5 марта Европейская комиссия приняла решение инвестировать 2,3 млрд. евро для финансирования проектов повышения энергетической безопасности стран ЕС. Из-за срочного характера большинства проектов всю указанную сумму планируется освоить на протяжении 18 месяцев. Из нее 1,39 млрд. евро приходится на 31 проект строительства новых газопроводов, в том числе 200 млн. — на проект Nabucco, а еще 910 млн. — на 12 проектов объединения электросетей.
Как пояснил прессе энергокомиссар Гюнтер Эттингер, отобранные проекты позволят Европе создать более интегрированную энергетическую систему за счет строительства единой сети газопроводов стран ЕС. “Эта система позволит обеспечить реверс (поставки газа и электроэнергии в обратном направлении) для любой из стран — участниц союза ЕС, чтобы понизить изолированность государств Балтики, Ирландии и Мальты”, — заявил он.
Против — поляки, чехи и словаки
Необходимость увеличения европейских ассигнований в газовый сектор была обозначена 24 февраля в Будапеште на Энергетическом саммите организации сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы (Вышеградской группы). В качестве ключевого аргумента необходимости инвестиций премьер-министр Венгрии Гордон Байнаи назвал новый газоснабженческий треугольник Север — Юг — Восток, который в сжатые сроки намерены освоить страны Восточной Европы. “Флагманом южного энергетического коридора станет газопровод Nabucco, роль северной вершины выполнит запланированный LNG-терминал (по приему сжиженного газа) в Польше, южной вершиной треугольника станет LNG-терминал на острове Крк в Хорватии”, — пояснял суть новых инициатив глава правительства Венгрии.
Активность именно Венгрии в вопросе увеличения срочных энергетических ассигнований в газовую безопасность во многом объясняется поддержкой крупного капитала, например частного консорциума NETS News European gas Transmission System Ltd. Он был создан в 2007 году, после первой украинско-российской газовой блокады 2006 года. Инициировала его создание венгерская газовая корпорация MOL, затем в капитал консорциума вошла половина компаний — операторов газопроводов в регионе: Transgaz (Румыния), FGSZ (Венгрия), BH-Gas (Босния и Герцеговина), Geoplin (Словения), OMV (Австрия), Plinacro (Хорватия) и Srbijagas (Сербия).
Нельзя не вспомнить о Ющенко
Более осторожную позицию в проекте NETS заняли компании, побоявшиеся испортить отношения с российским “Газпромом”. SPP (Словакия), RWE Transgas (Чехия) и PGNIG (Польша) взялись изучать возможность вхождения в NETS. Их осторожность мотивировалась тем, что процесс новой централизованной газовой политики ЕС находится в стадии нормативного и законодательного формирования. Отказалась входить в проект NETS компания BulgarGas (Болгария). Подобную позицию занял “Укртрансгаз”, который не получал директив на вхождение в европейский консорциум от Виктора Ющенко. В основе его взглядов на региональную газовую интеграцию была идея доминирования в ней одной из австро-швейцарских газоторговых компаний.
Невнятная и витиеватая украинская политика по отношению к региональной интеграции газотранспортных сетей Восточной Европы еще в 2009 году больно ударила по Киеву. Тогда различные ветви украинской власти на словах поддержали Брюссельский меморандум о модернизации украинской государственной газотранспортной системы. Меморандум зафиксировал намерение кредитной поддержки на сумму более 3 млрд. евро для проектов по включению Украины в новую газотранспортную политику ЕС. Но Кабмин и президент начали борьбу вокруг разных принципов реформирования газовой отрасли — украинское правительство хотело воспользоваться Брюссельским меморандумом для структурной реформы НАК “Нафтогаз Украины”, а украинский президент эти реформы блокировал, требуя сначала перезаключить контракты между НАК и “Газпромом”, а потом уже делать все остальное.
К настоящему времени противоборство в Киеве привело к тому, что, будучи членом Вышеградской группы, Украина практически проигнорировала состоявшийся 24 февраля Будапештский энергетический саммит. После этого наша страна оказалась за бортом новых газовых ассигнований ЕС. Оказалось, что ни один из более чем 30 проектов строительства газопроводов, за финансирование которых 2 марта взялся Брюссель, Украины не касается. Многие европейские эксперты увидели в этом угрозу разделения Восточной Европы если не пропастью между идеологиями, то прочной стеной из пестро разложенных коммерческих интересов: “Газопроводы “Южный” и “Северный поток” обогнут Украину, и вроде это должно улучшить ситуацию с поставкой газа в ЕС. Но ведь газ-то в этих газопроводах будет российских компаний, а не европейских. А потому не лучше ли стабилизировать взаимодействие с Украиной, а не строить новые газопроводы?” — недоумевал после проведения Будапештского энергетического саммита генеральный директор Международного энергетического агентства Набуо Танака. Но в Киеве к этим словам никто пока не собирается прислушиваться.
Два плохих варианта
В худшем для украинской газовой промышленности варианте она окажется за стеной исключительных интересов “Газпрома”, в несколько лучшем варианте Киев и Москва попытаются вылезть “на стену”, предложив ЕС некую совместную украинско-российскую позицию относительно новых инициатив Брюсселя в газотранспортной сфере. Лезть “на стену” сложно. Совместная инициатива Киева и Москвы выглядит как минимум технически малореальной хотя бы потому, что наша страна с 2009 года является полноправным членом Европейского энергетического содружества, нормативы которого среди прочего требуют разделения функций добычи, транспорта и торговли газа. Для Украины это означает, что одна структура должна импортировать газ, а другая, от нее независимая, заниматься транзитом российского газа в ЕС. В случае с Украиной, как и со многими другими государствами-транзитерами, это невыгодно властям РФ: при отсутствии разделения отраслей любая зацепка по оплате импорта автоматически обещает скидки по транзиту. Исходя из таких нюансов, некая совместная украинско-российская политика как минимум требует либо отзыва Украиной подписей под договорами, ранее подписанными с государствами ЕС, либо денонсации этих договоров парламентом.
Более приземленным выглядит другой вариант, который предполагает на некоторый период включить Украину в орбиту исключительного влияния “Газпрома”. Для реализации этого сценария его сторонникам достаточно даже не разрывать текущие украинско-российские газовые договора, а просто подписать технический протокол между Минтопэнерго РФ и Украины, который вернет “Газпрому” полномочия формирования украинского газового баланса, как это было ранее, в 1991—2008 годы. На какой-то короткий период такой шаг позволит Киеву и Москве заключить дополнительные газовые соглашения, которые начнут диссонировать с ранее заключенными украинско-европейскими документами. Никакой совместной позиции по этому случаю у двух стран не возникнет, поскольку речь пойдет о классической номинации зоны исключительных интересов одной стороны.
Иван ПЕТРОВ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.