После оккупации части Донбасса территории региона превратились из “мы кормим всю Украину” в “кто бы покормил”. Экономическая ситуация оставляет желать лучшего: крупные производства свернулись или по частям вывезены в РФ, шахты затапливаются, заводы закрываются. Тем не менее для поддержания мифа о полноценном государстве оккупационные власти создают видимость активной экономической деятельности в регионе, рапортуя о все новых видах продукции, сделанной в ОРДО. Правда, эта продукция — уже не металл и агрегаты машиностроения, как в довоенном Донецке, а мыло и майонез. Что же сейчас производят в оккупации под маркой “сделано в ДНР”, разбирался “Апостроф”.
Лухури бренды
Предприятие “Почта Донбасса”, то, которое обосновалось в отжатых отделениях “Укрпочты”, в начале этого года наладило собственное производство. Нет, не марок и конвертов с изображением Гиви с Моторолой (такие у них уже есть). В ОРДО почта выпускает… стиральный порошок. Удивительно, но почтовый порошок получил почему-то совсем не русское название Dash, а выпускается он под маркой совсем уж провокационного по звучанию, но модного названия Privatelabel. Как фейковое “министерство информации ДНР” пропустило на рынок “пиндосовские” бренды — загадка. Более того, на рынок “республики” просочился даже украинский “диверсант” — моющее средство собственного производства, которое так и называется “Украинский доместос”. Дизайн упаковки, естественно, позаимствован от оригинального товара. Такой бренд вообще тянет на посягательство на “территориальную целостность ДНР”.
”На самом деле тут нет ничего особо удивительного, — рассказывает “Апострофу” дончанка Елена. — До сих пор украинская продукция считается лучше и качественнее как привозной российской, так и местной. Вот и тулят в название “украинский”. Взять те же конфеты: можно зайти в магазин, купить пять видов шоколадных конфет по разной абсолютно цене, но вкус у всех пяти видов конфет будет одинаковый: очень сладкий и приторный”.
Кстати, останавливаться только на порошке донецкие почтальоны не намерены и в скором времени пообещали порадовать своих клиентов производством… желейных конфет.
“Подрядчиком будет предприятие ЛНР, что станет своеобразным вкладом в общее дело укрепления тесных экономических связей между Донецкой и Луганской народными республиками”, — пишут на сепаратистских сайтах.
Транспортная “держава”
Здесь история особо интересная. Порошки и моющие средства — это, конечно, хорошо, но на фоне развала промышленности жителям оккупированных территорий нужно показать более весомые победы. Побеждать начали здравый смысл, анонсировав выпуск собственных трамваев и автобусов в ОРДО.
Выпуском новых трамваев в конце прошлого года якобы занялся “Донецкий электротехнический завод”. “Настоящий проект представляет собой организацию производства трамваев нового образца”, — сообщал директор завода Вадим Таценко.
В мае этого года на предприятие с инспекцией приехал лидер донецких боевиков Александр Захарченко, который покрасовался перед объективами фотокамер и предложил пиар-бомбу: объявить “республиканский” конкурс на лучшее название для донецкого транспортного чуда. Конкурс с помпой освещали практически во всех сепаратистских СМИ, сообщая, что свои идеи присылали даже жители Харькова и Одессы. Но на поверку трамваи “нового образца” оказались старыми чешскими вагонами Татра T3, которые выпускались с начала 60-х годов и колесили по улицам украинского Донецка на окраинах города. В ОРДО лишь провели капитальные ремонты старых вагонов: кузова, салона, проводки, оставив ходовую часть. А разоблачение пришло откуда не ждали — из российских СМИ, которые сообщили, что ижевское предприятие “ИжГорЭлектроТранс” уже давно наладило технологию рестайлинга чешских трамваев и готово поделиться опытом с ДНР.
Не сложилось у оккупационных властей и с автобусами. В прошлом году на заводе Донгормаш якобы выпустили автобусы собственного производства “Донбасс”.
Протестировать новенькие транспортные средства, только-только сошедшие с конвейера, приезжал лично Захарченко.
“Эти автобусы собираются здесь. Первый этап — это узловая сборка, следующий этап — это уже частичная сборка из того, что произведено здесь, третий этап — основные элементы и узлы, которые мы можем производить здесь — будем производить и забирать только то, что производить не можем”, — говорил Захарченко.
Но как выяснилось, производить не получилось ничего: собственные “Донбассы” как две капли воды оказались похожими на российские автобусы ПАЗ-3203. В сети даже появились фото, как из РФ такие автобусы перегоняют на неподконтрольную территорию, а донецкого в них только наклейка с названием.
Винтовка-пони
Так как главным промыслом боевиков остается война, “ученые ДНР” не отстают и в производстве оружия. После того, как Госдеп США разрешил продавать Украине снайперские винтовки Barrett, в ДНР придумали свой “ответ Чемберлену” — антиснайперскую винтовку “Дончанка”. “Новое” оружие, рожденное в недрах кузниц донецких оружейников, до неприличия смахивало на противотанковое ружье Дегтярева времен Второй мировой. Более того, оружейное ноу-хау боевиков лишено оптического прицела, что напрочь нивелирует его антиснайперскую функцию. Впрочем, это нисколько не помешало главному налоговику ДНР “Ташкенту” пострелять на камеру из “высокотехнологичного” оружия.
“Дончанка” — это оружие, сделанное из 14,5 мм противотанкового ружья ПТРД 1941 года выпуска, но с 12,7 мм стволом от пулемета “Утес”. Ее боевые возможности сомнительны, потому что ствол от пулемета не предназначен для снайперской стрельбы, а “родной” ПТРД в общем-то сам по себе не очень точен. Плюс — это однозарядная система, а современные винтовки многозарядные. Да и снайперский прицел к ней трудно прикрутить, потому что отдача большая. Но для уничтожения автотранспорта и легкобронированных целей на расстоянии до 500 м пригодно вполне”, — пояснил “Апострофу” военный обозреватель Денис Попович.
Дальше — больше. Боевики создали “Сепаратист” — самую крупнокалиберную в мире снайперскую винтовку (так они ее называют) под боеприпас калибром 23 мм. Винтовка получилась размером с небольшого пони, соответственно, эффективно работать с таким оружием в условиях боевых действий крайне сложно.
“Она очень громоздкая, тяжелая, для снайперской стрельбы малопригодная, потому что для этого нужна скрытность. Ну, и вести прицельную стрельбу из 23 мм бессмысленно, потому что такой калибр предназначен, например, для зенитных орудий. Поэтому если “Дончанка” еще кое-как, то “Сепаратист” — чистая пропаганда. Это не снайперская винтовка, это 23 мм орудие”, — подчеркивает Попович.
“Такое оружие — это полная профанация, — добавляет “Апострофу” главред сайта “Информационное сопротивление” Юрий Карин. — Это пыль в глаза, дескать, квазиобразование способно вести какую-то экономическую деятельность. Все это из той же истории о перекрашенных трамваях, которые презентовали как разработки так называемых ЛНР/ДНР”.
Впрочем, Захарченко не унывает: лидер боевиков в скором времени пообещал наладить выпуск боевых беспилотников.
Зеленый свет некондиции
Кроме перекрашенных трамваев, бессмысленного оружия, почтовых порошков, некоторые категории товаров действительно выпускаются в ДНР мелкими предпринимателями или на отжатых мощностях украинских предприятий. Например, производственные линейки ЧАО “Горловский мясокомбинат” боевики отжали еще в 2015 году, продолжив выпускать колбасу под маркой “Щедрый кум”.
Запуск каждого такого производства — мыла, специй, соленых орешков, газированной воды, жаренных семечек, дозаторов для водочных бутылок — активно освещается фейковым “министерством промышленности и торговли ДНР”. Однако проблема в том, что за качеством такой продукции никто не следит, ведь перечня обязательных для сертификации товаров в “молодой республике” просто не существует.
К чему это приводит, в интервью одному из сепаратистских СМИ рассказал так называемый “министр торговли” Алексей Грановский.
“Директор моего департамента попал в больницу после того, как попытался в новом чайнике закипятить себе чай, а этот чайник просто взорвался”, — пожаловался министр.
Антон КУЗНЕЦОВ