Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бюджетный процесс — политика без экономики

[15:30 07 апреля 2009 года ] [ From-UA, 7 апреля 2009 ]

На первой неделе апреля, с разницей в 4 дня, информационные агентства и порталы распространили два очень разных материала, которые, тем не менее, объединяла одна тема: динамика и перспективы бюджетного процесса.

Первый из них, “оптимистично” озаглавленный “За квартал от депрессии”, представляет собой оценку текущей экономической ситуации и прогноз на апрель, представленный КУА “Инэко-Инвест”.

Второй, вчерашний, действительно оптимистичен и сообщает о перевыполнении Государственной таможенной службой в 3 квартале плана по наполнению бюджета на 12 процентов.

Взятые в отдельности, эти два фрагмента экономической мозаики теряются в ряду ярких политических, поп-культурных и спортивных эпизодов. Что поделать? Мы уже давно привыкли к “клиповой” масскультуре — будь то реклама, информация, новости, мысли, колбаса или сыр. Все нарезано, взвешено, расфасовано. Глаз скользит по строкам, выхватывая слова. Ведь еще старик Фрейд, описывая психологию “рядового гражданина”, человека толпы, заметил: “У масс могут сосуществовать и согласоваться самые противоположные идеи, без того чтобы из их логического противоречия возник конфликт…”.

Но если все-таки вернуться к “старомодной” логике и рассмотреть названные материалы в контексте единого процесса, обнаруживается весьма интересная и противоречивая конфигурация, лежащая, впрочем, не в плоскости чистой экономики, а, скорее, в “перпендикулярной”, политической плоскости.

Итак, пойдем по порядку.

Аналитический материал Генерального директора КУА “Инэко-Инвест” Олега Морквы “За квартал от депрессии” опубликовали 2 апреля сразу несколько украинских деловых и аналитических порталов. Тут и тут, исходный текст здесь.

Анализ жесткий, да и прогноз, мягко говоря, пессимистичный. Но таково мнение большинства серьезных экспертов — и, к сожалению, с ним приходится согласиться.

Впрочем, справедливости ради отметим, что есть и те, кто не согласен с мрачными раскладками специалистов. В первых рядах неисправимых оптимистов — Кабинет министров. Напомним, что 5 марта устами Премьера было заявлено, что бюджетный процесс идет лучше некуда: по итогам января-февраля в общий и специальный фонды Государственного бюджета поступило средств на 3% больше запланированного, в том числе поступления в общий фонд Госбюджета по таможенной службе превысили план на 3%, по налоговой — на 2,9%. По тем же данным, в феврале т.г. Государственная таможенная служба Украины перевыполнила план поступлений в Государственный бюджет на 0,8% — перечислила 6,45 млрд. грн., а налоговики перевыполнили план поступлений налогов и сборов в общий фонд государственного бюджет на 2,6%

Возможно, именно с целью уравновесить безудержный оптимизм Кабмина, г-н Морква при анализе собственно бюджетных перспектив обращается к результатам проверки планового выполнения госбюджета Украины за два первых месяца 2009 года, обнародованным Счетной палатой в конце марта. А результаты эти — совсем иные: “Счетная палата Украины установила, что в январе-феврале текущего года доходы общего фонда Государственного бюджета составили 21,6 млрд. гривень или 95% от планового показателя, расходы — 23,6 млрд. гривень или 92,2% от плана.

Государственное казначейство Украины в первой половине марта распространило информацию о перевыполнении на 8,2% плановых показателей по поступлениям в Государственный бюджет Украины за январь-февраль 2009 года, однако по результатам проведенной проверки Счетной палаты оказалось, что эти данные не соответствовали действительности.

Также проведенная проверка выявила, что из 638 бюджетных программ были полностью профинансированы только 17, а финансирование 170-ти программ вообще даже не началось”.

Другими словами, бюджетный оптимизм начала марта, основанием для которого, скорее всего, послужила информация Казначейства, оснований под собой как раз и не имел. Нет причин для оптимизма и по прошествии месяца.

“По мнению председателя Счетной палаты Украины Валентина Симоненко такой плохой ситуации с текущей платежеспособностью при исполнении государственного бюджета не было в Украине, начиная с 1995 года”, — отмечает О.Морква. И делает мрачное заключение: “Экономического чуда в стране в ближайшие месяцы действительно не будет”.

Доходную часть нынешнего госбюджета аналитик считает “идеалистической” и поясняет, почему:

1. сокращение промышленного производства почти на треть с начала года к аналогичной базе 2008 года, продолжающаяся рецессия в строительстве (спад за январь-февраль на 57%) и ухудшающаяся динамика в розничном товарообороте предопределяют падение украинского ВВП в первом квартале на уровне 20%.

2. в перспективе ближайших месяцев, в условиях мирового экономического кризиса и сложного политического и финансово-экономического положения в Украине, маловероятна активизация как внешнего, так и внутреннего потребительского спроса и, соответственно не следует ждать улучшения ситуации в реальном секторе отечественной экономики.

“Удручающие результаты с 30% спадом в производстве в годовом исчислении, и весьма слабыми перспективами для роста в течение ближайших трех-шести месяцев, объективно сигнализируют, что государственный бюджет необходимо пересматривать в сторону его сокращения как минимум на 15-20 млрд. грн. (оптимально до 50 млрд. грн. ), чтобы не перегружать реальный сектор экономики неподъемным налоговым прессингом”, — пессимистично заключает Олег Морква.

Однако официальный оптимизм каждую первую неделю месяца, похоже, становится у нас традицией — совсем как в России. И всего через пару дней после того, как лидеры “двадцатки” принимают трудные решения по чрезвычайным мерам спасения экономики, снова выясняется, что в Украине все хорошо.

Благую весть на этот раз принесла Государственная таможенная служба Украины. Вчера, 6 апреля, она распространила информацию о ходе выполнения задач Государственного бюджета в первом квартале 2009 года. Из нее следовало, что ГТСУ перечислила в бюджет в январе-марте 20991,7 млн. гривен, или 112,2% плана. В том числе, за указанный период в общий фонд госбюджета перечислено 16171 млн. гривен, или 92,5% плана, в специальный фонд — 4820,7 млн. гривен, или 392% плана. Короче, план перевыполнен

А каков же был план? Обратимся к материалам заседания Коллегии ГТСУ от 12 февраля 2009 года, посвященного итогам 2008 года.

На этом заседании уже новое руководство, назначенное после ухода Валерия Хорошковского, фактически признало его заслуги, отметив, что “по результатам 9 месяцев прошлого (2008) года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года таможенные органы обеспечили рост поступлений в бюджет почти вдвое (на 97,6%)”, а в сентябре поступления были в 2, 3 раза больше сентября 2007 года. При этом на 2009 год Коллегия установила план поступлений в бюджет на уровне 99,6 млрд. грн., что превышает показатели 2008 года на 3 млрд. грн., или всего на 3 процента!. Иными словами, по факту новое руководство признало невозможность повторения темпов предыдущего года и достижений предыдущего руководства.

Однако и принятый 3-процентный показатель, судя по вчерашнему документу, не достигнут, поскольку “размер ежедневного среднего перечисления таможенных платежей и сборов за январь-март составил 349,9 млн. гривен, или на 2,8% (9,6 млн. гривен) больше аналогичного периода в 2008 году”.

Перевыполнение же плана, как отмечается в документе ГТСУ, произошло за счет перевыполнения поступлений от налога на добавленную стоимость — перечислено 18 651,7 млн. гривен, или 117,4% плана. По акцизам и и пошлинам план выполнен соответственно на 86,8% и на 81,5%, то есть, не выполнен. Откуда тогда такой высокий показатель по НДС?

И вот здесь следует вспомнить, что в первом квартале был растаможен газ, изъятый у “Росукрэнерго”. Произошло это, скорее всего, либо в конце января, либо в начале февраля, однако очень большого эффекта не дало: недовыполнение общих планов по двум другим месяцам и недобор по акцизам снизил “общебольничную температуру” до скромных 112 процентов. Заметьте: показатели даны не помесячно, а суммарно за квартал. Иначе сравнения с предыдущим годом были бы куда как скромнее. Особенно с учетом того, что в 2008 году растаможивание газа учитывалось по отдельной статье и не влияло на показатели. Интересно будет посмотреть результаты за полугодие. Ведь тогда придется “размазывать” февральские “газовые” деньги уже не на три, а на шесть месяцев.

Впрочем, даже эти скромные достижения сводятся на нет одной маленькой деталью. Руководство таможни лукавит, представляя показатели в гривнах. Не следует забывать, что речь идет об экспортно-импортных операциях, и курс доллара в Нацбанке с прошлого года вырос почти в 1,8 раза. А тогда 117, 4% превращаются всего лишь в две трети от показателей прошлого года.

Вывод прост и неприятен: повторить успех прошлого года по наполнению бюджета не удастся — как по объективным, так и по субъективным причинам.

Объективные причины обрисовал г-н О.Морква: “В настоящее время Украина не обладает необходимым производственно-ресурсным потенциалом и достаточным платежеспособным спросом …, чтобы за счет налоговых и таможенных поступлений формировать доходную часть нынешнего госбюджета на запланированном еще в прошлом году идеалистическом уровне. Дополнительное же увеличение налоговой нагрузки (в частности повышение акцизов и таможенных сборов) приведет к обратному эффекту — потребление, в том числе из-за роста цен, будет сокращаться, увеличится контрабанда более дешевой и низкокачественной продукции, а производственная деятельность компаний продолжит активно сворачиваться или уходить “в тень”, что спровоцирует очередную доходную брешь в госбюджете”.

Субъективные же, именуемые кадровой чехардой, известны всем, ибо происходят повсеместно. Иногда даже складывается впечатление, что основной пафос оптимистических реляций направлен на то, чтобы доказать самим себе целесообразность снятия Хорошковского, который, собственно, и организовал прошлогодний бюджетный прорыв. Дескать, смотрите, сняли — а денежки-то идут! Хотя, конечно, вряд ли. Во-первых, доказательства не особо убедительны. Точнее, вовсе не убедительны. А во-вторых, в политике своя логика — нелинейная.

Так что непреходящий оптимизм можно понять: любое правительство обречено трубить о своих успехах. “Тот, кто хочет на нее /массу/ влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять одно и то же” (Зигмунд Фрейд)

Ну а предстоящие выборы добавили в ситуацию элемент окончательной безысходности. В самом деле, спасать экономику — это значит секвестировать бюджет, сокращать бюджетные выплаты, терять электорат. Сохранять бюджетные выплаты и электорат — значит убивать экономику. Тяжелый выбор для политиков. Правда, говорят, Уинстон Черчилль как-то сказал: “Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение”.

Андрей ГЕДЗЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.