Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Если ребенок сидел под бомбами, память об этом может преследовать его всю жизнь”

[07:00 12 мая 2025 года ] [ Meduza, 11 мая 2025 ]

Украинский психолог Элина Бытюк — о том, как война сказывается на детях

Вооруженные силы РФ 4 апреля 2025 года нанесли ракетный удар по Кривому Рогу: погибли 20 человек, в том числе девять детей в возрасте от трех до 17 лет. ООН эту атаку называет самой смертоносной за все время полномасштабной российско-украинской войны — именно по числу единовременных потерь среди несовершеннолетних. Всего после 24 февраля в результате российской агрессии в Украине погибли почти 700 детей; еще около 1800 были ранены. Вред же психическому здоровью нанесен в гораздо большем масштабе. И дело не только в жестокости, которую видели дети: вопреки стереотипам о “гибкой психике”, такой опыт может привести к болезням и психическим расстройствам, в том числе зависимостям. Мы поговорили с психологом фонда Children New Generation Элиной Бытюк о ее опыте общения с пострадавшими детьми.

В каком положении находятся сейчас украинские дети

  • Пресс-секретарь ЮНИСЕФ Джеймс Элдер заявлял, что только за первые два года войны дети в прифронтовых зонах в Украине провели в подвалах и укрытиях от трех до пяти тысяч часов, то есть от четырех до семи месяцев. Постоянная угроза жизни приводит к тому, что у них развивается комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое часто сложнее поддается лечению, чем обычное ПТСР, спровоцированное единичным событием, а не их чередой.
  • Больше 13 тысяч детей из-за войны остались без родительской опеки (в том числе потому что родители оказались в плену или на оккупированной территории), почти 1800 стали сиротами. Горе естественным образом осложняет переживание травматичных событий.
  • Война сказывается и на том, как дети получают образование: 700 тысяч детей не ходят в школу (например, потому что школа разрушена), а занимаются удаленно. Постоянные воздушные тревоги и отключения света тоже мешают нормально учиться.
  • Прежние социальные связи рвутся: почти семь миллионов людей уехали из Украины (преимущественно женщины и дети), почти четыре миллиона — переехали внутри страны. Причем их новые жилища нередко оказываются сильно хуже прежних. По данным ЮНИСЕФ, сейчас 1,7 миллиона детей в Украине не имеют доступа к чистой воде. Утрата дома и привычной обстановки — тоже большая потеря для детей и удар по психическому здоровью.
  • В одном из недавних опросов 73% опрошенных детей заявили, что не чувствуют себя в безопасности и что им страшно, 64% потеряли интерес к учебе.
    Львов, 9 марта 2024 года. Мальчик держит плакат с надписью “Где мой папа? Два года в плену”. В этот день около памятника Тарасу Шевченко проходила акция родственников военнопленных

Сейчас в Украине работают местные и международные некоммерческие организации, которые оказывают детям психологическую помощь. Это не только личные консультации психотерапевта, но и занятия в группах. После вторжения ВС РФ выяснилось, что никто не занимался тем, чтобы в Украине было достаточно психологов, которые умеют оказывать помощь детям и подросткам, получившим травму. Поэтому немецкие специалисты начали такое обучение и продолжают его до сих пор.

Работа психологов нужна, чтобы помочь детям справиться не только с воспоминаниями о травмирующих событиях, но и с текущими угрозами — научиться реагировать на стресс наименее разрушительным способом. Чтобы дети лучше переживали происходящее, важна и родительская поддержка. Проблема в том, что родители тоже находятся в тяжелой ситуации и не всегда справляются хорошо. Помощь требуется и им.

В фонде Children New Generation тоже работают психологи. Элина Бытюк консультирует детей и родителей, которые получают помощь в шелтерах для внутренне перемещенных лиц. Мы попросили ее рассказать, что она видит на работе — как дети реагируют на происходящее и из чего теперь состоит их жизнь.

В 2008 году окончила Институт психологии и предпринимательства по специальности “Психолог”. Практиковала в частном порядке. В 2021—2022 годах работала психологом неврологического отделения Селидовской центральной городской больницы (Донецкая область, Украина). Сейчас работает психологом детского отделения Днепропетровской областной психиатрической больницы и психологом шелтера для внутренне перемещенных лиц фонда Children New Generation.

А теперь — интервью

— Какое можно дать определение травме, которая может возникнуть у пережившего войну ребенка?

— Общего понятия выделить нельзя — у каждого ребенка все индивидуально. У кого-то это страхи, депрессия, депривация (внутренняя изолированность от всего, враждебность). Бывает, дети не хотят общаться, уходят в себя. Или же наступает ступор, если ребенок видел какое-то [шокирующее] событие, — вывести его из этого состояния очень трудно. У других возникает агрессия. Ведь что такое агрессия? Это скрытый страх. Некоторые дети могут потерять речь, у других могут начаться истерики, панические атаки, вспышки гнева.

У каждого психика реагирует по-разному, и хорошо, если у человека есть внутренние резервы и хорошее окружение, благодаря чему он может со всем этим справиться. Детям, которые лишились жилья, кстати, хорошо в шелтерах, у них здесь есть межличностное общение, для детей это много значит: они играют и переключаются [с проблемы на игру].

А есть дети, которые вскакивают ночью, потому что они [ранее] увидели какое-то [страшное] событие и оно в них запечатлелось — и теперь ребенок просыпается от страха, потому что у него навязчивые воспоминания, как у [взрослых] участников войны. И эти навязчивые воспоминания идут просто чередой, силой воли подавить их в себе невозможно.

Для ребенка первичная защита, базовая основа — это семья. Это источник его поддержки. Ребенок воспринимает все через чувства, и он очень хорошо чувствует своих родителей. А если папа пошел на фронт, а мама заболела на фоне стресса, то у ребенка может возникнуть чувство внутренней изолированности от всего, он может начать воспринимать этот мир как чужой, враждебный — и тогда у ребенка вопрос: “Как мне в этом мире жить? Если я принимаю эти условия — значит, я должен быть точно таким же враждебным, защищаться?”.

Если, допустим, семья потеряла дом, то у детей подросткового возраста может потеряться собственное Я-определение, собственная идентичность, отсюда может возникать уныние, ощущение беспомощности.

Психологи рекомендуют жить здесь и сейчас, да. Но мы все равно нуждаемся в том, чтобы иметь какую-то устремленность. Когда у нас есть цель, даже внутренние органы наши начинают работать по-другому. Наличие цели стимулирует внутренние резервы. А что делать ребенку, когда он переселился, потерял папу или кого-то другого из близких? Он задается вопросами: “Куда я иду? Что мне надо? Как мне жить дальше?”. Возникает потерянность, тревога, и это все может перерасти в генерализованное тревожное расстройство, в депрессию.

Например, сейчас мы работаем с подростком из Бахмута: он не определяет собственные границы, не может выразить свои мысли, он не уверен в себе, замкнут. Ребенок буквально потерян в этой жизни. Другая девочка (ей 15, и она из Северодонецка) постоянно рассказывает, как скучает по друзьям, по дому, по атмосфере, по игрушкам, которые были у нее в комнате. Другая девочка, из Бахмута, вообще замкнулась и не хотела выходить из квартиры, всего боялась: [ей мешали] страхи, тревоги. 

Человека из такого состояния надо выводить: прошлое ушло, а надо быть здесь и сейчас.

Дружковка (Донецкая область), 24 сентября 2024 года. Подросток в шелтере для беженцев организации Stay Safe UA

 

— Это и взрослому иногда тяжело принять. Как объяснить такие сложные вещи ребенку?

— Я сама переселенка и понимаю эти тревоги. Мой сын, которому 16, тоже тяжело принимал новую обстановку, сутки [после вынужденного переселения в Днепр] вообще не ел. Самое главное в данном случае — переключить человека (хоть взрослого, хоть ребенка) на что-то позитивное, яркое, на самоактуализацию, саморазвитие. 

Люди так или иначе всегда стремятся к лучшему, к светлому. Нужно использовать зачатки такого стремления и фокусировать внимание человека на поиске идей: что я могу сделать сейчас, исходя из того, где я [теперь] живу, что мне вообще нравится делать в жизни. Это важно проговорить, чтобы мозг человека начал работать в направлении поиска ответа, идеи. Но на все это нужно время.

— Вы говорили о риске потери Я-идентичности. Расскажите, пожалуйста, что это значит и чем угрожает подростку?  

— Это потеря контакта со своей личностью, с самим собой, которая ведет к отчуждению, к удалению от социума, уходу в себя. У человека нет ощущения своих границ, своего характера, себя самого. И последствия могут быть самыми различными, начиная с низкой самооценки.

А чем страшна низкая самооценка? Человек ничего в жизни не будет добиваться, он никуда не хочет идти, ему ничего не нужно.

Мы вообще приходим в эту жизнь, чтобы развиваться, делать этот мир лучше. В норме, у нас есть мотивация. А здесь человек становится безразличным к самому себе, к окружающим. Он фрустрирован. Это может приводить к депрессии, апатии, астении, когда человек может неделями лежать и не вставать с кровати. Он может забиться в угол и сидеть, ничего не видеть и не слышать — вот такое возникает отчуждение от всего. Ему ничто не мило, его ничего не радует. И если человек с таким состоянием не справляется сам, нужно подключать уже медикаментозную терапию, психотерапию.

Чтобы не потерять свою Я-идентичность, надо знать, что я как человек развиваюсь, я познаю мир, мне это интересно, мне интересен сам процесс жизни. Надо не потерять радость внутри себя и доверие миру. Но что, если это доверие уже потеряно? 

Елизаветовка (Донецкая область), 14 ноября 2024 года. Село активно обстреливала российская армия и атаковали дроны, в результате пропало электричество и вода. Семья с пятью детьми решила эвакуироваться

 

— Можно ли сказать, что маленькие дети устойчивее к травмирующим событиям, чем подростки? 

— Да, маленький ребенок легче переключается за счет игры и взаимодействия с другими детьми. Он благодаря этому более адаптивен. Если бы он остался один в какой-то тревожной ситуации, то могли бы быть истерики, ступор, онемение, ребенок бы без конца плакал. А когда ребенок в коллективе, то на проблеме он уже не так концентрируется.

А вот подросток живет более осознанно, он воспринимает различные ситуации под другим углом. И если у него больше нет жилья, может напасть нежелание развиваться. 

Как у детей, так и у подростков могут начаться эмоциональные качели: тут он смеется, тут он плачет, тут снова радуется. Во-первых, это последствие пережитого, а во-вторых, следствие того, что у детей в целом неустойчивая психика. А ведь у каждого из них еще и разное состояние центральной нервной системы, разные адаптивные свойства, разный эмоциональный фон. Да и когда постоянно вокруг такие стрессовые события — какая нервная система может все это выдержать?!

Например, у нас сейчас есть одна девятилетняя девочка из Покровска. Она ведет себя так, будто не знает, чего хочет: хватается за все, сначала ей хочется это, тут же хочется то. Вот вроде бы она играет, а тут смотришь — она уже игрушку эту бросила. Девочка постоянно куда-то бежит: глаза растерянные, внутри тревожность, она не может себя “собрать”. Поведение этого ребенка определяют вопросы: “Что я хочу? Где я?”. 

— Как вы понимаете, что это не просто возрастные проявления у ребенка?

— Такое поведение характерно для ребенка трех лет, но не для девятилетнего.

— Как вы понимаете, что ребенок травмирован, когда вы его видите впервые? 

— Через первичный осмотр, беседу, наблюдение. Задаю наводящие вопросы: “Где ты был? Как ты это перенес?”. У маленьких детей это [травма] выражается в поведении: вспышки агрессии, истерики. Или наоборот — ребенок впадает в ступор, не хочет ни с кем общаться, ничего рассказывать. Поэтому к каждому ребенку нужен свой подход. Нужно также понимать, где его родители, живы ли, на войне ли.

Окрестности Ирпеня (Киевская область), 22 июня 2022 года. Мальчик смотрит на то, что осталось от российского танка

 

Нельзя человека из тревожного состояния просто — раз! — и вывести. Нужно время. Мы справляемся, проходим путь. Пытаемся найти, что человека радует. Обратить внимание на то хорошее, что есть в самой жизни; определить его мечты и устремленности. Рекомендую [тем, кто постарше] вести дневники эмоций, чтобы учиться переключаться с негативных чувств на позитивные: “Ты еще жив, жизнь на этом [травме] не кончается”. 

Мне нравятся когнитивно-поведенческая терапия, логотерапия, ведь просто поговорить с человеком на самом деле тоже многое значит. И если ребенок улыбается, если он концентрирует на мне взгляд, если он хочет позаниматься со мной, — я расцениваю это как прогресс. 

С родителями тоже приходится работать, потому что, бывает, с их стороны — непробиваемая стена. Для ребенка семья — это основа доверия к миру. А к родителям, которые попадают, допустим, к нам в шелтер, тоже приходится пытаться достучаться. И когда у них не удовлетворены витальные потребности, о каком психологе можно говорить?!

Приходится иногда обращать их внимание: у вашего ребенка повышена тревожность, не мешало бы обратиться к специалисту, иначе дальше могут быть серьезные проблемы, в том числе психиатрические. 

— Разная ли степень травмированности детей, которые сами стали участниками страшных событий — например, сидели в подвале под бомбами, — и которые живут в удалении от эпицентра войны? 

— Если ребенок сидел под бомбами, память об этих событиях может преследовать человека всю оставшуюся жизнь. 

У детей, которые живут подальше от войны, фон тоже не совсем благоприятный: постоянные воздушные тревоги, постоянный страх — а вдруг что-то прилетит, что-то случится. А когда человек находится в состоянии длительной неопределенности, у него тоже включается защитный механизм “бей, беги, замри”, и если этот механизм мобилизирован на протяжение длительного времени, впоследствии может возникнуть депрессия. Да, не у каждого, но она будет. И надо понимать, что депрессия — это не просто “мне грустно”, это тяжелое заболевание, когда люди могут неделями не иметь сил даже просто чтобы встать с кровати или поесть. 

Надо смотреть еще, не забрали ли папу на фронт? А жив ли он? А может ли мама дать ребенку защиту, если у нее у самой постоянная неопределенность, если она постоянно боится за папу? Мамы в депрессии не могут уделить достаточного внимания детям. 

 

Сейчас у нас в большой тревоге мамы — за мужей, которые воюют. Я с ними часто общаюсь, и эти женщины постоянно переживают [за супругов]. Они в депрессии, они уходят в работу. Я им говорю: “Вам надо собой заняться”, а они — работа, работа, работа, а потом: “Ой, сын тревожный, он постоянно не спит”. А я им: “Вы же сами не спите”.  

Приходила ко мне женщина, у сына которой — тревожное расстройство, гиперактивность, трудности с концентрацией внимания. А я смотрю — эта женщина сама подавлена, она меня не слушает — улетела куда-то, мыслями она рядом с мужем, на фронте. И все, что я могу тут сказать: “Давайте с вами сначала поработаем, а потом уже будем идти к ребенку”. Потому что мать несет ответственность за свое внутреннее состояние перед ребенком.

Другая мама жаловалась на то, что дочка не слушается, капризничает, а выяснилось, что у мамы у самой депрессия, которую нужно корректировать с помощью антидепрессантов. Чувствительная по природе своей девочка рядом с мамой, у которой депрессия, сама может испытывать тревогу, беспокойство, может постоянно плакать. А если успокоится мама, может успокоиться и ребенок. 

— Может ли семья жить “как прежде” после возвращения папы домой с фронта? 

— Это зависит от того, с каким желанием папа пошел воевать, и каким он с войны вернулся. Чем наполнен этот человек? Если он пошел с идеей, то это дает большой стимул для развития ребенка. А если папа пришел и впал в депрессию, то какие отношения могут быть в этой семье? Ребенок может замкнуться, уйти в себя, перестать общаться с родителями, перестать им доверять, особенно если папа проявляет агрессию. А если папа проявляет любовь и понимание, если папа пришел героем — тогда это положительно скажется на ребенке: “Папа мой герой, он победитель, я буду как папа, я буду сильным”. 

Донецкая область, 11 февраля 2025 года. Украинский военный Влад встречается с семьей

 

Помимо базового доверия к миру, от родителей зависит еще и моральная основа, которая вырабатывается у ребенка. А если папа пришел с войны с установкой “все плохо”, если он туда пошел не по собственному желанию, то и ребенок получит пример ухода от ответственности. 

Если же папа пришел с войны в другом настроении, и они вместе с ребенком дальше продолжают жить, что-то вместе строят, общаются, то все идет иначе: ребенок смотрит на папу и хочет стать таким, как он — потому что ребенок впитывает все как губка (поэтому родители должны быть внимательны к своим словам и действиям). Да, папа в любом случае придет с войны другим. Большинство возвращается домой с посттравматическим синдромом; эти надломленные судьбы буквально чувствуешь. Но одно дело, когда ты приходишь победителем, а другое — когда нет.

В то же время многое зависит и от самого человека. Сейчас у нас в шелтере временно живет мужчина, которому 37, — он здесь оформляет необходимые документы и готовится возвращаться домой. Он прошел АТО, и сейчас тоже [в период полномасштабной войны] пошел на фронт добровольцем. У него было три ранения, случилась тяжелая травма, он перенес сложную операцию. И этот мужчина говорит: “Если бы я не знал, что меня дома ждет мама, мне незачем было бы оставаться в живых”.  

А у него умерла сестра, и их мать взяла опекунство над пятерыми детьми этой сестры, своими внуками. И он, будучи все время на антидепрессантах и обезболивающих, тем не менее говорит: “Я выжил, чтобы помогать им”. 

Да, у него все время присутствует фоновое внутреннее напряжение. Но в то же время его организм понимает, что у него есть цель: помогать близким. И от этого идет внутренняя перестройка. Если есть цель — семья, дети, — то внутренняя тревожность может смениться осознанием того, что твоя помощь и забота необходимы другим. И психика восстанавливается, потому что есть ради чего. Хотя, конечно, все индивидуально.

— Какие события для детей являются самыми опасными, травмирующими?

— Потеря связи с близкими, с отцом или матерью — в случае детей это переносится, пожалуй, даже тяжелее, чем потеря дома. Если есть семья, и если есть в семье тепло, ребенок нормально адаптируется. А если нет… Многое зависит от родителей, в том числе и от их моральных взглядов, от того, насколько они адекватно оценивают собственное состояние, работают ли с собственной тревожностью.

Тяжело сказывается неопределенность, особенно сейчас, когда утеряны дома, квартиры. Это и для родителей тяжело: они задумываются о том, что они могут дать своему ребенку, кроме любви и поддержки.

— Что помогает детям справляться с последствиями военных потрясений? 

— На первое место я бы поставила межличностные отношения, социализацию — общение с другими детьми, с педагогами. Детям более старшего возраста могу посоветовать спорт, потому что через мышцы мы воздействуем на наш мозг. Можно пойти на танцы, нужно искать себе хобби, искать себя в этой жизни, развиваться, учиться, проявлять себя. Можно подключать игровую терапию, арт-терапию, рисовать. А кому-то нравится складывать пазлы. 

Так что — физкультура, спорт и общение. И конечно, я бы работала с родителями, чтобы они были не только в своих заботах, но могли поговорить со своим ребенком, уделить ему внимание, чтобы он не замыкался в себе, рассказывал, делился с родителями своими мыслями. 

Нужно учиться переключать свое внимание на позитивные моменты, учиться видеть хорошее. Я понимаю, что во время войны это сложно, но если мы не можем изменить ситуацию, мы просто стараемся спокойно ее принять и пройти. Даст Бог, получится. 

 

 

— Вам встречались дети, которые пережили военные потрясения, но эти события никак на них не отразились? 

— Мне кажется, эти события отразились на всех, пусть и не у всех есть тяжелые психоэмоциональные нарушения. 

У нас война. Постоянно тревога, постоянно родители в напряжении, постоянно какие-то разговоры в семье на эту тему, все время в доступе средства массовой информации. А дети при этом всем присутствуют, и у них тоже тревога. Где-то что-то упало на пол — а ребенок уже вздрагивает автоматически. 

Ничего не проходит бесследно. Война повлияет на всех, просто на каждую семью и на каждого ребенка по-разному. Хотелось бы, чтобы после сложных этапов мы все возрождались заново, как птица феникс. Но, к сожалению, не всем это дано. 

Да, война — это большая травма. Но многое зависит от того, как мы встречаем эту беду. Жизнь, в любом случае, продолжается для каждого из нас. Вопрос в том, чтобы встать — и двигаться дальше.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

“Если ребенок сидел под бомбами, память об этом может преследовать его всю жизнь”

[07:00 12 мая]

[Meduza, 11 мая 2025]

Украинский психолог Элина Бытюк — о том, как война сказывается на детях

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.