Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” уволила вице-президента — главного инженера ПАО “Укртрансгаз” Игоря Бурака. Он был уволен с 1 августа после проведения служебного расследования, которое продолжалось менее недели — с 25 по 31 июля.
Руководство “Нафтогаза” назначило проверки и служебные расследования в “Укртрансгазе” для того, чтобы выяснить, были ли нарушения законодательства и внутренних документов при закупке услуг по диагностике магистральных газопроводов. Комиссия, проводившая проверки, такие нарушения нашла.
Бурак ответил публично письмом на сайте профкома работников “Укртрансгаза”. В нем он указывает, что уволен был на самом деле за то, что обнародовал на закрытом заседании СНБО 7 июля правдивые цифры плачевного состояния выполнения производственных показателей “Укртрансгаза” за первое полугодие. По его словам, объем необходимых работ по диагностике газотранспортной системы выполнен всего лишь на 35% от плана, техническое обслуживание — на 23%, текущие ремонты — также на 23, а капитальные инвестиции — всего на 14%. При этом Бурак указал, что причина такого катастрофического провала в работе “Укртрансгаза” — в назначении на ответственные должности некомпетентных людей. Кто назначил некомпетентных руководителей, Бурак не указывает, но без сомнения, имеется в виду руководство “Нафтогаза Украины” и непосредственно Андрей Коболев.
За Бурака заступился профсоюз работников аппарата правления “Укртрансгаза”, пригрозив исками в суд, обращениями к властям и даже — забастовкой.
Увольнение Бурака — не первое громкое кадровое решение руководства “Нафтогаза Украины”, а именно — его главы Андрея Коболева. В этом году он планомерно занимался зачисткой руководящей верхушки “Укртрансгаза”, выводя неугодных и ставя “своих” людей. Все началось в феврале этого года, когда Коболев добился устранения с должности президента “Укртрансгаза” Игоря Прокопива. Тот был уволен после результатов аудита “Укртрансгаза” компанией Deloitte&Touche, в ходе которого также были обнаружены нарушения в сфере закупок. Сомнительные сделки в “Укртрансгазе” потянули немного-немало на полмиллиарда гривен за 2015 год, и еще полтора миллиарда гривен — за 2016 год.
Вместе с Прокопивым был уволен член правления “Укртрансгаза” Василий Плавюк. А уже 21 марта был уволен вице-президент “Укртрансгаза” Валерий Ноздрин. Расчистив поле Коболев назначил в “Укртрансгаз” временными членами правления Сергея Алексеенко и Романа Билягу.
Однако и лагерь противников Коболева не сдает позиции: уволенный Прокопив стал заместителем министра энергетики.
Кроме того, поговаривают, что он сохранил о себе в “Укртрансгазе” хорошее впечатление — в бытность президентом всячески задабривал коллектив, например, с помощью премий. Помимо этого, уволенный из “Укртрансгаза” Нозрин еще с января занимает должность исполняющего обязанности председателя правления компании “Магистральные газопроводы Украины”, которая в будущем должна стать оператором украинской газотранспортной системы вместо “Укртрансгаза”.
Пока что у Коболева достаточно сильные позиции. Самый сильный козырь для общественности — “Нафтогаз” под его руководством выиграл в Стокгольмском арбитраже первый иск против “Газпрома”. В перечень своих успехов он также может записать и стабильную работу компании — закупка газа для прохождения отопительного сезона проходит с опережающий темпами (по состоянию на 28 июля запасы газа в подземных хранилищах составили 13 млрд кубометров, что на четверть больше, чем в прошлом году). Также “Нафтогаз” с успехом справляется с выполнением контрактов на транзит российского газа, несмотря на то, что объем работ увеличивается — по итогам семи месяцев этого года транзит газа вырос 23% до 52 млрд кубометров. И самое главное, молодой менеджер пользуется поддержкой посольства США.
Позиции Коболева еще больше укрепятся, если “Нафтогазу” удастся одержать еще одну победу в Стокгольмском арбитраже — по второму иску к “Газпрому”, касающемуся транзита газа.
Однако борьба за контроль над “Укртрансгазом” продолжилась, а ставки в этой борьбе будут расти.
Конфликт с Прокопивым и Нозриным касался закупок “Укртрансгаза”. Это — лакомый кусок для любой крупной компании, где в массиве закупаемых материалов и оборудования всегда можно заработать. Противники Коболева указывали, что ревизия закупок угрожает стабильности работы “Укртрансгаза” и надежности поставок газа, в то время как “Нафтогаз” считает нецелесообразным тратить деньги на ремонт газотранспортной системы, которая после 2019 года гипотетически может остаться без транзитного газа. Хотя, учитывая американские санкции бьющие по “Северному потоку-2”, провал “Южного потока” и технологические особенности транзита в Европу, без газа ГТС не останется. Впрочем, корпоративным войнам это вряд ли помешает, скорее наоборот.