Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Чем компании отличаются друг от друга в ведении бизнеса

[10:29 23 июня 2010 года ] [ Дело, №103, 23 июня 2010 ]

“Дело” представляет уникальный проект, подготовленный совместно с бизнес-школой “МИМ-Киев”. Каждую среду на страницах газеты вы найдете материалы курса по корпоративному менеджменту.

Для разных целей, которые ставятся перед организацией и ее подразделениями, необходимы разные подходы к управлению, разные системы мотивации. Чтобы целенаправленно управлять компанией, развивать те компоненты, которые необходимы для достижения целей, необходимо проанализировать культуру организации в целом и отдельных ее подразделений. Обычно для этого выделяется набор базовых организационных культур. Далее мы взвешиваем, в какой степени они характерны для указанной компании. Проявляется организационная культура на разных уровнях. А именно:

в правилах, нормах поведения, ритуалах, символике компании;

в ценностях (что в т.ч. поясняет правила, нормы и ритуалы);

в основных базовых представлениях о способах ведения бизнеса, взаимоотношениях между людьми.

Базовые организационные культуры

Клановая культура

Характеристики

— Организация фокусирует внимание на гибкости в принятии внутренних решений, заботе о людях и добром чувстве к клиентам.

— Очень дружественное место работы — похоже на семью.

— Лидеры воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже родители.

— Сотрудники держатся вместе благодаря преданности и традиции.

Где присутствует

— в семейных фирмах, а также компаниях (как правило, небольших), в которых роль собственников и членов их семей является определяющей

Адхократическая культура

Характеристики

— Организация фокусирует внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подходов к людям.

— Динамичное и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные головы и идти на риск.

— Лидеры считаются новаторами, людьми, готовыми рисковать.

— Связующий фактор — преданность экспериментированию и новаторству.

Где присутствует

— во временных творческих объединениях, которые создают уникальный продукт. Может усиливаться в крупных компаниях в период запуска новых направлений

Бюрократическая культура

Характеристики

— Организация фокусирует внимание на внутренней поддержке в сочетании с требуемой стабильностью и контролем.

— Очень формализованное и структурированное место работы. Процедуры управляют тем, что делают люди.

— Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации.

— Организацию объединяют формальные правила и официальная политика

Где присутствует

— в государственных и силовых структурах, официальных системах образования, на крупных предприятиях (везде, где требуется четкая координация действий большого числа людей и где основные усилия направлены на отладку процесса)

Рыночная культура

Характеристики

— Организация фокусирует внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем.

— Организация, ориентированная на результат. Главная забота — выполнение поставленной задачи.

— Люди целеустремленны и соперничают между собой.

— Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны.

— Организацию связывает акцент на стремлении побеждать

Где присутствует?

— в компаниях, которые сражаются за потребителя на конкурентном рынке, где успех достается ценой постоянных сверхусилий и требуется ориентация на результат. Характерно для торговых сетей

Как у нас все делается

Путешествия за границу стали нормальным явлением для жителей Украины. Поэтому, если я скажу, что в разных странах все по-разному, многие со мной согласятся. Сильно различаться могут традиции, правила поведения, а также способы ведения бизнеса. Это обусловлено множеством факторов: исторические корни, религия, климат, географическое расположение, даже темперамент местных жителей. Обычно все это называют национальными культурными различиями, объединяя в этом понятии целый комплекс составляющих.

Применительно к бизнесу также существует аналогичное понятие, это — организационная культура. Его непросто формально определить, но сомневаться в его существовании не приходятся. Отличие компаний друг от друга сложно объяснить простыми законами менеджмента. Но по сути это то, “как в компании все делается”.

Я работал в компаниях, отличавшихся друг от друга способами ведения бизнеса, взаимоотношениями внутри и с клиентами, критериями успешности и идеалами, которые в них культивировались. Могу сказать, что для меня эти особенности организационного поведения были значительно важнее, чем сфера бизнеса. В одних компаниях мне было более комфортно, несмотря на сложность и объем работы, а в других — дискомфортно, хотя и платили неплохо и особых профессиональных трудностей я не испытывал. Думаю, что такое ощущение бывает у многих: это “моя” организация, а вот эта — “не моя”.

Пример Nestle

Международную компанию Nestle попросили определить, какой из четырех типов организационной культуры (согласно подходу К. Камерона и Р. Куинна) ей ближе и как она их развивает. В Nestle присутствуют элементы всех организационных культур, на первое месте — “рыночная”.

Как компания Nestle развивает базовые организационные культуры:

• Рыночная

— Профессиональное обучение на рабочем месте

— Целевые учебные программы (согласно индивидуальному плану повышения квалификации сотрудника)

— Компьютерные обучающие программы (в зависимости от потребностей производства)

— Получение сотрудником всеобъемлемой информации о деятельности компании (через внутренюю компьютерную сеть)

• Клановая

— Тренинги и мероприятия по командообразованию

— Корпоративные события (День “Нестле”, проходит в 4 городах Украины)

• Бюрократическая

— Единые процедуры и подходы по ведению бизнеса

— Единые стандарты в сфере управления персоналом

• Адхократическая культура

— Инновации являются частью функциональных обязанностей сотрудников, что учитывается при оценке персонала

Домашнее Задание

Попробуйте определить, какая из четырех базовых культур более характерна для вашей компании. Вы, скорее всего, найдете признаки каждой из 4 представленных выше культур. Подумайте, каким образом можно улучшить те компоненты, которые необходимы для реализации поставленных перед компанией целей.

Сергей ТЕПЛОВ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики “МИМ Киев”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.