Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Дешево, но невыгодно

[14:09 23 декабря 2009 года ] [ День, №233, 23 декабря 2009 ]

Рынок — за изменение условий тендерных процедур.

Согласно действующему законодательству, “Укрзалізниця” как государственная компания обязана проводить закупки на основе тендеров. Предполагается, что таким образом железная дорога получит лучшие ценовые и качественные характеристики закупаемых товаров и услуг. Но из-за несовершенства законов тендеры превратились для железнодорожников в источник дополнительных проблем и финансовых потерь, констатируют в консалтинговом консорциуме “Менеджмент консалтинг групп”, клиентом которого является “Укрзалізниця”.

На сегодня при проведении торгов “Укрзалізниця” руководствуется требованиями “Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921” (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19 ноября 2008 г.). Согласно этому нормативному документу, превалирующим при определении победителей торгов является ценовой критерий. При этом значимость критериев качества продукции и надежности поставщиков при определении результата тендера существенно занижена, считают в Консорциуме. Сегодня на ценовой фактор приходится 80%, на факторы — срок поставки товара и оплата за продукцию — отводится всего по 10%.

Качество, по сути, остается вне поля зрения. Усложняет и без того непростую тендерную “картину” еще и то обстоятельство, что в Украине не совершенна система сертификации качества. В итоге, вполне реальной является ситуация, когда “Укрзалізниці” могут предложить на тендере дешевые комплектующие более низкого качества, стоимость замены которых раз в десять превышает стоимость самого товара, но, несмотря на это, железная дорога будет обязана объявить такого поставщика победителем торгов.

Действующее законодательство исключает и возможность осуществления срочных закупок. А из-за невозможности быстро приобрести нужные товары, возникают длительные простои, срывается график работ, а в результате, железная дорога несет огромные финансовые потери.

Кроме того, у многих производителей просто отсутствуют оборотные средства или они имеют трудности с привлечением кредитных ресурсов. Учитывая, что договора заключаются на длительный период, а “Укрзалізниця”, согласно законодательству, осуществляет оплату только по факту выполнения работ, производителям, желающим работать с железной дорогой, необходимо иметь достаточный объем свободных оборотных средств. А это в существующих экономических реалиях доступно очень ограниченному кругу производителей.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что в нынешних условиях многие предприятия, в том числе и те, которые ранее регулярно принимали участие в тендерах, сейчас отказываются от этой процедуры. И пока правительство не изучит существующую практику проведения конкурсных торгов в стране, а также опыт ведущих стран в этом направлении, Украина не сможет усовершенствовать механизм организации и проведения конкурсных процедур.

Как рассказал “Дню” руководитель экспертной группы Консорциума Дмитрий Подтуркин, в коммерческом отделе “Укрзалізниці” утверждают, что проблему можно решить, связав предприятия Минтранссвязи в единый технологический комплекс, чтобы можно было проводить госзакупки без тендерных процедур по министерству. Кроме того, по мнению железнодорожников, для обеспечения эффективных тендерных закупок, государство должно установить единые для всех участников жесткие требования к качеству товаров, опыту работы производителя, наличию необходимых лицензий и соответствующей техники, кадровым и финансовым возможностям.

Напомним, что на прошлой неделе Кабмин принял программу реформирования отрасли, предусматривающую создание до конца года на базе госадминистрации концерна, что расширит полномочия “Укрзалізниці” в вопросах управления предприятиями. С появлением концерна, объясняет Подтуркин, железнодорожникам можно будет обойтись и без тендерных процедур. Что значительно улучшит жизнь предприятиям, входящим в госконцерн.

Но как быть предприятиям, которые не войдут в концерн, но будут иметь желание попасть на рынок железных дорог? Для них перспектива госзаказов остается не наилучшей. Большинство из них вообще разуверилось в успешности своего участия в тендерах. Хотя они и не считают себя неконкурентоспособными.

Как рассказывает “Дню” руководитель группы продаж ООО “Интер-РТИ” (Белоцерковский завод резинотехнических изделий (РТИ)) Михаил Михайлюк, ради обеспечения работой завода их предприятие шло на некоторые тендеры с предложением, граничному с себестоимостью. Но выигрывали другие предприятия — со значительно высшей ценою. А когда на РТИ делали упор на качество при средней цене — тендер выигрывало наиболее дешевое предложение.

В результате на многих отечественных железных дорогах резиновые прокладки между рельсами и шпалами сомнительного качества, уверяет Михайлюк. Резюмируя при этом, что качественные резиновые изделия отечественного производства, по-видимому, государственным предприятиям не нужны. Поэтому крупные мощности завода приходиться ориентировать на экспорт и “свободные от коррупции” предприятия Украины.

Алексей САВИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.