Причем это проблема достаточно старая — еще до аннексии Крыма и начала войны на Донбассе велись и разговоры, и конкретные работы по этой программе.
Дело в том, что советский вариант был создан на базе армейского автомобиля высокой проходимости “Урал-375”, производство запасных частей для которого осталось в Российской Федерации. Поэтому планировалось пересадить артиллерийскую часть на отечественное шасси. А оно было и остается и одним — производства “АвтоКРАЗ”. Хотя тут же заметим, что тот же МАЗ-6317 используется в белорусской армии в качестве шасси для реактивной установки залпового огня “Град-1А”, но у нас такой вариант даже не рассматривается.
Поэтому были разработаны варианты на КрАЗ-6322, КрАЗ-6322-120-82, КрАЗ-260. Интересно, что последний вариант под названием БМ-21К в 2008 году даже был допущен к государственным испытаниям, но пока они шли, армия отказалась от КрАЗ-260 как основного армейского грузовика, и дальнейшие работы в этой связи были свернуты, а готовые машины отправлены на хранение.
На базе КрАЗ-6322 были создана два варианта: “Бастион” и “Верба”. Тот же “Бастион” в варианте “Бастион-1” был принят на вооружение ВСУ в 2008 г., было произведено как минимум три машины, которые кстати прошли в парадном расчете на День Независимости в 2014 г. Однако по всей видимости, принятие на вооружение было формальностью (как, например, в случае с танком “Оплот”) для возможности налаживания экспортных поставок. Массово на вооружение ВСУ эти машины так и не поступили.
Мало того, продолжилась развитие конструкции. Так появился вариант “Бастион-2” с удлиненной базой и возможностью размещения дополнительного боекомплекта. Однако снова-таки дальше пары-тройки опытных машин дело не пошло.
Война на Донбассе очень остро поставила вопрос замены советских “Градов”. Их хоть и осталось после распада Советского Союза как минимум 378 установок, однако за время независимости не менее 70 машин было продано за рубеж, еще около 30 было потеряно в ходе войны.
К тому же активные боевые действия привели к тому, что износ артиллерийской части был колоссальный. Поэтому начиная с 2015 г. на базе Шепетовского ремонтного завода начались работы по освоению серийного производства комплектующих для артиллерийской части “Града”. В итоге к лету 2019 г. удалось решить все проблемы, и первая артиллерийская система отечественного производства поступила на государственные испытания.
На этом фоне продолжались метания военных. Ведь кроме уже принятого на вооружение “Бастиона-1”, которых их явно не устраивал по разным причинам, была представлена “Верба” от Харьковского Конструкторского бюро по машиностроению имени Морозова, БМ-21УМ “Берест” и даже БМ-21МТ от чешской компании Excalibur Army.
В итоге приняли такое себе гибридное решение — на вооружение в ноябре 2019 г. после двухлетних государственных испытаний все-таки приняли РСЗО “Верба”, однако серийно производить ее будет ГП “Шепетовский ремонтный завод”, входящий в состав государственного концерна “Укроборонпром”.
Внешне “Верба” отличается от советского “Града” прежде всего кабиной на пять мест (в будущем планируется использовать и бронированный вариант). Внутренние изменения очень значительны — прежде всего это новая автоматизированная система прицеливания с навигационным оборудованием, обеспечивающим топопривязку и оперативную передачу координат.
Однако стоит признать, что выбор военных не самый оптимальный. Так, например, серьезным недостатком стоит признать возможность перезарядки исключительно с помощью специальной машины. Ведь советская БМ-21 “Град” заряжается вручную, что в условиях маневренной войны является более оптимальным вариантом. Ведь, например, во время летней кампании 2014 г. на Донбассе проводка колонн снабжения была одной из огромных проблем нашей группировки.
К тому же по своим огневым возможностям тот же “Берест” гораздо более эффективный — все-таки 50 направляющих для ракет это больше, чем 40.
Однако уже то, что армейцы определились с отечественным вариантом “Града” — сигнал весьма позитивный, так как это резко повышает возможности нашей реактивной артиллерии именно батальонного уровня.
Теперь вопрос остается за разворачиванием серийного производства и максимального перевооружения армии. Правда, тут еще остается один не до конца понятный момент, который касается боеприпасов.
122-мм неуправляемых снарядов для БМ-21 на складах уже осталось критическая масса, закупки за рубежом не решают проблемы — все-таки “Град” это оружие площадного действия и для поражения целей нужно достаточно больше количество боеприпасов.
Существуют отечественные разработки — тот же “Тайфун-1” от конструкторского бюро “Южное”. Такой снаряд способен поражать цели на 20 км дальше, чем стандартные боеприпасы советского образца, однако пока сообщений о разворачивании серийного производства нет. Единственно, что увидела публика — так это макет на последней по времени оружейной выставке “Оружие и безопасность-2019”.
Таким образом, можно говорить о том, что выбор (на шестой год войны) отечественного варианта “Града” пока еще только первый этап на пути повышения боевой эффективности реактивной артиллерии ВСУ. И хорошо если этот процесс не будет остановлен и в следующем году ввиду общей деградации перевооружения армии при новой власти.