Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бензин дорожает «благодаря» внутреннему фактору?

[08:40 08 сентября 2009 года ] [ День, №158, 8 сентября 2009 ]

Если власть не примет жестких мер, цена на топливо достигнет и девяти гривен за литр, уверены эксперты.

Стоимость бензина на украинских автозаправочных станциях продолжает упрямо двигаться вверх. При этом цена барреля нефти на мировых площадках опускается вниз. В правительстве ценовой рост связывают со спекулятивным фактором и курсовыми колебаниями. Эксперты же отмечают наличие элементов монопольного сговора на рынке и предрекают дальнейшее повышение цены до девяти гривен, если власть не предпримет действенных мер.

По данным консалтинговой компании UPECO, с 25 августа по 1 сентября 2009 года А-95 подорожал на 0,3% — до 7,57 гривни за литр, на А-76/80 и А-92 в среднем по стране подорожание в рознице составило 0,3% — соответственно до 6,72 гривни за литр и 7,18 гривни за литр. Дизельное топливо подорожало на 0,6% до 6,22 гривни за литр. Наибольшие цены за весь месяц зафиксированы в Киеве, Донецкой области и в Крыму (на полуострове стоимость А-95 составила 8,6 гривни за литр), сообщил «Дню» заместитель директора по научной работе центра «Психея» Геннадий Рябцев.

В конце сентября будут оглашены результаты проверки рынка бензинов, рассказал «Дню» и. о. главы Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко. При этом он отметил, что ключевую ответственность за состояние рынка и за развитие на нем конкуренции несет Минтопэнерго.

«Сегодня на формирование цены имеет влияние и курс гривни по отношению к доллару. Но я думаю, что слишком уж спекулятивно подходят трейдеры к формированию цены с учетом этого курса», — в свою очередь заявил министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан.

Ценовым скачкам осталось недолго, отмечают в другом министерстве. «Мы будем контролировать и в соответствии с действующим законодательством проводить соответствующие решения для стабилизации ценовой ситуации. У нас действует экспертно-аналитический совет, ведутся переговоры с собственниками компаний и с поставщиками бензина на внутренний рынок, и я думаю, что в ближайшее время ситуацию удастся стабилизировать», — добавляет министр экономики Украины Богдан Данилишин.

Не столь оптимистичны в своих прогнозах опрошенные «Днем» эксперты. По мнению главы партии «Третья сила» Василия Гаврилюка, «сегодня сговор на рынке неминуем». Иначе чем объяснить, что все заправки в Крыму имеют максимальную цену на А-95 и на дизтопливо в пределах всей страны.

«Цены на бензин растут быстрее, нежели курс гривни по отношению к доллару или евро. Сегодня это типичная спекуляция. И очень плохо, что за ней правительство следит только своими заявлениями, а не четкими, жесткими действиями. И все созданные аналитические группы не приводят к четкому регулированию», — говорит «Дню» глава правления Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.

Были, есть и будут спекуляции на рынке бензинов, вторит ему директор Центра «Номос» Михаил Гончар. По его мнению, все спекуляции маскируются под закономерный рыночный процесс. По словам эксперта, на ситуацию в стране действительно влияют колебания цены на нефть. Но у нас они заметны только тогда, когда цена нефти повышается, — стоимость бензина увеличивается. А вот когда уменьшается, то в Украине бензин остается на прежних ценовых позициях.

Как объяснил «Дню» Геннадий Рябцев, на сегодняшний день цена топлива на АЗС определяется местом его производства и происхождением сырья. Так, например, на отечественном рынке существует пять разных классов бензина А-95: бензин-«бодяга»; произведенный на украинских НПЗ из отечественной нефти; произведенный на украинских НПЗ, но из российской нефти; завезенный из России и Казахстана и изготовленный по межгосударственным стандартам; зарубежный, который изготовлен по европейским стандартам. При этом эксперт напоминает, что треть всей переработанной нефти в стране составляет нефть украинской добычи, остальная — российской. А пятая часть отечественных АЗС продает нефтепродукты, изготовленные из украинской нефти. По словам Рябцева, сделанный в Украине из украинской нефти бензин на 1—1,2 гривни дешевле бензина, произведенного из российской нефти в Украине.
По мнению Рябцева, в стране сговора нет, хотя на региональном рынке наблюдаются признаки положения ряда компаний, близкого к монопольному. Проблемой же является то, что у государства нет рычагов влияния на рынок, поэтому повышение или понижение цен на мировом рынке нефти не оказывает прямого воздействия на ситуацию внутри страны. «У нас сейчас цены на заправках определяются, исходя из затрат трейдеров... Государству необходимо сформировать свою политику на рынке нефтепродуктов. Формировать ее должно Минтопэнерго. А оно вместо формирования занимается регулированием цен, мягко говоря, с позиции трейдеров. Получается, что мнение потребителя не учитывается», — пояснил Рябцев и добавил, что потребитель платит за риски добытчика, переработчика, продавца, транспортера и продавца нефтепродуктов. Снизить цены можно благодаря уменьшению производственных издержек и улучшению эффективности производства. А трейдеры просто повышают цену, оставляя все как есть, подчеркивает эксперт.

Удивляет также то, что на фоне резкого сокращения импорта топлива все говорят о большом влиянии на цену курса доллара. «В прошлом году доля импорта в отдельные периоды достигала 70% (если считать дизтопливо). Сейчас же максимум 30% — импорт. А в последний месяц он вообще упал — нет вообще предложений», — говорит Рябцев. На уточняющий вопрос, означает ли это, что цены на бензин повышают наши производители, он ответил утвердительно.
«Наши же бизнесмены нагревают руки на своих гражданах, выпуская дешевый бензин (потому что нет транспортной составляющей) и продавая его по цене импортного», — соглашается с коллегой-экспертом Боровик.

«Сейчас мы видим, что идет своеобразная гонка между курсом доллара и ценою стоимости литра бензина. Если ситуация продлится, то топливо перегонит в этом ценовом соревновании доллар», — неутешительно прогнозирует Михаил Гончар.

На вопрос «Дня», насколько реальным в ближайшее время является установление на АЗС цены в девять гривен за литр, Боровик ответил: «Если правительство и дальше будет занимать такую пассивную позицию и только выступать по телевизору, а не делать жестких шагов по приостановлению спекуляции, то будет и девять».

А расплачиваться за повышение придется не только собственникам автомобилей. Вслед за бензином через месяц увеличится и стоимость проезда в транспорте во всех регионах — минимум на 20%, заявил глава правления гражданской организации «Союз водителей» Сергей Овчинников.

Наталья БИЛОУСОВА
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.