“Но когда ты проигрался, я же тебе дал деньги (взаймы)…”
Из разговора финансистов.
Надеюсь, участь Греции — не наш вариант. И спустить “на газ” кредиты МВФ правительство Украины, надеюсь, не намерено.
Четыре “газовых” момента, на которых, кроме других более важных проблем Украины, хочу акцентировать внимание. 9 апреля Верховная Рада приняла Закон “О рынке природного газа Украины” — это теоретическая революция на рынке газа! 8 апреля в судебном порядке оспорено повышение тарифов на газ, и вовсе не потому, что их так хотел повысить якобы в угоду МВФ премьер Яценюк. Но еще 6 апреля был подан иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум. И на этом фоне еще и предстоящие, как изначально согласовали все стороны, в начале следующей недели переговоры о газе в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Правда, после многократного перенесения встречи в течение только прошедшей пятницы, теперь никто не берется назвать дату трехсторонней встречи.
Если следовать хронологии событий, то первым следует указать иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум, следующим — иск об отмене повышенных тарифов на газ с 1 апреля (против того, кем и каким образом они были приняты). Об этих исках ZN.UA рассказывало своевременно и подробно. И намерено рассказывать по мере поступления информации, прежде всего, из судов.
На двух других газовых моментах остановлюсь подробнее.
Война — не оправдание ничегонеделания, или Закон “О рынке природного газа Украины”
9 апреля Верховная Рада с боями все же приняла Закон “О рынке природного газа”. Этот закон призван урегулировать создание в стране полноценного рынка природного газа с учетом основных требований законодательства Евросоюза. Парламент страны сделал еще один шаг к созданию цивилизованного рынка газа в Украине, одобрив во втором чтении и в целом законопроект №2250. “За” проголосовали 290 депутатов. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении, и депутаты предложили к нему массу поправок. Поправки депутата Александры Кужель учли сразу. С остальными были варианты, в том числе в зале заседаний и кулуарах ВР.
Основная цель законопроекта — “создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС”. Проект закона предусматривает:
— правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа;
— создание нормативной базы деятельности на рынке природного газа;
— обеспечение недискриминационного доступа к рынку природного газа его субъектов и всех потребителей;
— создание в Украине рынка природного газа, основанного на принципах свободной конкуренции с надлежащим уровнем защиты потребителей, надежности энергоснабжения и способного к интеграции с рынками природного газа сторон Энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков природного газа.
Этот закон, конечно, могут не подписать спикер украинского парламента или президент страны (об основных положениях и спорных моментах закона см. в ZN.UA №5 от 13 февраля 2015 г., “Поставщикам “последней надежды” от гарантированных ее получателей…”). Но даже если они этого не сделают, как говорится, осадок останется. И нюансы, связанные с самой приметной (или разрекламированной?) поправкой.
Председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев ранее в интервью ZN.UA заявлял, что принятие нового Закона “О рынке природного газа” будет иметь положительные последствия и приведет, в том числе, к усилению конкуренции и снижению цен на газ для конечного потребителя. В частности, закон предусматривает разделение “Нафтогаза” — функции магистрального транспорта газа и его хранения будут разделены и в идеале отделены. Согласно закону, ГТС Украины, вся транспортная инфраструктура и подземные хранилища газа, сейчас обслуживаемые ПАО “Укртрансгаз”, корпоративными правами которого управляет НАК, должны быть разделены на два самостоятельных предприятия: ПАО “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ) и ПАО “Подземные газовые хранилища Украины” (ПГХУ); 51% акций каждого из этих предприятий должны оставаться в госсобственности.
Новые правила работы на рынке газа предусматривают, что не только оператор (операторы) ГТС и подземных хранилищ газа, но и операторы распределительных сетей (облгазы) должны будут строго соблюдать соответствующие кодексы.
Роль НКРЭКУ как национального регулятора оговорена особо. Регулятор не только будет устанавливать цены и тарифы на газ, услуги по его транспортировке и хранению, доставке энергоносителей потребителям, но и получит большие права в части контроля за выполнением условий прозрачности и равноконкурентности всех участников рынка газа и энергорынка страны. Регулятор, в частности, будет принимать решения и о санкциях, в том числе о серьезных штрафах, к нарушителям нового газового порядка.
Но сначала должен быть принят закон о самом регуляторе энерго- и газового рынка. И вот здесь также могут возникнуть вопросы и у депутатов, и у общественности. Похоже, президент наравне с правительством хочет держать руку на пульсе регулятора (хорошо, что не на горле, или это уже одно и то же?).
“Этот закон — важный шаг Украины на пути интеграции с Европейским Союзом. Он делает наш рынок природного газа прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию, четко очерчивает функции государства. Важно, что закон также содержит механизмы государственной поддержки незащищенных потребителей и контроля над качеством услуг”, — прокомментировал председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев принятие парламентом Закона “О рынке природного газа”. По его словам, этот закон разработан в тесном сотрудничестве с Энергетическим сообществом, которое официально подтвердило соответствие представленного законопроекта Третьему энергетическому пакету ЕС.
Секретариат Энергетического сообщества является органом, ответственным за мониторинг выполнения обязательств государствами-сторонами в рамках сообщества, к которому Украина присоединилась в 2010-м. Закон “О рынке природного газа” закрепляет сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, а именно: отделение функций оператора от функций добытчиков и поставщиков; четкое определение функций государства и независимость регулятора; свободное рыночное ценообразование.
213-я поправка
Накануне рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде законопроекта №2250 премьер Арсений Яценюк (речь именно о 213-й поправке к этому законопроекту) высказался весьма категорично: “По странному стечению обстоятельств, облгазы, принадлежащие группе Фирташа и Левочкина, бесплатно пользуются всеми газораспределительными сетями, принадлежащими государству. Правительство требует принятия соответствующего закона, который предусмотрит пользование такими сетями исключительно на платной основе”.
Многие и не только СМИ, не вдаваясь в детали закона о газе и 213-й поправки к нему, поспешили с выводом: мол, все, теперь Фирташ и подконтрольные ему облгазы заплатят сполна.
Попробуем разобраться в сути 213-й поправки: “Газораспределительные системы, собственником которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев, когда такой оператор принадлежит к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики”.
Никакого указания, по какому праву, кроме права хозяйственного ведения, они могут находиться в пользовании (те же фирташевские облгазы), в законе не говорится. Да, наверное, и не должно. Правда, в нем есть ссылка на Кодекс о распределительных системах газа, но сам кодекс еще не принят. И утверждать его, очевидно, будет регулятор. А состав регуляторного органа — президент и правительство?..
В то же время Закон Украины “Об аренде государственного имущества” запрещает передавать в аренду газораспределительные системы. В частности, “не могут быть объектами аренды: …объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации согласно части второй статьи 5 Закона Украины “О приватизации государственного имущества”, а именно: “объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, других населенных пунктов, включая сети, сооружения, оборудование, которые связаны с поставками потребителям газа”.
Почему, еслиправительство требует принятия соответствующего закона, предусматривающего пользование такими сетями исключительно “на платной основе”, своевременно не подготовлен качественный законопроект, который установит нормы платного пользования, а не “подвесит” газораспределительные сети в неопределенном состоянии на неопределенное время?
Теперь о самом платном пользовании. Тариф на распределение газа в соответствии с новым (да и старым) Законом “О рынке природного газа” должен установить регулятор. Причем с учетом того, что в себестоимости услуг по транспортировке газа, в частности по распределительным сетям (низкого давления), будет учитываться арендная плата, которая может повлиять на увеличение тарифа и, соответственно, на итоговую цену газа для потребителей. Если это так, то население, бюджетные организации и промышленность вынуждены будут платить повышенную (на величину арендной платы) цену. И для чего тогда весь этот сыр-бор? Невольно вспоминается недавний арест перед телекамерами главы ГСЧС и его зама…
Тем не менее 9 апреля 290 депутатов ВР проголосовали за Закон “О рынке природного газа” и 213-ю поправку. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении. Основной целью законопроекта, повторюсь, является “создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС”.
Государству осталось определить, что с газораспределительными сетями делать дальше. Из закона следует, что все действия субъектов рынка газа будут подчинены законодательно утвержденным кодексам:
— об операторе газотранспортной системы, в данный момент это “Укртрансгаз”;
— об операторе подземных хранилищ газа;
— об операторе газораспределительных систем (сейчас это облгазы), 80% из которых на сегодняшний день фактически контролируются Дмитрием Фирташем.
Государству в лице Минэнергоугольпрома, НКРЭКУ (или другого регулятора), Фонда госимущества и той же НАК еще предстоит определить механизм передачи контроля над государственными газораспределительными сетями низкого давления, которыми сейчас пользуются облгазы, другим операторам либо узаконить их права. Причем надо быть готовыми к тому, что на каждый сантиметр этих сетей права собственности могут одновременно предъявить несколько не просто арендаторов, а владельцев. Ведь строительство части газораспределительных сетей финансировали граждане (или сообщества граждан, например, кооперативы и т.д.).
Покер как разновидность континентальной газовой игры
Пока закон “О рынке природного газа” закрепляет в Украине сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, Украине в целом и “Нафтогазу”, в частности, как предполагается ЕК, в середине апреля предстоит снова вести дебаты в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Скорее всего, на этот раз в Берлине. Хотя если в результате все окажутся в Брюсселе или Монако, это мало что изменит.
В начале апреля ни Еврокомиссия, ни Украина не ожидали (ну чтобы так откровенно), что Россия пойдет на такие уступки в вопросах поставок газа по сравнению даже с “зимним пакетом”, который фактически был принят на ее условиях. Хоть и на два-три месяца. Цену для Украины россияне снизили чуть ли не ниже европейской, в частности, за счет очередной 100-долларовой скидки. Штрафы за минимальную покупку российского газа пока не берут. В чем подвох?
Газ на неконтролируемую территорию “ДНР” и “ЛНР” “Газпром” поставляет (уже свыше 400 млн кубометров насчитали), но и он, и Путин утверждают, что это добровольная помощь РФ, как они говорят, “нашим партнерам”. Но вопрос об этих спорных поставках еще в начале апреля вынесли за скобки текущих переговоров, хотя могут и передумать. По крайней мере, министр энергетики РФ грозит украинской стороне судом… за неоплату за поставки газа их партнерам на Донбассе. Возможно, это и есть реальная причина несогласованности даты трехсторонних переговоров?
О чем пойдет речь на предстоящих переговорах, если они состоятся в ближайшее время?
“Газпром” намерен удержать свои оставшиеся позиции на рынке газа Украины и Европы. За ценой не постоит. Тем более что 5,5—6 млрд долл. на еврорынке российская компания на этих рынках уже потеряла.
Европа хочет быть уверена, что РФ не прекратит или максимально не ограничит поставки в период закачки газа в хранилища, а главное — с наступлением холодов. И хотела бы этот так называемый летний пакет зафиксировать и продлить до весны 2016-го.
Того же, в общем-то, хочет и Украина. Плюс выждать, пока цены на рынке газа в третьем квартале 2015 г. еще больше упадут (есть такие небезосновательные надежды с учетом того же тренда нефтерынка, к которому привязана формула цены российского газа для “Нафтогаза”). Хотя нет никаких гарантий, что в один прекрасный момент правительство РФ в одностороннем порядке, как это было в начале 2014-го, не “ликвидирует” в очередной раз обещанную стодолларовую скидку на газ (см. ZN.UA №42-43 от 14 ноября 2014 г., “Рынок газа Украины: круг седьмой монопольного ада”). Вести переговоры с агрессором, даже при посредничестве Еврокомиссии, — непростое дело.
Еврокомиссия, хорошо помня газовые кризисы 2004-го, 2006-го и особенно января 2009-го и осени 2014-го, вызвалась в очередной раз быть посредником между Киевом и Москвой. Помните, еврокомиссар Г.Оттингер курсировал между Киевом и Москвой, уговаривая стороны сблизить позиции на очередном раунде переговоров в октябре 2014 г.? (Теперь это забота другого еврокомиссара). Компромисс найти не удавалось. Тогда Еврокомиссия предложила Украине и РФ принять временный “зимний пакет” на период с ноября 2014-го по 31 марта 2015 г., отложив таким образом окончательное урегулирование спорных вопросов до решения Стокгольмского арбитража (см. ZN.UA №38 от 17 октября 2014 г. “Москва—Киев—Брюссель—Стокгольм-транзит”). В результате многосложных переговоров, под давлением ЕС и ЕК, пообещавших финансовую помощь Украине в оплате долгов и закупке российского газа с ноября 2014-го по начало апреля 2015-го, в ночь на 31 октября в Брюсселе был подписан тот самый “зимний пакет” (см. ZN.UA №40 от 31 октября 2014 г. “Газовый компромисс для Украины ценой в 4,6 млрд долл.”).
Вот так и перезимовали. Теперь речь о том, как будем жить и зимовать дальше — и ЕС, и Украина, и РФ.
Если бы словаки открыли “большой реверс” для Украины… По сведениям источников ZN.UA, на это очень надеется Украина и в принципе в конце лета на это может пойти Словакия. Но кто здесь блефует, сложно предугадать.
Для Украины и “Нафтогаза” “большой реверс” не означает отказ от газпромовского газа. Это бОльшая возможность маневра: закупать газ там, тогда и именно столько, где это наиболее выгодно.
Но, как вы понимаете, такая свобода маневра Украины вовсе не устраивает “Газпром” и РФ. Да и не то чтобы очень уж нравилась Европе (им своих хватает…). Так что сюрпризов можно ожидать. В конце концов, россияне тоже могут какое-то время блефовать, как и прежде. Они ведь тоже играют в эту континентальную игру.
Алла ЕРЕМЕНКО
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.