Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Блокирование Керченского пролива: вызовы, угрозы и возможности

[09:41 02 декабря 2018 года ] [ Зеркало недели, 30 ноября 2018 ]

Ограничение или фактическое закрытие прохода судов и транзита грузов через Керченский пролив может привести к значительным негативным последствиям для национальной экономики Украины.

Несмотря на незначительную долю в общем грузовом обороте, отечественные порты Азовского моря сохраняют важное значение для развития горно-металлургического комплекса, сельского хозяйства и добывающей промышленности Украины.

Так, в 2017 г. грузовой оборот Мариупольского порта составлял 6,5 млн т, Бердянского — 2,4 млн при общем грузовом обороте торговых портов Украины в 132,6 млн т. В частности, в 2017-м через Мариупольский и Бердянский порты было экспортировано 4,7 млн т черных металлов, или 25,8% всего экспорта по этой товарной группе. Для зерновых культур соответствующая доля составила 4,4%, строительных материалов (а именно: минеральных ресурсов, используемых в строительстве) — 4,7%; через Мариупольский порт ввезено 3,9% импортированного угля.

При этом следует отметить, что на протяжении 2015—2017 гг. в результате разрушения части производственно-экспортного потенциала Донбасса в связи с оккупацией и ведением боевых действий в сочетании с падением мирового спроса на основную продукцию, производимую в регионе (черные металлы), доля Мариупольского порта в общем грузовом обороте морских торговых портов Украины сократилась с 6,5 до 4,9%, а Бердянского — с 3,1 до 1,8%.

По результатам экономико-математического анализа, выполненного на базе Государственного научно-исследовательского института информатизации и моделирования экономики, установлено, что полная остановка товарооборота через Керченский пролив приведет к сокращению ВВП Украины на 12,7 п.п., в частности, за счет сокращения промышленного производства на 14,3%, сельского хозяйства — на 0,6 и сектора услуг — на 12,7%. Годовые поступления в государственный бюджет сократятся на 16,5%.

На отраслевом уровне наибольшие убытки понесет черная металлургия, производство которой упадет на 21,9%. Производство стройматериалов снизится на 8,7%, электроэнергии — на 8,0, зерновых — на 3,0%, предоставление транспортных услуг сократится на 6,0%.

Вместе с тем следует отметить, что более реалистичен сценарий полной или частичной переориентации товаропотоков на другие торговые порты Украины. Это не мгновенное и не простое решение. Но результаты моделирования свидетельствуют, что обеспечение полного перенаправления грузов из Мариупольского и Бердянского портов на обслуживание в другие торговые порты Украины принесет значительно меньший негативный эффект для отечественной экономики.

В случае развертывания такого сценария можно ожидать снижения ВВП на уровне 1,77%, промышленного производства — на 3,1, сектора услуг — на 0,17%. Несмотря на общую рецессию, сектор транспортных услуг вырастет на 0,75%. К этому также надо добавить, что реализация сценария переориентации потребует времени, организационных и финансовых ресурсов для модернизации логистической инфраструктуры.

Вместе с этим, независимо от дальнейшей судьбы вопроса с прохождением судов через Керченский пролив, считаю целесообразным сформировать и реализовывать следующие политики развития Приазовья:

— диверсификация структуры производства и экспорта в сторону продукции с высоким уровнем обработки, внешняя торговля которой, в отличие от сырья и полуфабрикатов, в меньшей степени зависит от перевозок морским транспортом и колебаний мировых цен на сырье;

— активизация разработки месторождений шельфа Азовского моря и переориентация Мариупольского и Бердянского портов на обслуживание углеводородов путем построения соответствующих терминалов, следствием чего станет не только сохранение работы этих портов, но и ослабление зависимости от импорта энергоносителей;

— государственное стимулирование развития транспортно-логистической инфраструктуры как на региональном, так и на государственном уровнях (создание условий для государственно-частного партнерства, предоставление государственных дотаций и субвенций для строительства и обустройства терминалов мультимодальных перевозок и общего развития торгово-промышленной и транспортной инфраструктуры);

— развитие туристического и рекреационного потенциала Приазовья, что обеспечит стимулирование занятости местного населения. Следует отметить, что туристско-рекреационный сектор обеспечивает каждое 15-е рабочее место в странах с высоким уровнем развития, создавая таким образом больше всего рабочих мест.

Безусловно, залогом успеха реализации инициатив по диверсификации торгово-промышленной модели региона и страны в целом станет принятие и реализация на национальном уровне ряда стратегически важных решений.

Во-первых, речь идет об обеспечении на законодательном уровне налоговых и других преференций резидентам индустриальных парков, в частности освобождение новообразованных высокотехнологических предприятий в рамках индустриальных парков от уплаты корпоративного налога, НДС на импортное оборудование и узаконение возможности освобождения индустриальных парков от уплаты земельного налога, что суммарно обеспечит конкурентные преимущества для инвестирования в перерабатывающую промышленность в Украине.

Во-вторых, внедрение практики бесплатного присоединения к инженерным сетям, что будет способствовать устранению чрезмерных инвестиционных расходов, неоправданных затрат времени, а также коррупциогенных факторов при строительстве новых и модернизации существующих объектов транспортной инфраструктуры (линии и сети электропередачи, связи, сети тепло- и водоснабжения и водоотвода, газоснабжения и другие объекты газораспределительной системы, другие наземные или подземные коммуникации и т.п.) и объектов социальной инфраструктуры (детских садов, учебных заведений, больниц, амбулаторий, спортивных комплексов и т.п.).

В-третьих, целесообразно существенно уменьшить или отменить рентную плату за пользование недрами для добычи нефти и конденсата, газа и железной руды. Вместо этого ввести налоги на экспорт сырья с дальнейшим направлением полученных средств на финансирование мер по внедрению новых технологий в промышленной сфере.

Кроме того, необходим запуск Экспортно-кредитного агентства с целью государственной поддержки и продвижения экспорта продукции с высоким уровнем обработки путем гарантирования, страхования и удешевления процентной ставки по кредитам на внешнеэкономическую деятельность. Напомню, Верховная Рада приняла соответствующий закон еще в 2016 г., им предполагалось создание ЭКА на протяжении шести месяцев. Но даже при наличии соответствующих средств в государственном бюджете (в 2018 г. бюджетом предусмотрено 200 млн грн на деятельность ЭКА) правительство только имитирует работу по созданию этого чрезвычайно важного учреждения.

Не лишним будет и усовершенствование системы государственных закупок, в частности, внедрение многофакторной модели оценки тендерных предложений при проведении государственных закупок, обязательного критерия локализации (наличия местной составляющей в составе предмета государственной закупки) и пятилетнего планирования госзакупок. Именно таким образом государственные закупки могут стать инструментом стимулирования развития промышленности и повышения занятости.

Долгожданным и на данный момент неотложным является и создание полноценной сети иностранных торговых представительств. Вместе с внедрением в 2013 г. института заместителя министра экономического развития и торговли — торгового представителя Украины предполагалось создать сеть зарубежных торговых представительств, подчиненных МЭРТ. Основной целью торговых представительств являются лоббирование интересов Украины непосредственно в стране пребывания, в частности продвижение украинских товаров и услуг, привлечение инвестиций, содействие общей деятельности, предупреждение торговых споров и другие меры в интересах Украины 24/7. К величайшему сожалению, даже при наличии соответствующих средств в государственном бюджете правительство так и не создало ни сети торговых представительств, ни структуры по специализированной подготовке кадров для работы в торговых представительствах. При этом в условиях эскалации в мире торговых войн, увеличения дефицита платежного баланса Украины, дальнейшей примитивизации структуры отечественного экспорта промедление с кадровым решением по заместителю министра — торговому представителю опасно.

Еще одно требование времени — это имплементация Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Украина одной из первых ратифицировала новейшее соглашение ВТО. И недаром, ведь именно в Украине показатели стоимости и времени на проведение экспортно-импортных операций едва ли не самые высокие в мире. Так, именно из-за чрезмерной бюрократии и коррупции большинство украинских предприятий отказываются от внешнеэкономической деятельности. Независимыми украинскими экспертными объединениями в сотрудничестве с профильными международными организациями на протяжении 2013—2014 гг. был наработан комплексный пакт документов по упрощению, гармонизации и автоматизации экспортно-импортных операций. Однако на сегодняшний день реализовано около 5% необходимых мер из-за бездеятельности профильных органов государственной власти.

Заключение экономически обоснованных соглашений о свободной торговле и пересмотр существующих — это также необходимость. Так, именно экономически обоснованными должны быть решения о начале переговоров и условиях заключения соглашений о свободной торговле. Вместо вообще не экономических терминов наподобие таких, как “Канада наш стратегический партнер…” или “Канада далеко, ничего страшного…” либо же “емкость рынка в Китае — страшная; только накормить и одеть почти полтора миллиарда человек — весьма нетривиальная задача”, должны использоваться профессиональные подходы, методы и инструменты экономического анализа моделирования и прогнозирования. А переговоры — проводиться специально подготовленными кадрами.

Пересмотр таможенно-тарифной политики в интересах отечественной промышленности — внедрение минимальных ввозных пошлин на импорт сырья и комплектующих и увеличение пошлин на импорт готовой продукции и экспорт сырья. Внедрение взвешенной таможенно-тарифной политики в сочетании с вышеупомянутыми мерами обеспечит благоприятные предпосылки для развития собственного производства товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынков.

В завершение следует подчеркнуть, что потенциал переговорного процесса по прохождению судов по Керченскому проливу реализован не в полной мере. Наряду с этим риски и угрозы должны стимулировать активные действия бизнеса и власти по индустриализации и модернизации страны.

Игорь ГУЖВА, доктор экономических наук, эксперт CMD-Ukraine (Center for market development economy)
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.