Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Аванс на зерно

[13:11 06 апреля 2011 года ] [ День, № 60, 6 апреля 2011 ]

Государство впервые предлагает трейдерам заплатить аграриям половину стоимости будущего урожая еще до начала посевной.

Приближение посевной кампании вынуждает аграриев активнее искать финансы для старта полевых работ. Между тем, государство обещает помочь им в этом вопросе. Как заявил во время рабочей поездки в фермерские хозяйства Одесской области министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк, торговцев зерном хотят привлечь к процессу его выращивания. По словам министра, рабочая группа из зернотрейдеров, представителей ЕБРР, Мирового Банка в настоящий момент работает над соответствующими предложениями в законопроект о форвардных закупках зерновых. Настоящим документом предусматривается, что зернотрейдеры должны будут оплатить аграриям 50% суммы финансирования к началу посевной, 30% — в процессе выращивания и 20% — после получения зерновых, рассказывает Присяжнюк. “Этот принцип работает во многих других странах, в том числе и в Бразилии, которая является одним из наибольших экспортеров зерна”, — отмечает он. По словам Присяжнюка, государство готово на уровне закона гарантировать, что “зерно, выращенное общими усилиями зернотрейдеров и сельхозпроизводителей, будет иметь свободное движение в торговле”. То есть, другими словами, работа по форвардным контрактам будет гарантировать трейдерам свободный экспорт зерновых. Оценить эффективность такого предложения для рынка и его участников “День” попросил экспертов отрасли.

Комментарии

Владимир ЛАПА, генеральный директор ассоциации “Украинского клуба аграрного бизнеса”:

— На первый взгляд, это — хорошее предложение, потому что аграрий получает гарантии финансовой стабильности для проведения посевных работ. К тому же, чем больше инвестиций, тем большая производительность АПК. Но есть и подводные камни. Форвардные контракты несут риски как для зернотрейдеров, так и для сельхозпроизводителей. Может возникнуть ситуация, когда трейдеры вносят предоплату за будущий урожай, но из-за увеличения цен на зерно аграрии могут вернуть задатки, а зерно продать по более выгодной цене. В таком случае торговцы зерном будут вынуждены покупать его по высоким ценам, чтобы выполнить свои международные обязательства.

Для эффективной работы по форвардным контрактам на зерновом рынке нужно решить два момента, связанных с государственным оператором по экспорту зерновых. Первый — государственная часть в нем должна быть 50% и больше. И второй — оператор должен покупать зерно только у товаропроизводителя. Кроме того, важно на государственном уровне создать благоприятные условия для инвестиций в будущий урожай: нормальная работа агрострахования и судебной системы, составление и выполнение контрактов.

Если бы это сделали, то трейдеры с удовольствием финансировали бы в будущий урожай, резервируя для себя таким образом объемы будущих поставок. Пока что этого нет. Без озвученных изменений вряд ли такая инициатива принесет большую пользу рынку. Как эксперту мне грустно, потому что в аграрном вопросе выбираем плохие варианты, а на разумные — закрываем глаза. Например, в других развитых аграрных странах для нормальной работы АПК создается биржевой рынок, где заключаются фьючерсные контракты. На них фермер может посмотреть цену на зерно будущего урожая. И если она его устраивает, заключить такой биржевой контракт. Это и есть система страхования финансовых рисков. Кроме того, наличие фьючерсного контракта упрощает получение в банке кредита, необходимого аграрию для производственных нужд. Поэтому сельхозпроизводитель может финансировать свою деятельность самостоятельно, без трейдера или государства.

Александр ЯРОСЛАВСКИЙ, заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации:

— Зернотрейдеры уже не первый год финансируют аграриев под посевы зерновых. Всего девять компаний, которые согласились предоставить конфедерации информацию, инвестировали в урожай 2010 года 2,7 миллиарда гривен. Объем всех авансов предыдущего финансирования украинских сельхозтоваропроизводителей трейдерами трудно оценить, но я думаю, что он достигает 10—12 миллиардов гривен. А это около 20—25% общих расходов на весь комплекс полевых работ. Поэтому, по моему мнению, правительству не стоит дополнительно узаконивать подобную практику форвардной контрактации будущего урожая, потому что каждый участник аграрного рынка (поставщик нефтепродуктов, минеральных удобрений, посевного материала, производитель, трейдер) желает свободной, прогнозируемой и прозрачной бизнес-среды.

Еще один момент относительно зерновых закупок. Сегодня государство начало форвардные закупки. Государственная компания проводит закупки, продавая аграриям дешевые удобрения и нефтепродукты, потому что у нее, при поддержке государства, есть такая возможность. Другие же субъекты рынка, даже если и захотят авансировать выращивание зерна по подобной схеме, то вряд ли будут иметь такую возможность. А это, по сути, привилегированное положение одного игрока на рынке. Поэтому его нужно исправить. Хочу напомнить, что в течение 1991—1999 годов в Украине была похожая практика авансирования материально-техническими ресурсами производителей зерна государственными или полугосударственными структурами, но последствиями такой практики было ограничение движения зерна по областям, активизация бартера и накопление значительной суммы просроченной задолженности сельхозпредприятий (перед поставщиками минеральных удобрений, горючего, а также перед государством), которая после длительного срока пролонгации и реструктуризации была списана.

Алексей ВАДАТУРСКИЙ, генеральный директор ООО СП “Нибулон”:

— Предложения по финансированию 50% от цены продукции еще перед посевной, я расцениваю, как попытку спровоцировать работающие на рынке компании: поставить их сегодня в неудобное положение, чтобы потом обвинить в том, что они отказались финансировать аграрный сектор Украины. Такая ситуация позволит правительству развязать руки для ручного управления рынком зерна в дальнейшем.

Наша компания за 20 лет работы инвестировала 7,3 миллиарда гривен в экономику Украины, в том числе непосредственно в развитие производства сельскохозяйственной продукции — 2,29 миллиарда гривен. А государство, требуя авансированного финансирования, не дает никаких гарантий, как сельхозтоваропроизводитель или инвестор сможет распорядиться этим зерном. И в случае неурожая, кто будет платить за риск? Аграрный сектор не всегда рассчитается с инвестором. Если государство введет квоты и этот инвестор квоту не получит, кто будет за это отвечать? Это очередные колоссальные убытки. Поэтому необходимо в оперативном порядке на государственном уровне принять пакет законодательных актов, переняв, к примеру, опыт цивилизованного порядка финансирования у Бразилии, которая всего за год привлекла 20 миллиардов долларов в аграрный сектор страны.

Наталия БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.