Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Директор победил?

[11:43 15 июля 2009 года ] [ ForUm, 13 июля 2009 ]

“Национальная контейнерная компания” стала заложницей чиновничьих амбиций.

Экономическая наука доказала, что иностранные инвестиции выгодны для экономики любой страны. Поэтому государства усиленно конкурируют между собой за каждого иностранного инвестора, стремясь создать наиболее привлекательный инвестиционный климат. Смешно напоминать этот тезис из студенческого реферата, но в Украине есть мощная сила, не желающая понимать этот простой экономический закон. Имя ему Вечный Директор Госпредприятия. Директор не имеет капитала — он всего лишь наемный менеджер. Но Директору очень хочется быть бизнесменом. Директору хочется денег. А кому не хочется? Единственный источник по-настоящему больших денег для Директора Госпредприятия, конечно же, не зарплата, а Его величество Откат и Ее высочество Теневая Экономика. Поэтому для Директора жизненно важен тотальный Контроль над своим предприятием и полная Зависимость всех партнеров по экономическим операциям — никаких иностранных инвесторов, которые привыкли работать прозрачно, платить налоги и выполнять законы. Тогда директору хорошо, сухо и комфортно. А кому плохо? Правильно — госбюджету плохо, отрасли плохо, региону, в котором находится такое госпредприятие, тоже плохо, экономике страны вообще нездоровится.

Очередной удар по иностранному инвестору Вечный Директор нанес 26 июня — Одесский апелляционный хозяйственный суд вынес постановление о расторжении договора о совместной деятельности между Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) и структурами крупнейшего российского оператора рынка контейнерных перевозок — “Национальной контейнерной компанией” (НКК).

Как сообщила президент компании НКК Алена Ашуркова, решение суда стало следствием “тактики пиратского захвата бизнеса НКК” в Ильичевском порту, а “главным инициатором и вдохновителем этого процесса” является директор ГП “Ильичевский морской торговый порт” Скворцов Г.П., который, по словам А. Ашурковой, с момента своего назначения директором порта пытается любыми методами разорвать договор о совместной деятельности между компанией и портом.

Напомним, что по закону украинские порты должны находиться в государственной собственности. У компаний, которые занимаются погрузкой и разгрузкой судов (так называемых стивидоров) есть один выход — заключение договоров о совместной деятельности с государственными портами. Следует особо отметить для “врагов мирового капитала”, что стивидорская деятельность требует огромных инвестиций — краны, погрузочно-разгрузочная техника, системы управления грузами. Ни государственные порты, ни бюджет Украины не имеют на это средств. Потому, как правило, порты предоставляют свои причалы компаниям, специализирующимся на стивидорской деятельности. Современную конкурентоспособную стивидорскую компанию не построить на пустом месте даже если бы у порта были деньги. Погрузочно-разгрузочные работы в порту в начале 21-го века сложный и высокотехнологичный вид деятельности, опытом ведения которого владеют далеко не все.

Итак, контейнерный терминал НКК в Ильичевске остановился, краны застыли, на причалах тишина.

Главная претензия Скворцова состоит в том, что условия, на которых порт заключил договор о совместной деятельности, являются якобы “кабальными” для порта. И больше никаких деталей. Сказал, как отрезал — “кабальные”, говорит, и все тебе.

Как нам стало известно, по условиям сотрудничества ИМТК и НКК, которое началось в 2005 году, порт передавал в пользование компании четыре причала с имеющимся на нем оборудованием, оцененные в 17,6 млн дол. НКК в свою очередь взял обязательство инвестировать в проект 495 млн. дол. По договору четверть прибыли от своей деятельности НКК должна отдавать порту. В заявлениях для СМИ Скворцов ни разу не предъявил претензии, что со стороны НКК договор не выполняется и в самой компании подтвердили, что она строго следует условиям договора и последовательно реализует инвестиционную программу. Известно, что НКК инвестирует в развитие портовой инфраструктуры Ильичевска не только часть прибыли, извлекаемой из операций, но и весьма существенные собственные средства.

Отстаивая свою позицию Скворцов всячески поддерживает такую форму как “совместная деятельность”, которая по его словам “на протяжении многих лет доказала свою эффективность, дает порту реальные грузопотоки и необходимую прибыль для дальнейшего развития производственных возможностей порта”. Директор ИМТП мог бы привести аргументы в пользу вывода о “кабальности” условий договора — достаточно сравнить условия, на которых заключались договора с другими компаниями, работающими в порту примерно в то же время. Но таких сравнений директор Скворцов, насколько нам известно, публично не сделал.

Те финансовые показатели, которые известны общественности, напротив, свидетельствуют о выгодности инвестиций НКК в Украине, как для порта, так и для бюджета страны. С 2005 по 2008 год объем грузооборота на терминале НКК вырос в два с лишним раза. За этот период ИМПТ получил от НКК в виде доли прибыли и оплаты за услуги порта свыше 65 млн. долл. США. Суммарный объем налогов и платежей во внебюджетные фонды Украины превысил 27 млн. долларов. Таким образом, общий размер поступлений в казну государства за три последних года составил более 92 млн. долл. При этом собственные инвестиции НКК в развитие инфраструктуры и портовых сооружений ИМПТ на сегодня превышают 56 млн. долл.

Польза от инвестиций НКК измеряется не только деньгами. Не секрет, что контейнерные перевозки — это одно из важнейших звеньев в цепи современной международной торговли. Наличие у страны современных контейнерных терминалов стимулирует рост экспорта продукции украинских предприятий, подпитывает конкуренцию на рынке за счет импорта — т.е. минимизирует финансовые издержки коммерческих структур и, как результат, снижает стоимость товаров и услуг для конечных потребителей. Поэтому инвестиции НКК как инвестиции в инфраструктуру, имеют позитивное влияние на множество других отраслей.

Между тем НКК — крупнейший в Российской Федерации оператор контейнерных терминалов, входящий в двадцатку лидеров мирового рынка стивидорских услуг. Помимо Ильичевского терминала, о котором идет речь, она управляет Первым контейнерным терминалом (Порт Санкт-Петербург), терминалами в Новороссийске, Шушарах, Усть-Луге, и владеет опционом на покупку доли терминала в строящемся немецком порту.

Акционеры и руководство НКК подчеркивают, что деятельность компании в Украине направлена в первую очередь на развитие современной портовой инфраструктуры для нужд украинских импортеров и экспортеров, а не для обслуживания транзита через территорию страны. Национальная Контейнерная Компания давно зарекомендовала себя как один из ведущих и уважаемых международных операторов контейнерных терминалов. Группа давно и успешно сотрудничает с крупнейшими судоходными компаниями мира и строит свою деятельность на самых современных технологиях обработки грузов.

В компании считают, что причина нелюбви Скворцова к НКК проста: это ее законопослушание. “НКК стала преградой на пути Скворцова и его ближайших родственников для построения ими непрозрачных и сомнительных схем работы в Ильичевском морском торговом порту. НКК препятствует их стремлению реализовать частные коммерческие планы и проекты в государственном порту и расширять “серые” схемы транзита грузов”, — говорит Алена Ашуркова поясняя причины, по которым руководитель ИМТП пытается разорвать все ранее достигнутые договоренности с НКК.

Источник близкий к конфликту сообщил, что у НКК имеются достаточные основания полагать, что г-н Скворцов и поддерживающие его лица используют различные рычаги давления на судебные инстанции, в которых рассматриваются иски сторон. Сотрудники НКК заявляют, что в последние месяцы, когда рассматривались судебные иски, стали нормой еженедельные театрально обставленные рейды правоохранительных структур в офисное здание НКК. Под тем или иным предлогом в помещения вторгались следователи в сопровождении вооруженных бойцов спецподразделений. Они изымали документацию, компьютеры сотрудников, блокировали работу серверов, обеспечивающих технологические операции на причалах. Каждый такой “визит” тормозил работу головного офиса и контейнерного терминала как минимум на несколько часов.

В НКК заявили, что подали кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины и не собираются просто так отдавать самый современный контейнерный терминал в Украине, который НКК построила на причалах Ильичевского порта в ходе реализации инвестиционной программы.

Оставляя юридическую оценку договора суду, а его бизнес-составляющую экспертам, сделаем достаточно очевидное заключение — пока с иностранным инвестором будут поступать так “цивилизовано” как руководство Ильичевского порта поступает по отношению к НКК, вряд ли Украине будет грозить экономическое процветание.

А пока что ситуация такова: только в период с 27 июня по 9 июля в результате вынужденной остановки предприятия казна недосчитается более 400 тыс. долларов поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также недополучит таможенных сборов, по самым приблизительным оценкам, в размере 10 млн. долларов США.

Вадим ГУМЕНЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.