Финансовый кризис вынудил власть сократить армию чиновников, как это делается и в других странах. Повальное сокращение “молодых и перспективных” — национальная особенность процесса.
Последние четыре года правительства держали курс на повышение статуса чиновников, чтобы пресечь коррупцию и привлечь на госслужбу талантливую молодежь. Одним из первых шагов правительства Юлии Тимошенко в этом направлении в 2005 году стало повышение зарплат членам Кабмина и руководству Секретариата Президента — с 5 тыс. до 14—16 тыс. грн. Через год сменщик Тимошенко на премьерском посту Юрий Ехануров повысил оклады статусных госслужащих еще на 30%, после чего разрыв между зарплатами чиновников высшего и среднего звена увеличился в 10—12 раз. Правительство Виктора Януковича постаралось выровнять это несоответствие, увеличив доход специалистов среднего звена на 9—16%. Явное благоволение власти к “государевым людям” подогревало их аппетиты. В 2007 году Главное управление государственной службы инициировало трехкратное повышение зарплат государственным служащим. Однако социально ориентированный бюджет 2008 года предусматривал рост доходов чиновников на уровне других категорий населения, что само по себе уже было немало. Все это благотворно повлияло на рост чиновничьей армии. Если к концу 2004 года число государственных служащих составляло около 251,5 тыс. человек, то на начало 2009-го — уже 290,8 тыс. Причем наиболее активно госслужащих прибывало в территориальных отделениях министерств и других органов исполнительной власти (за четыре года их количество увеличилось со 120,1 до 152 тыс.) и в органах местного самоуправления (с 89,5 до 100,6 тыс.).
Впрочем, эксперты говорят, что действия власти все же принесли свой позитив. “Увеличение зарплат чиновникам повысило престижность работы в органах госслужбы, в результате чего туда стали приходить молодые кадры, уменьшилась текучка. Чиновники стали задерживаться на своем месте более трех лет, и это повысило качество их работы. По примеру Министерства юстиции могу сказать, что качество подготовки законопроектов существенно возросло: документы стали выходить куда более юридически грамотными, чем это было в 2003—2004 годах”, — поведал глава Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук. По словам первого заместителя министра по вопросам труда и социальной политики Павла Розенко, проводимая государством политика в отношении госслужащих стабилизировала ситуацию с кадрами в министерствах, отток специалистов снизился. “Раньше кадровый состав представляли сотрудники до 30 и после 50 лет. Самый же активный, опытный и прогрессивный слой ненадолго задерживался на госслужбе. С повышением зарплат молодежь прекратила хаотический поиск работы в другом месте”, — уточнил он.
Исходя из данных официальной статистики, чиновники чувствуют себя сравнительно неплохо и в кризисное время. По итогам января средняя зарплата государственного служащего составила 2581 грн., что оказалось меньше лишь доходов финансистов (3747 грн.) и авиаторов (4061 грн.). Однако, по информации, госслужащие того же Кабмина уже более трех месяцев живут в режиме жесткой экономии. Еще с конца прошлого года были существенно сокращены выплаты всевозможных надбавок и премий, которые являются основной составляющей доходов чиновников. Поэтому те, кто уже давно присматривался к переходу на новое место работы, постарались это сделать еще при первых симптомах кризиса. “Этот шаг, безусловно, повлечет за собой снижение зарплат по всей министерской вертикали, до самого нижнего звена. В целом госслужащие негативно воспримут такие инициативы. Однако я не прогнозирую существенного оттока кадров в связи с этим. В условиях кризиса альтернативную работу найти не так просто”, — считает Павел Розенко.
Вполне оправданным в нынешней ситуации выглядит и 20%-ное сокращение чиновничьей армии. Аналогичные действия в период кризиса предпринимаются для экономии бюджетных средств практически во всех странах. Другое дело, как именно проводится такое сокращение у нас. В первую очередь увольняют “молодых и перспективных”: их более опытные коллеги, как правило, находят способ, чтобы остаться на службе. В результате в органах государственной власти, как и в дореформенное время, остаются трудиться пенсионеры и женщины, досиживающие до декретного отпуска.
Отток кадров из министерств и ведомств повлечет за собой еще одну проблему — на вакантные должности руководители ведомств не смогут нанять новых сотрудников. “Ситуация просто парадоксальная. В целях экономии средств правительство теряет бюджетные поступления. Уже который месяц я не могу нанять в Госинспекцию по энергосбережению, которая призвана следить за нормативами потребления газа и применять санкции к неэкономным предприятиям, новых сотрудников, поскольку Минфин запрещает мне это делать. У меня просто нет людей для проведения аудита”, — пожаловался глава Национального агентства по вопросам эффективного использования энергоресурсов Игорь Черкашин. “Чтобы действительно сохранить хороший кадровый состав и сэкономить бюджетные средства, Кабмину следовало бы пересмотреть административное устройство аппарата госвласти, убрав, к примеру, дублирование функций различными министерствами и ведомствами”, — резюмирует глава Комитета Верховной Рады по вопросам труда и социальной политики Василий Хара.
Светлана КРЮКОВА
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.