Кабинет Министров на своем заседании во вторник одобрил законопроект, который должен существенно упростить и ускорить продажу государственных предприятий. Проект новых правил приватизации разработали Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Фонд госимущества (ФГИ) с участием международных доноров и при поддержке Европейского банка реконструкции и развития.
Ожидается, что всю приватизацию в Украине будет регулировать один закон, который заменит семь существующих сегодня. Инвесторам станет проще ориентироваться в украинском законодательстве, ведь сегодня приватизация регулируется в том числе и специальными законами, которые прописывают, как продавать госпредприятия в тех или иных отраслях.
Будет существенно упрощена квалификация приватизируемых госпредприятий. Сегодня госпредприятия делятся на целых шесть групп (так называемые группы “А”, “В”, “Г” “Д”, “Е” и “Ж”) и для каждой из этих групп существуют свои правила продажи. Кабмин же предлагает делить предприятия всего на две группы: крупные объекты (их будет около 60 и список будет утверждать Кабмин) и малые.
Кроме того, предлагается вдвое сократить сроки подготовки госпредприятий к продаже: объекты “большой” приватизации вместо двух лет будут продаваться всего за год, а малой — за шесть месяцев вместо одного года.
Тут следует сделать небольшое отступление. Дело в том что время — очень существенный фактор в продаже украинских госпредприятий. Ситуация на рынках иногда меняется намного быстрее, чем успевает закончиться уже начатый процесс приватизации предприятия. В украинских реалиях можно объявить о приватизации крупного предприятия на подъеме рынка, на котором оно работает, но к моменту подачи заявок от инвесторов рынок уже может пойти вниз и заинтересованность пойдет на убыль. Так было, например, с Одесским припортовым заводом (ОПЗ) — в январе 2016 г. первый замдиректора ОПЗ Николай Щуриков заявлял, что в сложившейся на рынке удобрений ситуации за завод можно выручить $1 млрд, однако последовавшие за этим два приватизационных конкурса закончились с нулевым результатом — заявок на ОПЗ не подал ни один инвестор.
По предложению МЭРТ и ФГИ, объекты “большой” приватизации будут продаваться в обязательном порядке с привлечением инвестиционного советника — банка с мировым именем, который будет изучать спрос, готовить компанию к продаже и предлагать стартовую цену. Законопроект предполагает, что ФГИ не будет непосредственно заниматься продажей, а лишь сопровождать ее. Кроме того, будет отменен институт оценки приватизируемого предприятия — цена на продаваемый объект будет определяться исключительно платежеспособным спросом. Эта норма существенно облегчит жизнь Фонду и правительству — всех депутатов Верховной Рады (именно они часто любят обвинять ФГИ и Кабмин в завышении или занижении цены) можно будет вместе со всеми их претензиями отправлять прямиком к инвестбанкирам из лондонского Сити.
“Малые” предприятия планируется продавать через онлайн-аукционы по системе “ProZorro.Продажи”, при этом стартовая цена на объекты будет на уровне стоимости чистых активов или даже на уровне одна гривня (если стоимость активов отрицательная).
Исполняющий обязанности главы Фонда госимущества заявил на заседании Кабмина, что останутся всего два способа продажи государственного имущества — на аукционе и выкуп. Сегодня же существует целых пять разных способов, в том числе — по специальным законам, которые регулируют особенности продажи объектов в отдельных отраслях. В таких законах могут быть прописаны правила продаже под конкретного покупателя, что делает процесс продажи глубоко коррупционным, мешает приходу реальных инвесторов, позволяет манипулировать с ценой и условиями продажи.
Необходимость в предлагаемом упрощении процедур приватизации назрела уже давно — в последние годы продажа государственного имущества не приносит ожидаемых доходов в государственный бюджет. Например, в прошлом году от продажи госпредприятий было получено чуть более десятой части запланированного — около 189 млн грн при планах в 17 млрд.
Александр СУКОВ