Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Дешевые машины дошли до “ручки”

[14:38 06 сентября 2010 года ] [ Slon.ru, 3 сентября 2010 ]

Почему у отечественных автомобилей до сих пор нет автоматической трансмиссии?

Московский Международный Автосалон заявил новый тренд: автоматические трансмиссии намерены предлагать даже производители самых дешёвых автомобилей. Запорожский автозавод показал ЗАЗ Сhance с “автоматом”. Кроме того, о скором появлении “автоматов” заявили ВАЗ и украинский “Богдан”. Но при ближайшем рассмотрении все не так радужно.

Автоматическая трансмиссия во всём мире давно стала нормой: машин с “автоматами” продаётся больше, чем с механикой. Это один из лучших стимуляторов спроса. Особенно востребован “автомат” у женщин и водителей с небольшим опытом, а это сейчас самые перспективные категории потребителей, особенно в России и других странах СНГ.

В России спрос на них тоже растет. Поэтому “хитом” несколько лет подряд был Daewoo Matiz с “автоматом” — единственное предложение в “нижнем” ценовом сегменте, если не считать краткосрочно мелькнувшего Chery Amulet. К сожалению, сейчас Matiz устарел окончательно и “автомата” лишился; им сейчас комплектуется только его более дорогая версия — Chevrolet Spark, продающаяся за 365 720 руб. На рынке “лоу-кост” вновь безраздельно воцарилась “механика”.

И вот на автосалоне начинают громко рекламировать ЗАЗ Сhance за 310 000 руб, называя его самой дешёвой иномаркой с такой опцией. Продажи обещают начать в следующем году и рассчитывают, что со временем “автоматические” ЗАЗы прибавят к продажам около 20%. На 2011 год российский дистрибьютор запланировал продать 50 000 обычных “Шансов” плюс не менее 5000 машин с автоматом.

Но каким будет этот “автомат”, какой фирмы, с каким мотором он будет идти в комплекте — совершенно неясно. Нет внятной информации даже по выставочным экземплярам: по одни сведениям, запорожцы использовали корейскую “коробку”, которую ставили ещё на Daewoo, по другим — японский Aisin Seiki.

В любом случае, это обычная (и сильно устаревшая!) четырёхступенчатая гидромеханика, максимально дешёвая. “Шансы” в такой комплектации никаких серьёзных испытаний ещё не проходили (не говоря уже о сертификации), поэтому цена может и измениться.

На ВАЗе тоже много лет работают над внедрением автоматической трансмиссии, про эти попытки можно отдельную книгу написать. Самый известный и самый скандальный проект — отечественная семиступенчатая “коробка” КАТЭ (детище бывшего вице-президента ВАЗа Максима Нагайцева), про которую много писалось и говорилось, но которая так и не появилась в серийном производстве. Наиболее реальная перспектива — пятиступенчатый автомат Nissan для “Калины”, но и он нуждается в определённой адаптации. На недавней пресс-конференции я прямо спросил вице-президента по техническому развитию ВАЗа Евгения Шмелёва про этот проект, но он ушёл от ответа — ах, дескать, подождите, ничего ещё не определено...

Между тем, именно ВАЗу сейчас “автомат” нужен, как воздух: пик утилизационных продаж миновал, и поддержать хороший спрос можно только такими предложениями. Тем более, что речь идёт о “Калине”, которая пока продаётся хуже ожидаемого и, соответственно, больше других нуждается в “стимуляции” (“Приору” раскупают и безо всяких “автоматов”).

Но — увы. Завод тянет время и каждый день теряет потенциальных клиентов, которые и рады были бы купить “Ладу” с автоматом, — а нету! И непонятно, когда будет и по какой цене.

Один из вариантов — “автоматизировать” новый универсал R90, с этим проблем нет: “автоматический” Logan французы уже презентовали в России, так что техническое решение готово. Но начало производства R90 назначено только на 2012 год, и продаваться он будет по нескромной цене в 400 000 руб (а с “автоматом” — и дороже). В идею “лоу-коста” это никак не вписывается.

Об оснащении вазовских машин автоматической трансмиссией объявил и украинский “Богдан”, собирающий ныне ВАЗ 2110/11/12 и продающий их под собственным брендом. Там тоже работы только начинаются, пробуются разные варианты. С тем же Aisin машина получается дороже на 1500 долларов, что уравнивает “десятку” с более современной “Приорой” (соответственно, конкурентоспособность остаётся под вопросом). Но даже если украинцам удастся удержать повышение цены в разумных пределах, “Богдан-десятки” всё равно выпадают из сверхдешёвого сегмента.

Уверен, что проблема не лежит целиком в технической плоскости. Да, в России нет своего производства автоматических трансмиссий, но на мировом рынке таких предложений вполне достаточно. Дело в том, что мировые гранды этой индустрии (BorgWarner, ZF, Allison, Nissan/Jatco) давно ушли от примитивных и, соответственно, дешёвых конструкций. Простые “автоматы” предлагают разве что корейцы и китайцы, но и их предложения для сегмента “лоу-кост” выходят дороговатыми. “Калину”, подорожавшую на 50 000—60 000 руб. мало кто купит. Нужна “коробка” стоимостью до тысячи долларов, тогда будет экономический смысл её внедрять.

Сейчас очень хороший момент для организации производства такой продукции, в одном из нарождающихся компонентных кластеров — тольяттинском, петербургском или татарстанском. При этом на начальном этапе совершенно не нужно пускаться в длительные и затратные разработки собственной конструкции. Достаточно купить лицензию и оборудование (возможно, б/у) на 4-5-ступенчатый гидротрансформатор предыдущего поколения — это обойдётся очень недорого. А спрос на дешёвый “автомат” обеспечен: не только ВАЗ, ЗАЗ и “Богдан” обрадуются такому предложению, его можно предложить и китайским проектам “Дервейса”, и UzDaewoo, и даже “ИжАвто” как вариант модернизации “классики”.

Это будет реальная производственная линия под испытанную и доведённую конструкцию, от которой не придётся ждать эксплуатационных неожиданностей. И это даст нам базовый опыт производства автоматических трансмиссий, на котором можно будет строить потом и собственные разработки.

Сергей ЦЫГАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.