Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Двигатель остановился

[10:03 10 февраля 2010 года ] [ Коммерсант-Украина, №23, 10 февраля 2010 ]

Умер авиаконструктор Федор Муравченко.

В понедельник вечером на 81-м году жизни скончался известный украинский авиаконструктор Федор Муравченко. Он более 20 лет руководил запорожским конструкторским бюро “Прогресс”, которое возглавил в непростые годы перестройки. Федор Муравченко не раз говорил, что быть руководителем крупного предприятия, а тем более поддерживать динамику его развития в стране, где нарушаются законы, очень трудно. Тем не менее именно под его руководством были созданы двигатели для таких самолетов, как “Руслан”, “Мрия”, Ан-148 и других.

Генеральный конструктор и руководитель госпредприятия “Запорожское машиностроительное конструкторское бюро 'Прогресс'” (ГП “Ивченко-Прогресс”) Федор Муравченко скончался в понедельник вечером в Запорожье в возрасте 80 лет. Доктор технических наук, Герой Украины, профессор, член—корреспондент Национальной академии наук, лауреат государственных премий СССР и Украины. В его послужном списке более 50 государственных и общественных наград и почетных званий. Автор более 180 научных трудов и публикаций, имеющий 42 авторских свидетельства на изобретения.

Федор Муравченко родился в 1929 году в селе Запорожье-Грудоватое Днепропетровской области, а его детские и юношеские годы прошли в соседнем селе Призово. В 1954 году он с отличием окончил Харьковский авиаинститут, получив диплом инженера-авиамоторостроителя. В тот же год он начал работать в Запорожском ОКБ №478 (сейчас “Ивченко-Прогресс”).

Карьера Федора Муравченко в ОКБ стала быстро набирать обороты. Всего через пять лет после прихода в бюро, в 1959 году, господин Муравченко был назначен начальником бригады запуска ОКБ, где он работал над совершенствованием пусковых устройств, а еще через год стал руководителем бригады камер сгорания, которая занималась повышением эффективности сжигания топлива. Именно Федор Муравченко стал идеологом воздушной системы запуска газотурбинных двигателей и кольцевых камер сгорания, которые сейчас используются практически во всех современных авиационных двигателях.

В 1965 году Федор Муравченко стал ведущим конструктором проекта по внедрению авиационных технологий в других отраслях народного хозяйства, где были разработаны модификации двигателей для судовых, буровых и других автономных установок. В 1967 году он был назначен заместителем главного конструктора, а в 1983 году — главным конструктором, первым заместителем генерального конструктора ОКБ.

В 1989 году Федор Муравченко возглавил КБ “Ивченко-Прогресс”. “Он возглавил КБ в самое тяжелое время и не развалил его, не пропил, как многие, а сохранил и укрепил. Он 20 лет возглавлял 'Прогресс' и создал столько авиационной техники, сколько не удалось никому”,— отметил председатель совета директоров компании “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев. Так, под личным руководством господина Муравченко и при его непосредственном участии были созданы двигатели для самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 (”Руслан”), Ан-225 (”Мрия”), Ан-140, Ан-74ТК-300, Ан-148, вертолета Ми-26 и других. Кроме того, части разработок КБ еще предстоит увидеть свет — их используют в самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226 и “Ангел”, которые находятся в процессе создания. В одной из своих статей Федор Муравченко признал, что ему очень трудно руководить предприятием и поддерживать динамику его развития в стране, где нарушаются законы, а отрасль мало поддерживается государством. “Но равных ему управленцев, которые способны были бы возглавить КБ в условиях кризиса и поддерживать его конкурентоспособность, сейчас нет. Авиация потеряла великого ученого”,— считает генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Анатолий Мялица.

Падение самолета “Руслан” в Иркутске в 1997 году на жилой дом стало личной трагедией Федора Муравченко. Тогда комиссия по расследованию причин трагедии пришла к выводу, что самолет упал из-за помпажа двух двигателей Д-18Т (разработки КБ “Ивченко-Прогресс”) и отказа электромагнитного клапана на третьем двигателе. “Но он доказал, что самолет упал по вине внешнего фактора — из-за образовавшейся корки льда, которая перекрыла проход топлива через фильтры. Он доказал всему миру, что льдообразование является виной многих крушений, после чего стали делать специальные очистители фильтров,— отметил Вячеслав Богуслаев.— Муравченко — это школа, эпоха. Пройдут десятилетия, прежде чем появится подобный ему конструктор.”

Елена СИНИЦЫНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.