайна продукции и упаковки до производственных мощностей, логистики, используемых зданий — в поисках возможностей для сокращения потребления энергии и уменьшения выбросов парниковых газов. Для этого Hasbro внедряет более эффективные процессы по всей технологической цепочке. В 2016 г. американский журнал Fast Company включил Hasbro в топ-50 лучших инновационных компаний мира — неплохой результат для производителя игрушек.
Дэвид Паккард
Основатель компании Hewllet-Packard
Многие ошибочно считают, что цель существования любой компании — делать деньги. Однако, несмотря на то, что деньги — важный результат работы, мы пришли к выводу: группа людей становится тем, что мы называем компанией, чтобы получать возможность коллективно совершать то, что не под силу одиночкам, — внести вклад в жизнь общества.
Вступая на путь социальной ответственности, компаниям важно грамотно рассчитать свои силы и имеющиеся ресурсы. Возможно, вначале не стоит замахиваться на многое, а лучше выбрать несколько приоритетных направлений и достичь максимальной эффективности в них.
Впоследствии, наращивая опыт в области ответственного поведения и социального развития, компаниям будет легче расширить перечень тем и направлений своей социальной ответственности. Не стоит забывать, что с течением времени и изменением внешних и внутренних условий приоритеты могут меняться.
Не просто пиар
Однако нельзя сказать, что КСО стала всеобщей и повсеместной практикой компаний. Многие крупные корпорации считают, что для воздействия на потребителей вполне достаточно рекламировать свою продукцию. Другие в дополнение к рекламе стараются пиарить свои технологические достижения, хвастаться своей долей на рынке и ростом курса акций. Дескать, “мы самые передовые, самые популярные и самые успешные”, из чего потребитель должен сделать вывод о том, что покупать нужно технику, произведенную именно этой компанией.
Немало и таких компаний, которые лишь декларируют приверженность КСО, но на практике отводят ей третьестепенную роль. Для них КСО лишь разновидность пиара, причем далеко не главная. Мол, захватывающий рассказ о внедрении технологии нового поколения впечатлит покупателей гораздо больше, чем скучные подробности о вкладе компании в развитие города, где расположено производство, или свидетельства заботы о персонале, которыми никого не удивишь.
Тем не менее подобные темы, кажущиеся банальными, могут быть весьма важными для покупателей. И не только для них самих, но и для их кумиров. К примеру, многие рок-звезды следят за тем, чтобы футболки с их портретом имели на ярлыке указание, гласящее, что при производстве данного изделия не использовался детский или принудительный труд, а работники получали достойную зарплату. Если это считает важным кумир, то и его поклонники не будут к этому безразличны.
Министерство труда США имеет в своем составе специальное подразделение — бюро международных трудовых отношений, которое ведет List of Goods Produced by Child Labor or Forced Labor (список товаров, при производстве которых используется детский или принудительный труд). В этом списке, охватывающем всю планету, сейчас 379 позиций.
Между прочим, две из них занимает Украина: оказывается, у нас используется детский труд в угледобыче (этой славой мы обязаны пресловутым “копанкам” на Донбассе) и порнографии (такое же обвинение выдвинуто в адрес России). А больше всего позиций — 23 — занимают индийские товары, в том числе шелк, хлопок, текстиль, ковры и т. д.
Бюро издает буклеты о своем списке, на ту же тему появляются публикации в ведущих мировых СМИ (в частности, при спонсорстве UNICEF — Детского фонда ООН). И, конечно же, эту тему постоянно подымают профсоюзы, третируя те западные компании, которые перенесли производство в азиатские страны и пользуются там дешевой и бесправной рабочей силой.
COMFY: корпоративно-социальная ответственность как внутренняя культура
Вести социально ответственный бизнес означает генерировать нечто большее, чем просто прибыль. Компании, которые понимают ценность корпоративно-социальной ответственности (КСО), ориентированы не только на финансовые показатели. Сегодняшним потребителям важно, какой вклад в общество делает бизнес, и они выбирают бренды, продукты, компании, чьи ценности разделяют.
В Украине за последние несколько лет в зоне видимости социально активного ведения бизнеса сформировался пул компаний, которые своим примером демонстрируют, что значит КСО на практике. Сегодня в фокусе внимания — один из крупнейших ритейлеров на рынке техники и электроники Украины, компания COMFY. О том, как вести прозрачный бизнес в законодательном поле, нести ответственность за соблюдение общечеловеческих норм взаимоотношений и при этом быть эффективной, прибыльной коммерческой организацией, в специальном материале для издания “Власть денег”.
В COMFY корпоративно-социальная ответственность является частью стратегии компании. На системном уровне это формирует уникальную корпоративную культуру взаимоотношений между внутренними и внешними клиентами. За почти тринадцатилетнюю историю работы на рынке культура COMFY приобрела четкие формы выражения ценностей, которые понятны сотрудникам, разделяются партнерами и объединяют клиентов.
Образовательные проекты. Партнерство с внешними проектами, которые поддерживают инвестиции в развитие и обучение общества. Это проекты для подростков — например, всеукраинская конференция уникальных тинейджеров “Завтра_2037”. Или партнерство с такими проектами как “Жизнелюб”, в которых образовательная инициатива направлена на людей почтенного возраста, стремящихся быть современными.
Экологические инициативы. Исключительно выбор сообщества людей, работающих в бизнесе. Сотрудников сегодня невозможно заставить или обязать. Люди объединяются вокруг того, что для них действительно важно. Внутренние процедуры и коммуникации, построенные на экономном подходе к природным ресурсам, эко-инициативы по уборке локальных территорий вблизи офисов и магазинов, высадка парка кленов и ландшафтное озеленение территорий — все это имеет смысл, только если действительно откликается.
Благотворительность. Практически с момента основания COMFY сотрудничает с благотворительным фондом Kiddo, поддерживая различные проекты. Уже второй год подряд в мае проходит масштабный проект, в котором 10 грн с каждого проданного смартфона COMFY перечисляет в Kiddo. В прошлом году по итогам подобной акции приобретено и передано в эксплуатацию детской больнице им. Руднева (г. Днепр) оборудование на сумму 252 000 грн. В этом году акция называется “ДОБРОфон”. Присоединиться к ней может любой, планирующий покупку смартфона. Не переплатив ни гривны и купив “ДОБРОфон”, покупатели COMFY объединяются вокруг большой цели.
По мнению основателя и собственника COMFY Станислава Рониса, право на благотворительность нужно заработать. Этим тезисом генеральный директор Игорь Хижняк всегда сопровождает свои выступления на конференциях и саммитах, когда говорит о корпоративной культуре и мотивации команды к социальным инициативам компании. Бизнес должен быть экономически устойчивым, эффективным и прибыльным, чтобы иметь возможность оказывать помощь и привносить в общество ценность.
При этом выбор форматов КСО — всегда демократический путь и определяется он исключительно ценностями внутри команды. Любой бизнес, вне зависимости от размера и вида деятельности, может выбрать тему, важную для себя, своей команды. Сделать посильный вклад в то, что волнует и привносит новые смыслы. Главное — чтобы этот выбор был осознанным.
На глобальном уровне
Неудивительно, что дискуссии о КСО давно вышли на глобальный уровень. А по некоторым направлениям споры уже привели к консенсусу. В частности, 16 июня 2011 г. Совет по правам человека ООН одобрил Руководящие принципы по бизнесу и правам человека “Защищать, уважать и восстанавливать” (Protect, Respect and Remedy), которые задают стандарты соблюдения бизнесом прав человека и основных свобод. Конечно, не стоит преувеличивать значение этого документа. О нем можно сказать то же, что и о других документах ООН: их будут игнорировать все, кого они не устраивают.
Но все же не стоит приуменьшать значение упомянутого документа. Хотя бы потому, что его восприняла как руководство к действию IOE — Международная организация работодателей, объединяющая 150 национальных федераций, в том числе Федерацию работодателей Украины. В феврале 2012 г. IOE издала руководство для работодателей, разъясняющее, как имплементировать Руководящие принципы Совета по правам человека ООН в своем бизнесе.
В целом нынешнюю ситуацию можно описать так. Влияние компаний, придерживающихся КСО, все более усиливается, а их ряды растут, особенно в западных странах. Владельцы этих компаний не слишком склонны к альтруизму, но они видят необходимость инвестиций в создание благоприятной среды для развития своего бизнеса.
На уровне предприятий это инвестиции в трудовые ресурсы, на территориальном уровне — инвестиции в местную общину, на национальном уровне — инвестиции в укрепление тех ценностей, которые объединяют общество своей страны, а на глобальном — в формирование ценностей, способных стать общими для всей планеты.
Иными словами, эти компании вкладываются в то, чтобы сделать окружающий мир более удобным для себя, и видят в этом перспективу долгосрочной выгоды. Тут их союзниками оказываются и профсоюзы, и экологические движения, при всем отличии их интересов и целей.
И это не какие-то абстракции или благие пожелания. Можно привести вполне конкретные результаты, и один из самых впечатляющих — это то, как за считанные годы добилась триумфа идея электромобилей, прежде высмеиваемая и гонимая. Сейчас над собственными моделями электромобилей работают уже около 20 крупнейших автопроизводителей в США, Европе, Японии, Корее, Китае. Аналогичным образом нефтяные гиганты стали вкладываться в развитие альтернативной энергетики. Норвегия, крупнейшая нефтяная страна Европы, собирается полностью перейти на возобновляемые источники энергии (и на электромобили) к 2025 г. Казалось бы, автомобильные и нефтяные компании должны были бы всеми силами давить конкурирующие технологии.
Так оно, собственно, и было до тех пор, пока эти компании не решили, что дешевле будет не бороться с “экологической революцией”, а возглавить ее и зарабатывать на ней деньги, вместо того чтобы нести все большие издержки на сопротивление общественному мнению.
Йеспер Кунде
Эксперт по стратегическому планированию
В условиях жесткой конкуренции сам продукт и его характеристики важны. Но на пути к более сильной позиции на рынке компания должна фокусироваться на других аспектах и ценностях, окружающих продукт.
Качество — не самодостаточная цель. У качества должна быть душа. Даже компании, которые блестяще обходятся одним уникальным продуктом, сталкиваются с конкуренцией. Так что и здесь возникает вопрос, для чего компания существует. Почему хочет сделать уникальный и прекрасный продукт? Какие нужды потребителей хочет удовлетворить? Другими словами: в чем миссия компании?
Потребителей реально влечет к компаниям с миссиями, с реальными ценностями и высоким уровнем ответственности. Компания может выразить свою миссию по отношению к потребителям на языке, одновременно точном и легком для понимания. Если же описание миссии будет состоять из информации об обороте, прибылях и рыночных долях компании, рано или поздно она сойдет с дистанции.
Урок катастрофы Rana Plaza
Внимание западного общественного мнения к проблеме КСО резко усилилось после 24 апреля 2013 г. В тот день в Бангладеш в городе Саваре обрушилось восьмиэтажное здание Rana Plaza, погибли 1135 человек, около 2500 пострадавших были спасены. В современной истории это крупнейшее по количеству жертв обрушение здания из-за техногенной катастрофы. Четыре верхних этажа были надстроены незаконно, в них разместились пять швейных мастерских, являвшихся субподрядчиками канадских, британских, испанских и французских брендов. Накануне трагедии инспекторы обнаружили на фасаде здания крупные трещины и потребовали эвакуировать людей и закрыть все помещения. Приказу подчинились банк и магазины, находившиеся на нижних этажах, но одежные предприятия продолжили работу. Утром работницы швейных мастерских отказывались входить в здание, видя трещины, однако работодатели заставили их занять рабочие места, угрожая невыплатой зарплаты и увольнением. А вскоре в течение двух минут здание полностью обвалилось, уцелел только первый этаж.
Эта трагедия вызвала череду массовых волнений в Бангладеш. В западных странах тоже прошли акции протеста и повторились в годовщину катастрофы. Кроме того, ежегодно 24 апреля проводится интернет-акция “Кто изготовил мою одежду?”, которая с каждым годом охватывает все большее число пользователей (в прошлом году в ней приняли участие жители более 90 стран мира).
Одновременно на Западе развернулись широкие дискуссии о корпоративной социальной ответственности в глобальных цепочках поставок. Аналитики указывали, что транснациональным корпорациям необходимо проводить аудит субподрядчиков и поставщиков по всей цепочке, не ограничиваясь первым звеном.
Но дискуссиями дело не ограничилось. Катастрофа Rana Plaza побудила Францию принять специальный закон о КСО. Подобные законопроекты зарегистрированы или готовятся в парламентах Европейского Союза, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии. Похоже, это только начало процесса, который со временем вовлечет всю Европу (не замыкаясь в рамках ЕС). И с этими новыми общеевропейскими правилами, несомненно, придется считаться украинскому бизнесу.
На ОККО с вещами
Как сеть АЗК организовала помощь для малообеспеченных украинцев
Если вы провели очередную ревизию у себя в шкафу и теперь не знаете, что делать с вполне пригодными, но уже приевшимися или вышедшими из моды вещами, есть хорошая идея — заехать на ОККО. Одна из крупнейших автозаправочных сетей страны уже пятый год собирает одежду, обувь, постельное белье, книги и передает все это нуждающимся. В апреле текущего года проект ОККО по сбору бывших в употреблении вещей для малообеспеченных украинцев признан победителем ІХ Национального конкурса КСО-кейсов “Бизнес, который меняет страну” в номинации “Уменьшение неравенства внутри стран и между самими странами”.
Для сбора вещей сеть ОККО уже установила специальные контейнеры на 18 АЗК в шести городах страны — Киеве, Львове, Днепре, Одессе, Харькове и Виннице. Их количество постоянно растет, как и объемы помощи. Так, за годы работы программа уже помогла собрать более 250 т одежды и обуви для малообеспеченных, из них почти 140 т только за прошедший год. В этом проекте ОККО активно сотрудничает с волонтерскими организациями, которые занимаются вывозом вещей из контейнеров, их сортировкой и распределением среди получателей. Ключевое условие — все вещи должны передаваться людям абсолютно бесплатно. По такому принципу компания сегодня сотрудничает с семью общественными организациями. По их подсчетам уже несколько тысяч человек воспользовались вещами, собранными сетью.
Основными получателями помощи являются бездомные, сироты, люди с инвалидностью, подопечные интернатов и гериатрических учреждений, вынужденные переселенцы и жители населенных пунктов вблизи линии разграничения на Донбассе. По разным оценкам, от 8 до 24% людей в Украине живут за чертой бедности, то есть им не хватает даже самых необходимых для жизни вещей. А кроме материальной поддержки, не менее важен и фактор сострадания, участия, чтобы оказавшиеся в сложных обстоятельствах украинцы не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы. Инициированный компанией проект как раз и помогает клиентам сети ОККО проявить неравнодушие. Для многих это входит в привычку — заехать на АЗК заправиться, выпить кофе, передать пакет с вещами для нуждающихся.
Первой из партнеров ОККО в программе по сбору вещей для малообеспеченных еще с 2014 г. и до сих пор является львовская общественная организация “Эмаус-Оселя”, основной вектор деятельности которой — обустройство проживания, быта, занятости бездомных. Все начиналось с того, что сотрудники ОККО приносили в центральный офис во Львове свои использованные вещи и передавали представителям “Осели”. Из этой волонтерской инициативы и родилась идея наладить такой сбор системно по всей Украине. Тем более что динамика заполнения первого контейнера превысила все ожидания. Контейнер емкостью 150 кг меньше чем за две недели наполнялся на 100%.
“К тому же данный проект берет на себя не только социальную, но и экологическую нагрузку, — отмечает социальный работник “Эмаус-Осели” Ольга Биянская. — Вещи, которые уже не нужны первоначальным владельцам, получают вторую жизнь и могут еще послужить другим людям. Все собранное тщательно сортируется и повторно используется.
Кроме того, для нас важно, чтобы контейнеры находились на территориях, где им обеспечен постоянный присмотр, как, например, на АЗК”. Кроме “Эмаус-Осели”, в круг общественных организаций, с которыми сотрудничает ОККО по сбору вещей, сегодня входят “Украина без границ” (Киев), “Каритас” (Киев, Харьков) “Добрый самаритянин” (Одесса), “Помогаем” (Днепр), “Украинское волонтерское движение” (Винница).
Таким образом, любой житель крупных городов, заезжая на ОККО, получает возможность стать благотворителем, внести свой личный вклад в преодоление бедности в стране. Для этого надо всего лишь поделиться вещами с другими. Адрес ближайшей заправки с контейнером для сбора использованных вещей можно найти на сайте компании. Делать добро просто. И приятно.
Назар Купыбида
Директор “Концерна “Галнафтогаз”
Сбор использованных вещей на заправках является примером эффективного сотрудничества ответственного бизнеса, волонтерских организаций и неравнодушных украинцев, чьи совместные усилия помогают облегчить жизнь многим малоимущим. Мы осознаем актуальность этой инициативы и продолжаем вести диалог с общественными активистами по всей Украине, постоянно увеличивая количество контейнеров на АЗК, где можно оставить вещи. Такое сотрудничество лучше всяких слов продвигает в украинском обществе идеи солидарности и взаимопомощи, а значит, делает его более гуманным.
Французский эксперимент
Несколько французских политиков начали разрабатывать законопроект о КСО еще в 2012 г. Возможно, их инициатива не имела бы успеха, но трагедия в Бангладеш все изменила. К подготовке, лоббированию и пиару проекта подключились профсоюзные, экологические, правозащитные организации. Проект был внесен в феврале 2015 г., прошел по три чтения в обеих палатах парламента, после чего был утвержден Национальным собранием 21 февраля 2017 г.
Официально этот закон называется “О бдительности материнских и подрядных компаний”, неофициально — законом Rana Plaza. Он охватывает около 150-200 крупнейших компаний, действующих во Франции. Под него подпадают французские компании, насчитывающие не менее 5 тыс. сотрудников, и транснациональные, имеющие не менее 10 тыс. сотрудников (в самой компании и в ее прямых или косвенных “дочках”).
Согласно новому закону материнская компания устанавливает и эффективно реализует план бдительности, касающийся деятельности компании, всех дочерних компаний или компаний, которые она контролирует. Этот план включает меры для выявления рисков и предотвращения серьезных нарушений прав человека и основных свобод, здоровья человека и безопасности окружающей среды в результате деятельности самой компании, тех компаний, которые она прямо или косвенно контролирует, а также ее субподрядчиков и поставщиков.
В законе было записано также, что компания, не разработавшая план, будет оштрафована на сумму до 10 млн евро. Если же у организации не будет плана и при этом она нанесет ущерб окружающей среде или нарушит права работников, то размер штрафа возрастет до 30 млн евро. Однако эти нормы были исключены из закона решением Конституционного суда, принятым 23 марта 2017 г. по обращению депутатов — противников закона. В итоге закон вступил в силу 28 марта 2017 г. уже без этих норм.
Тем не менее исключены только нормы о штрафе. Любое заинтересованное лицо может подать на компанию-нарушительницу в суд с иском о возмещении ущерба, нанесенного отсутствием или неисполнением плана бдительности. Ожидается, что компании выпустят первые планы бдительности этой весной, а об их исполнении расскажут через год, следующей весной. Тогда же можно будет оценить действенность нового закона.
Последствия для Украины
В Украине немало компаний имеют большой опыт КСО. Это и те украинские компании, которые работают на мировых рынках и заботятся о своем имидже, и серьезные западные компании, которые приобрели активы в Украине и расширяют производство. При покупке предприятий и строительстве новых мощностей компании почти всегда предусматривают статьи расходов, учитывающие интересы трудового коллектива предприятия и местной территориальной общины. И это вполне реальная (не показушная) КСО, если, конечно, взятые на себя обязательства исполняются.
Впрочем, до сих пор КСО была в основном добровольным делом. Конечно, есть законодательно установленные минимальные требования, но все, что сверх них, — это сугубо добрая воля компаний: улучшение качества жизни работников, снижение нагрузки на окружающую среду и т. д. И нередко компании смотрели на КСО как на разновидность рекламы или пиара.
Однако пример Франции, превратившей КСО в обязанность крупнейших компаний, показывает, что такое положение вещей может измениться. И если этому примеру последуют другие европейские страны, то это неизбежно заденет украинские компании. Действительно, если европейские компании будут вынуждены брать на себя обязательства по КСО, то они наверняка постараются, чтобы эти требования распространялись на любые компании, которые хотят работать на европейском рынке.
С другой стороны, украинские компании, сознательно придерживающиеся КСО, точно так же могут поставить вопрос о том, чтобы сделать КСО обязательной в Украине. То есть этот процесс, начатый Францией, может обрести характер цепной реакции. А пострадают от него те компании, которые всячески избегают какой-либо социальной ответственности, потому что привыкли думать лишь о сиюминутной выгоде. То, что КСО — это выгодное дело, подобные компании поймут лишь тогда, когда они будут выброшены с рынка, а их долю займут компании, соблюдающие КСО.
Бизнес играет важную роль в развитии украинского общества
Компания Nestlé является одним из мировых лидеров в сфере рационального питания и здорового образа жизни. Поэтому Nestlé, являясь экспертом в данной сфере, предлагает качественные и вкусные продукты питания и напитки, поощряет людей вести здоровый образ жизни. Развивая спрос на полезные продукты питания, компания сотрудничает с местными поставщиками, чтоб последние имели возможность предлагать потребителям качественное сырье международного уровня. Также Nestlé заботится о качестве собственной продукции от начала создания продукта, контролируя качество сырья — от сбора до хранения, переработки и отгрузки на фабрики, предоставляет простую для понимания информацию о питании на упаковках продуктов, чтобы помочь каждому сделать ра-зумный выбор. Также 100% продуктов для детей соответствуют критериям системы оценки пищевых характеристик Nestlé для детей, которые основаны на международных рекомендациях в области общественного здравоохранения, таких как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Nestlé постоянно работает над улучшением пищевых профилей своих продуктов. Постепенный подход к сокращению соли, сахара, насыщенных жиров и исключению транс-жиров в продуктах, производимых компанией, помогает потребителям адаптировать свои вкусовые предпочтения, что делает их более склонными к ведению здорового образа жизни в долгосрочной перспективе.
Приоритет компании — сделать более здоровые варианты выбора для наших потребителей, помочь им при выборе, приготовлении и потреблении продуктов компании. По этой причине Nestlé информирует потребителей на всех продуктах питания и напитках о калориях, сахарах, жире и других питательных веществах в порции и суточной норме.
Ансгар Борнеманн, генеральный директор Nestlé в Украине и Молдове утверждает: “Бизнес играет важную роль в развитии украинского общества. Наша компания имеет значимый опыт роботы в разных странах мира, и мы понимаем, насколько он может быть полезным тут, в Украине. Успех Nestlé в Украине заключается в еже-дневной работе по достижению нашей цели — повышение качества жизни и вклад в здоровое будущее.
Создание общих ценностей есть неотъемлемой частью нашего бизнеса, и мы уверены, что систематическая работа способна принести позитивные изменения для каждого украинца. Именно поэтому мы развиваем бизнес, создаем новые рабочие места, последовательно внедряем в Украине образовательные проекты и программу по рациональному питанию, а также проекты по охране окружающей среды и энергоэффективности”.
Создание общих ценностей — это подход к ведению бизнеса, направленный на решение глобальных социальных и экономических проблем, который обеспечивает позитивные результаты для акционеров и общества. Инициативы компании направлены на следующие сферы: рациональное питание и здоровый образ жизни, развитие сельского хозяйства, охрана окружающей среды, трудоустройство молодежи.
В Украине компания активно поддерживает все направления локальными или глобальными инициативами, среди которых программа по поддержке и развитию сельского хозяйства, “Господар+”, по популяризации рационального питания среди школьников, “Абетка харчування”, трудоустройство молодежи, “Nestlé потрібна молодь”.
Например, образовательная программа “Абетка харчування” является частью глобальной социальной инициативы “Nestlé Здорові діти” и представлена в 84 странах мира.
В Украине программа “Абетка харчування” создана с учетом традиций и потребностей украинского общества и нацелена на развитие культуры здорового питания среди школьников. Научной базой для ее создания стали многолетний опыт и глубинные исследования Nestlé в сфере сбалансированного питания. Эта образовательная программа создана по инициативе Nestlé вместе с экспертами Министерства образования и здравоохранения, экспертами по питанию, нутрициологами, методистами и детскими психологами. “Абетка харчування” является частью вариативной программы для учеников первых-четвертых классов в рамках курса “Основы здоровья”. Главная цель программы — научить детей принципам рационального питания и воспитать привычку придерживаться этих принципов в жизни. В этом учебном году в программе участвуют около 1300 школ и 330 тысяч детей по всей Украине.
Благодаря исследованиям, образованию и партнерству компания помогает родителям и учителям, партнерам и сотрудникам информировать детей и быть осведомленными в области питания.