Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Донбасс хочет влиться в Чечню по трубопроводу

[07:48 25 марта 2011 года ] [ Комментарии, 25 марта 2011 ]

Отсудив у российской государственной компании имущественные права на два расположенных в Украине магистральных трубопровода, Киев оказался перед вопросом — с кем их “делить”

Генеральной прокуратуре и Фонду госимущества удалось добиться первого успеха в одном из самых затяжных по времени имущественных споров между Украиной и Россией. На этой неделе Хозяйственный суд Ровненской области признал собственностью государства Украина проходящие по ее территории нефтепродуктопроводы “Грозный-Арамавир-Трудовая-Лисичанск” (ГАТЛ) и “Самара-Западное направление” (СЗН).

Сам же упомянутый спор берет свое начало с середины 90-х прошлого века, когда украинское правительство дало “отмашку на национализацию” трубопроводов. Правда, до предметного рассмотрения в суде понадобилось более десяти лет. И, возможно, судебные разбирательства еще будут иметь продолжение — российская государственная монополия “Транснефть” уже заявила о намерении обжаловать это решение ровенского суда.

Кстати, по причине имущественного спора украинский участок трубопровода ГАТЛ еще с 1998 года находится в консервации. Он способен качать только в одном, южном направлении, с Украины на Чечню. Предполагалось, что минувшей зимой, когда Киев с первым визитом посещал президент Чечни Рамзан Кадыров, тема возрождения прокачки дизтоплива по ГАТЛ должна была подниматься на официальном уровне. Но, по всей видимости, на ситуацию повлиял незавершенный к тому времени судебный спор. В результате, по официальным источникам, никаких переговоров в сфере развития транспорта нефтепродуктов не было. А близкие к украинской власти масс-медиа вообще назвали первый в истории приезд Кадырова в Киев как “частный визит с целью посещения чемпионата по боксу”.

Причины отсутствия интереса политиков к некогда крупнейшей на Востоке Украине “дизельной артерии”, в первую очередь, были связаны с судебными спорами и зыбким имущественного статусе продуктопровода ГАТЛ. Немаловажную роль играл и тот факт, что на потере трубопроводом своего доминирующего положения очень хорошо заработали нефтяные компании. Ведь, наряду с параллельно идущим в Украину одноименным нефтепроводом, в минувшем веке ГАТЛ-продуктопровод играл исключительно важную роль схемах экономической кооперации между предприятиями Востока Украины и Юга РФ. По этим схемам, на Лисичанский НПЗ отправлялась почти вся сырая нефть, добывающаяся в Чеченской республике. Довоенный пик чеченской добычи составлял 18-20 млн. тонн год, ныне составляет 1-1,2 млн. тонн и обещает вырасти до 3,7 млн тонн. В обратном направлении: на Юг РФ с Лисичанска по продуктопроводу ГАТЛ шли тяжелые нефтепродукты, остро дефицитные в аграрных регионах Дона и Кубани.

Загрузка украинской части продуктопровода ГАТЛ прекратилась в начале этого десятилетия в результате приватизации украинского Лисичанского НПЗ российской нефтяной компанией ТНК-ВР. Она не могла позволить себе развивать украинский экспорт в соседние российские области. Сказывался на прекращении загрузки и имущественные споры о принадлежности ГАТЛ. В результате, на рынках нефтепродуктов Ростовской области и Краснодарского края возник так называемый “лисичанский вакуум”. С того времени и по нынешний час вместо Лисичанского НПЗ его заполняют Афипский и Краснодарский НПЗ группы компаний “Роснефть”.

Нынешнее решение ровенского суда о собственниках ГАТЛ, по всей видимости, может завершиться возрождением проектной специализации этого продуктопровода и привлечением к его загрузке Лисичанского НПЗ. Что спровоцирует экспансию ТНК-ВР (или ее партнеров) в российские регионы, соседние украинскому приграничному заводу.

А вот относительно будущего другого продуктопровода — СЗН — оптимизма намного меньше. В отличие от законсервированного, забытого всеми, и потому перспективного ГАТЛ, этот трубопровод плодотворно работает. В 2002-2010 годы он перекачивал по 1,7-2,4 млн. тонн дизельного топлива в год. Это равно 10% потребления “солярки” в Венгрии и 35-40% всего внутреннего потребления этого вида моторного топлива Украиной.

В 2002-2004 годы крупнейшим потребителем услуг СЗН была нефтекомпания “Лукойл”, которая прокачивала по 0,7-1,2 млн. тонн дизтоплива в год для потребностей своего комбината “Карпатфнетехим”. Позже она перевела комбинат на более затратное потребление сжиженного газа, отказавшись от услуг СЗН из-за слабой охраны трубопровода и частных хищений. С той поры “главное” место “Лукойла” в трубопроводе заняли украинские импортеры, конкурирующие с этой нефтекомпанией и заводящие на украинский рынок продукцию Мозырского НПЗ государственного концерна “Белнефтехим”. Ныне, когда государство начало восстанавливать свои права на СЗН, оно может принять для усиления охраны труб и нефтебаз этого трубопровода более жесткие меры, чем это могли сделать бывшие российские владельцы. Если это государству удастся, то “Лукойл” к 2012 году сможет вернуться на СЗН со своими закупками, и полностью вытеснить импортеров белорусского дизтоплива. В таком случае, на украинском рынке возникнет дефицит в объеме от 0,7 до 1 млн тонн дизтоплива. Хотя, по мнению пессимистически настроенных экспертов, этот дефицит возникнет раньше — ведь бывшему собственнику СЗН, российской “Транснефти”, ничего не стоит вообще заблокировать поставки по трубопроводу, со всеми вытекающими ценовыми последствиями для украинского рынка.

У украинских властей есть три пути бегства от этой угрозы. Первое — перевести завершение спора в чисто политическую сферу, объяснив происходящее мерами по созданию Украиной стратегического резерва нефтепродуктов. Ведь по контуру СЗН расположено 7 нефтебаз украинского Миноброны, а Украина и РФ, как убеждают всех московские и киевские политики, опять стали стратегическими партнерами. Этот путь сейчас считается мало вероятным. Второй путь — “отдать опять” права эксплуатации СЗН и ГАТЛ той же российской “Трансефти”. Но сделать это не в форме возврата собственности, а в форме создания украино-российского СП (исходя из нынешних политических реалий Украины, это сейчас наиболее вероятный вариант).

Есть и наиболее оптимальный, но почти неимоверный в условиях современной Украины третий путь — с учетом большой важности продуктопровода СЗН для экономик Венгрии и Чечни, можно, конечно, создать украино-венгерское и украино-российское СП для работы по этим двух направлениям. Но для достижения этой задачи у нынешних украинских властей вряд ли хватит смелости.

Андрей СТАРОСТИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.