Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Дельный парень. Милованов, Шерлок Холмс и грязь на Пикадилли

[10:37 14 октября 2019 года ] [ Деловая столица, 11 октября 2019 ]

Пренебрежение к гуманитарной составляющей развития личности — прямое следствие ущербного образования, полученного еще на школьной скамье и укрепленного в вузе.

В Кабинете Министров призывают украинцев не читать книги, поскольку это скучное занятие не имеет ничего общего с образованием и развитием. Эта ценная мысль принадлежит нынешнему министру экономического развития Тимофею Милованову.

В своем еще майском посте на ФБ, перепечатанном “Новым временем”, министр заявляет, что чтение — это “развлекуха”, а тем, кто хочет заниматься самообразованием, нужно совсем не это. Нужно тусоваться с правильными людьми, смотреть онлайн-курсы и презентации. Можно еще читать научные статьи, но, конечно, не целиком — охота время терять, — а только теми кусками, которые нужны вам, чтобы написать собственную статью.

Ценные мысли на этом не заканчиваются. Министр “просвещает” читателя на тот счет, что чтение — это “пассивный процесс”, не имеющий отношения к практике и творчеству. Суждение, которое заставляет усомниться в наличии у министра университетского диплома, а для Киево-Могилянской академии это повод покраснеть до самого фундамента. Это оттуда он вынес такую ценную и совершенно дурацкую мысль?

Министр Милованов в последнее время очень старается быть если не полезным, то заметным. И вот, наконец, у него получилось. Правда, благодаря доброжелателям, откопавшим в октябре еще майские изречения министра.

Надо отдать должное министру Милованову: чувствуется, что он-то сам прочитал в свое время немало книг.

В своем нечитательском каминг-ауте он не стал оригинальничать — позаимствовал кое-что у классиков. Если вы читали (или хотя бы смотрели) “Шерлока Холмса”, то, конечно, помните сцену знакомства сыщика и доктора. Холмс буквально словами министра сообщает, что беллетристику не читает и считает это бессмысленным занятием. А когда Ватсон рассеянно лепечет, что как же так, Холмс его припечатывает: а вы, доктор, можете отличить грязь на Риджент-стрит от грязи на Пикадилли? Так мы узнаем, что в те времена на Пикадилли еще была грязь... Господин Милованов просто вторит сыщику и его создателю Конан Дойлу: развлекуха это все, хочешь чему-то научиться и стать дельным парнем — записывайся на мастер-классы, покупай онлайн-курсы, ходи на ланчи. Зачем тебе знать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот? Хотите быть таким же заурядным обывателем, как доктор Ватсон? Или предпочитаете великие дела? В таком случае выбросьте книжки и айда ковырять грязь на Риджент-стрит и сравнивать с грязью на Пикадилли. Это и есть те самые воспетые министром “лоскутковые знания”. Эффективные люди не тратят время на многабукф.

Все это должно создать у читателя сразу целую серию впечатлений и сформировать несколько продуктивных реакций. Во-первых, нынешнее правительство — а может, и целая Зе-команда — это не “лирики” какие-нибудь, не “гуманитарии”, которые начнут сопли по столам размазывать, это четкие парни, которые сейчас все расставят по местам. Они холмсы, а не разини-ватсоны.

Во-вторых, для самого Милованова это просто бизнес. Книжная индустрия — его конкурент на рынке образовательных услуг. Странно еще, что он не посоветовал студентам “бросить Стэнфорд” — зачем просиживать штаны в вузах, если есть, например, Киевская школа экономики и онлайн-курсы ее почетного президента Милованова?

В-третьих, это просто игра на публику. Абсолютное большинство украинцев не читает книги. Но при этом абсолютное большинство этого абсолютного большинства стесняется этого или хотя бы готово признать, что читать — это все же лучше, чем не читать. Так вот, господин Милованов отпускает им грех нечитания. Освобождает их от этого мучительного ощущения несоответствия идеалам. Нет больше таких идеалов — идите и не грешите. В смысле, не читайте. Я, вот, не читаю — и смотрите, какой клевый.

Если я скажу, что это абсолютное большинство наверняка коррелирует с тем большинством, которое привело к власти Зеленского и Ко, это будет уже в-четвертых. Министр показывает трогательное единение с народом: парни, я свой, я один из вас, мне тоже просмотр телека вполне заменяет чтение книг — все это в равной мере “развлекуха”. Повергать “сомнительные моды”, которые суть обман гражданина, — идола чтения, например, или вакцинацию — тренд среди популистов. Именно потому, что большинство их избирателей не читает книг. Если бы читало, не было бы популистов.

Говоря о манипуляциях, я вовсе не хочу сказать, что господин министр совершенно неискренен. Я верю ему, когда он заявляет, что не читает книг и считает это ненужным или просто скучным. А ненужное для себя охотно генерализирует и распространяет в виде рецепта на всех и каждого — обычная профдеформация бизнес-тренера и продавца рецептов успеха. Впрочем, у этой профдеформации, увы, глубокие корни.

Пренебрежение к гуманитарной составляющей развития личности — прямое следствие ущербного образования, полученного еще на школьной скамье и укрепленного в вузе.

Образования индустриального образца, продуцирующего конвейерных рабочих или, в лучшем случае, инженеров, в чьи функции вовсе не входит ни ставить цели, ни обсуждать их — только решать конкретные, прикладные задачи. Для этого не нужно читать — я совершенно согласна с министром. Нужно найти готовые рецепты для конкретных случаев и применять их на практике. Этому как раз и учат на тренингах, онлайн-курсах и презентациях.

Вот только это не имеет буквально никакого отношения к образованию и развитию личности. И к творчеству, кстати, тоже. Способность человека к творчеству и обучению в течение жизни — тонкая, хрупкая надстройка над крепким базисом образования и развития, которые не достигаются ни тренингами, ни онлайн-курсами.

Может, это смешно и глупо, но я отвечу на риторический вопрос о том, “зачем читать”. Затем, что это и есть то самое — единственное настоящее — развитие и образование, которые заключаются в постижении и усовершенствовании владения языком. Единственным инструментом влияния на сознание человека и целых обществ. Единственным средством защиты от манипуляций, пропаганды и фейков. Единственное средство объединяться с другими людьми и достигать своих целей. Убеждать. Творить иллюзии. Находить лазейки и открывать новые возможности. Средство, которым мы весьма неважно владеем — спасибо законсервированной советской системе образования. И нет никакой надежды, что эта система изменится — сами видите, какие убеждения царят во власти.

И, кстати, о книгах. Тем, кто не знает, “для чего читать”, обратитесь к Оруэллу. Он вам расскажет и на примерах покажет, что можно сделать с людьми при помощи одного только языка.

Екатерина ЩЕТКИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.