Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Экономические приоритеты — предвидеть и воплотить

[17:39 29 сентября 2010 года ] [ День, № 175, 29 сентября 2010 ]

Владимир Щелкунов: То, что мы сделаем конкурентоспособным сегодня, должно быть таким и через 50 лет...

Цель Украины — войти в семерку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в мире. На прошлой неделе об этом журналистам в Нью-Йорке сказал глава Администрации Президента Украины Сергей Левочкин, комментируя обнародованное в выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявление главы государства Виктора Януковича о том, что Украина готова играть ведущую роль в мире в вопросе борьбы с глобальной проблемой человечества — голодом. “Президент Украины объявил приоритетом своей экономической политики развитие сельского хозяйства. И государственные инвестиции, мероприятия по реформированию этой отрасли экономики позволят нам войти, по крайней мере, в ведущую семерку стран мира по объемам произведенной сельскохозяйственной продукции”, — отметил Левочкин.

В каких еще отраслях Украина способна и должна завоевать лидерские позиции в мире? Решить данный вопрос отныне призван Координационный совет по вопросам повышения конкурентоспособности национальной экономики, который недавно своим постановлением создал Кабинет Министров Украины. Совет, в состав которого вошли ведущие бизнесмены, ученые и правительственные чиновники, возглавил лично премьер-министр Николай Азаров. А руководителем секретариата совета стал президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты, профессор, доктор экономических наук Владимир ЩЕЛКУНОВ. Его мы и спросили о главных особенностях, целях и средствах новообразованного консультативно-совещательного органа.

— Владимир, расскажите, пожалуйста, подробнее о “кухне” новообразованного совета. Какова его стратегическая цель и роль в структурах власти?

— Главная наша цель — стать советом практических предложений и действий. На мне лежит очень большая ответственность, чтобы совет не стал популистским, а был практическим, чтобы достичь поставленной цели — максимального увеличения конкурентоспособности национальной экономики, насыщения внутреннего рынка, новой индустриализации и т.д. Мы обязаны разработать стратегию экономического развития страны до 2020 года как общенациональный проект прорыва нашего государства в круг самых развитых стран мира.

Сегодня же, по данным Всемирного экономического форума, результат измерения конкурентоспособности национальной экономики довольно неутешительный для Украины — за год мы потеряли семь позиций в глобальном рейтинге конкурентоспособности, сойдя на 89 ступеньку. А по показателю эффективности институционального развития, характеризующему эффективность не только структур власти, но и ведения бизнеса, имеем катастрофический 134 показатель! Впереди на 133 ступеньке — Кот-Д’Ивуар. Комментарии здесь излишни.

Но позитивным сигналом является тот факт, что власть начала делать конкретные шаги в повышении конкурентоспособности. То, что совет возглавил лично премьер-министр, свидетельствует о понимании критической важности этого вопроса для самого существования государства. Отмечу также, что похожие органы существуют в большинстве развитых странах мира. А в России Совет по вопросам конкурентоспособности и предпринимательства возглавляет премьер-министр РФ Владимир Путин.

— А можете поставить диагноз отечественной экономике перед “курсом лечения”, который будет предлагать совет? Что именно можно вылечить, а что, возможно, легче “ампутировать”, чем тратить дефицитные время и ресурсы?

— Перед лечением нужен анализ. Поэтому одним из первых вопросов, которые планируется рассмотреть на заседаниях совета, будет анализ состояния и план действий для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Мы рассмотрим конкретный план действий, который совет должен будет утвердить и предложить правительству для претворения в жизнь. Для этого и собран такой представительский орган, который объединяет как специалистов с глубоким пониманием функционирования национальной экономики, так и лучших бизнесменов-практиков. Это все люди со стратегическим мышлением.

Что касается приоритетных отраслей, которые нужно поддерживать и развивать как наиболее конкурентоспособные, характерные и стратегически важные для украинской экономики, решение уже есть. Сейчас среди них машиностроение, агросектор, энергосберегающие технологии, авиакосмическая отрасль, кораблестроение и нанотехнологии. Последние, кстати, уже разработаны в Национальной академии наук Украины и других научно-исследовательских институтах нашей страны. Они общепризнанные и прогрессивные, однако, из-за отсутствия финансирования не могут стать приоритетными.

— Сколько времени необходимо для воплощения предложений совета в жизнь?

— Время под конкретные мероприятия и программы на краткосрочный и долгосрочный периоды будет отведено разное — от одного до пяти лет. Больше времени для “раскачки” и поиска “места под солнцем” у нас, к сожалению, нет. Поэтому уже через год будут конкретные действия, мероприятия и показатели относительно результатов работы экономики благодаря рекомендациям совета.

— Каким вы видите идеал модернизированной экономики после успешной реализации рекомендаций совета? Какое место в ней займут инновации?

— Здесь мы планируем использовать опыт таких стран, как Южная Корея, Китай, Япония, Сингапур и тому подобное. Они в свое время продемонстрировали инновационный прорыв в базовых приоритетных отраслях. Для этого будем использовать инструменты технологического предвидения, стратегического прогнозирования и другие современные методики, которые дадут возможность понять главные приоритеты для отечественной экономики.

— А кто, на ваш взгляд, должен финансировать развитие инноваций: государство или бизнес?

— Есть такой термин — государственно-частное партнерство. Именно по его принципам и должны финансироваться инновации. В масштабах страны стратегическими отраслями должно заниматься государство, но в партнерстве с бизнесом, ведь на сегодня в Украине уже практически все в частных руках. И главное — чтобы такое партнерство было на паритетных принципах и взаимовыгодным. Вот тогда у нас и будет инновационный прорыв.

— Совет — консультативно-совещательный орган, но решения, которые он будет принимать, являются обязательными для рассмотрения центральными и местными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они все будут обязаны просто ознакомиться с решениями или выполнять их? Если выполнять, то кто и каким образом их заставит это делать?

— Решения, которые будет принимать совет, будут обязательными и для выполнения. Ведь глава совета — премьер-министр Украины. Поэтому проблем с выполнением не будет. Кроме того, решения, которые будет принимать совет, станут результатом широкого консенсуса власти и бизнеса. Следовательно, их разработают с учетом пожеланий всех заинтересованных сторон.

— А какие ориентиры для повышения конкурентоспособности вы считаете ключевыми для Украины как государства в долгосрочной перспективе? То есть за какими секторами экономики, видами бизнеса, с вашей точки зрения, далекое будущее нашей страны — лет через 50?

— Трудно прогнозировать развитие технологий — ведь 50 лет назад мы не знали ни об информационных технологиях, ни о генной инженерии и многих других открытиях, формирующих лицо новых экономик. Но, бесспорно, Украина должна стать эффективной. Бизнес должен понять важность и роль управленческих технологий, без этого инвестиции бесполезны. Равно как и энергоэффективность — ведь традиционные ресурсы не только исчерпаны, но и имеют тенденцию к подорожанию, что периодически ставит в очень неприятное положение наших металлургов и химиков. В этом направлении у нас есть весомые наработки, которые реализует Комиссия по вопросам возобновляемых источников энергии и экологических инвестиций. Они, бесспорно, могут стать основой для докладов совету в этой отрасли.

Вообще же, в перспективе 50-ти лет Украина как экспортер, считаю, сможет завоевать позиции в таких отраслях: аграрный сектор, самолетостроение, космическая отрасль, инновации, нанотехнологии, альтернативная энергетика и сфера услуг.

— Все перечисленные вами отрасли по-разному, но уже показали свой потенциал. Выйдут ли на новые позиции те отрасли, которые сейчас пребывают в тени других, например, легкая промышленность?

— На мой взгляд, отечественная легкая промышленность уже не будет иметь такого развития, которое даст ей возможность конкурировать с тем же Китаем или другими странами. Упущено очень много. И догонять тех, кто уже давно работает системно и мощно, нет смысла. Это все равно, что Японию догонять в сфере электроники. Это те сектора, которые мы как потенциальные лидеры потеряли навсегда. Хотя свои сегменты рынка мы здесь можем иметь. Но лидерство мы должны завоевывать в вышеупомянутых отраслях.

Правда, здесь нужно рассматривать возможные риски: какие отрасли через 50 лет будут иметь наши конкуренты, как они будут развиваться, какое перераспределение будет в мире в целом и тому подобное. За счет технологического предвидения и стратегического прогнозирования нужно “увидеть”, что в мире будет самым важным. Чтобы то, что мы считаем конкурентоспособным сегодня, было таковым и через 50 лет.

— Делается ли что-нибудь сегодня для построения фундамента этой экономики?

— Делается главное: создаются правила игры, одинаковые для всех. С учетом того, что и власть, и бизнес находят консенсус. Власть должна решать проблемы бизнеса, а бизнес, соответственно, должен решать проблемы власти. Это не должна быть игра в одни ворота.

Пример такой работы — Налоговый кодекс. На очереди — Таможенный кодекс и т.д. Реально создаются стабильные правила игры.

— Так, наверное, не считают малые и средние предприниматели, которые сейчас протестуют под стенами Верховной Рады против принятия Налогового кодекса в его нынешнем варианте. Как вы относитесь к их позиции?

— Малые и средние предприниматели так не считают, и в данном случае следует понимать, что желание быть честными налогоплательщиками не присуще большинству наших предпринимателей. Многие довольно ловко использовали лазейки в нормативной базе, скомпрометировав идею упрощенной системы налогообложения и дав власти повод для жестких действий. Бизнес должен понять, что власть призывает к цивилизованным взаимоотношениям.

Но здесь есть еще один момент: данные нововведения еще будут “шлифоваться”. Ведь это первый в Украине Налоговый кодекс, до этого его не смогли сделать. Поэтому компромиссы здесь просто обязаны присутствовать. В проекте Налогового кодекса было учтено около 15 тысяч поправок! Были аргументированные требования бизнеса, но были и просто эмоциональные заявления наподобие: “дайте, потому что я так хочу”. Поэтому в данном случае необходимо, чтобы малый и средний бизнес тоже четко определились в своих отношениях с властью, поняли ее и искали компромиссное решение в системных правилах игры. Ведь сейчас у власти благородная цель — вывести экономику из “тени”, потому всех и призывают начать платить налоги.

Алексей САВИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.