Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Близкое-далекое” Приднестровье

[13:21 09 августа 2010 года ] [ Зеркало недели, № 28, 7 - 13 августа 2010 ]

Приднестровье отделяет от Одессы всего каких-то 80 км, однако дорога, особенно в летний период, занимает для рядовых граждан порядка шести-семи часов.

Причина проста: с марта 2006 года пассажирское железнодорожное сообщение между Одессой и Тирасполем в силу ряда причин было прекращено, а для того, чтобы, например, пересечь украинско-молдавскую границу автомобильным транспортом в международном пункте пропуска “Кучурган”, необходимо отстоять в очереди в среднем четыре-пять часов.

О том, насколько большое значение для жителей Приднестровья имеет Одесская область Украины, говорить излишне — место массового отдыха в летний период, рынок труда, родственные связи и т.п.

Со своей стороны, Украина, являющаяся посредником и страной-гарантом в процессе приднестровского урегулирования, должна быть заинтересована в оказании поддержки своим гражданам, около 100 тыс. которых постоянно проживают в Приднестровье.

Однако представители отечественного Минтранса несколько лет лишь разводили руками — мол, возобновить пассажирское движение между Тирасполем и Одессой можно только с согласия молдавской стороны, являющейся стороной международных соглашений в сфере железнодорожного транспорта. Госпогранслужба также не отличается особым конструктивом — предложения создать в пункте пропуска “Кучурган-автомобильный” отдельный коридор для граждан Украины (по аналогии с теми, что действуют при въезде в страны Евросоюза для граждан стран-членов сообщества), к сожалению, так и не нашли позитивного отклика.

В условиях, пока воз и ныне там, решением проблемы железнодорожного сообщения через территорию региона озадачился Европейский Союз. Брюссель рассматривает этот вопрос через призму укрепления сотрудничества между сторонами приднестровского конфликта — Кишиневом и Тирасполем. С этой целью представители ЕС уже более двух лет проводят поочередные консультации с Кишиневом и Тирасполем, пытаясь вывести стороны на компромиссные договоренности относительно организации железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья.

Эта задача с самого начала была не из легких. Кишинев традиционно настаивает на возвращении Приднестровской железной дороги в состав Железной дороги Молдовы, а также свободном допуске своих представителей для осуществления контрольных функций на территории Приднестровья. Тирасполь, в свою очередь, не хочет возвращать ПЖД в состав единой Молдавской железной дороги (противоречит курсу Приднестровья на “независимость”). Ну а допуск молдавской полиции на территорию курсирующих через Приднестровье поездов и вовсе кажется непроходным вариантом.

По мнению представителей ЕС, успешная реализация проекта восстановления пассажирского движения по маршруту Кишинев—Тирасполь—Одесса должна продемонстрировать успех европейской дипломатии в процессе приднестровского урегулирования. Кроме того, запуск железнодорожного движения через территорию Приднестровья — это не только первый видимый успех в политике Кишинева на приднестровском направлении, но и важный электоральный козырь молдавского премьер-министра Влада Филата накануне ноябрьских парламентских и президентских выборов в стране.

Как стало известно “Зеркалу недели”, алгоритм действий Евросоюза по возобновлению железнодорожного движения на участке Кишинев—Тирасполь—Одесса состоит из следующих элементов: экспертиза технического состояния железной дороги на ее приднестровском участке; создание посреднической структуры, которая бы координировала взаимодействие молдавской и приднестровской железных дорог; выработка мер по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, а также согласование графика движения поезда с “Укрзализныцей”.

На сегодняшний день ряд элементов вышеуказанной схемы уже воплощены в жизнь. В недалеком будущем европейские эксперты предложат Киеву согласовать условия организации железнодорожного движения по маршруту Кишинев—Тирасполь—Одесса на территории Украины (т.е. на участке Кучурган—Одесса). Здесь как раз и могут возникнуть некоторые нюансы. Европейские эксперты, очевидно, так увлеклись переговорами с Молдовой и Приднестровьем, что совсем забыли о необходимости координации своих усилий с Украиной.

Проблема в том, что Евросоюз планирует организовать по вышеуказанному маршруту движение морально устаревшего дизель-поезда (молдавская и приднестровская железные дороги на сегодняшний день не электрифицированы, поэтому предложить что-либо более современное, например, электропоезд, пока не представляется возможным).

“Укрзалізниця” вполне оправданно выступает против запуска дизель-поезда по территории Украины, что связано с требованиями безопасности (дизель-поезда запрещено запускать под электрифицированными железнодорожными линиями), а также крайней неэкологичностью данного вида транспорта.

Формально такая позиция “Укрзалізниці” вроде бы вполне оправдана... Однако для принятия окончательного решения по этому вопросу Киеву нужно учитывать и то, каким образом объяснить людям в Приднестровье, что препятствием для возобновления пассажирского сообщения через регион на данном этапе может оказаться не Молдова, а именно Украина.

Как говорится, тот, кто хочет что-либо сделать, ищет возможности, а кто не хочет — оправдания. Что, например, стоит открыть в пункте пропуска “Кучурган” отдельный коридор для обладателей украинских паспортов или организовать движение электричек по маршруту “Кучурган—Одесса” специально для удовлетворения потребностей жителей Приднестровья? От этого, с одной стороны, не пострадал бы суверенитет Республики Молдова, а с другой — Приднестровье, которое многие склонны считать пророссийским анклавом, могло бы стать гораздо ближе к Украине.

Виталий КУЛИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.