Украина и Россия в очередной раз обменялись газовыми претензиями. В конце декабря 2015 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла решение о повышении стоимости транспортировки газа по территории Украины. В “Нафтогазе” заявили о возможном росте транзитной ставки для “Газпрома” с нынешних $2,5 до примерно $4 за 1000 куб. м/100 км. В ответ на это российская компания выдвинула “Нафтогазу” претензию за недобор 10 млрд кубометров газа в 2015 году на сумму более $2,5 млрд.
Увеличение ставки транзита для компенсации потерь
Энергетический “регулятор” 29 декабря 2015 года установил для “Укртрансгаза” тарифы на услуги по транспортировке природного газа по трансграничным газопроводам для точек входа и выхода. Методика определения и расчета тарифов была принята отдельным постановлением НКРЭКУ № 2517 от 30 сентября 2015 года. А ранее, 3 сентября 2014 года, Кабмин принял постановление № 510 “О совершенствовании государственной политики в сфере регулирования деятельности по транспортировке природного газа по магистральным трубопроводам по территории Украины”, которым рекомендовал НКРЭКУ утвердить порядок формирования тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам на основе тарифной системы вход/выход.
Согласно решению НКРЭКУ, уже с 1 января 2016 года для всех точек входа (“Кобрин”, “Мозырь”, “Писаревка 1400”, “Суджа 1200”, “Суджа 1400”, “Устилуг” и прочие) установлен тариф на уровне $12,47 за 1000 куб. м. Для точек выхода установлены следующие тарифы: “Ананьев” — $16,74, “Береговое” — $31,03, “Гребеники — АТИ” (Ананьев — Тирасполь — Измаил) — $16,74, “Гребеники — ШДКРИ” (Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Измаил) — $21,33, “Дроздовичи” — $25,73, “Алексеевка” — $32,16, “Орловка” — $23,12, “Теково” — $28,99, “Ужгород” — $32, 80, “Устилуг” — $25,73, все прочие точки выхода — $25,73.
Так, если средний тариф на транзит 1000 куб. м российского газа на 100 км по действующему контракту в 2015 году составляет $2,5, то, теоретически, с 2016 года он должен составлять более $4.
Формально решения “регулятора” о новых тарифах приняты согласно новому закону “О рынке природного газа”, который был принят осенью прошлого года и утвердил действие в Украине норм энергетического законодательства ЕС, видоизмененных правил газового рынка.
Однако ни РФ, ни “Газпром” не согласовали законодательные “энергопакеты” ЕС. Россия, как и Украина, не является членом ЕС. Именно поэтому Россия не признает “энергопакеты” как норму закона, а Украина не может аргументировать свою позицию, поскольку не пользуется правами стран-членов ЕС. Соответственно, такое решение НКРЭКУ уже породило новый виток конфликта между “Нафтогазом” и “Газпромом”. И единственным путем решения проблемы может стать перенос этого вопроса в Стокгольмский арбитраж, который будет принимать во внимание, что оба участника судебного процесса находятся за пределами Евросоюза.
Впрочем, у председателя правления “Нафтогаза” Андрея Коболева - другое мнение по этому поводу: “В Украине введена новая система отношений в транспортировке газа. Она касается не только “Газпрома”, но и любой компании, желающей транспортировать газ по украинской территории. И эта транспортировка будет проходить по европейским правилам. Любая компания должна привести свои контракты по транспортировке газа через территорию Украины в соответствие с этими европейскими правилами”. Собственно, поэтому заявление “Нафтогаза” об изменении транзитной ставки не означает автоматического заключения нового соглашения на транзит с “Газпромом” по новым тарифам.
Контракт “Нафтогаза” и “Газпрома” о транзите газа предусматривает, что ставка тарифа на транспортировку газа по территории Украины является плавающей и определяется по формуле, зависящей от стоимости энергоресурсов, инфляции в Европе, других показателей. Фактически, чем выше была цена газа, тем выше была ставка транзита, которая достигала цифры более $3. Более низкая цена означала меньшую ставку.
Однако, в попытке изменить ставку транзита, в “Нафтогазе”, похоже, забыли о статье 8.7, которая может создать проблемы при рассмотрении в суде. Ведь именно эта норма предусматривает основания для пересмотра ставки транзита: “В случае существенного изменения в 2010-м и последующих годах условий формирования транзитных тарифов на европейском газовом рынке по сравнению с тем, что стороны обоснованно ожидали при заключении настоящего контракта, и если ставка платы за услуги по транзиту, указанная в п. 8.1 настоящего контракта, не будет соответствовать уровню транзитных тарифов на европейском газовом рынке, каждая из сторон вправе обратиться к другой стороне с требованием о пересмотре ставки платы за услуги по транзиту”.
В судебных делах, связанных с вопросом транзита, Стокгольмский и Венский арбитражи учитывали расположение газопроводов, их значение для конечных потребителей (страны ЕС), объем транзита газа и ставки транзита в соседних странах. Сейчас можно сказать, что примеры Польши, Словакии, Венгрии и Румынии свидетельствуют, что для значительных объемов газа обычно действует ставка транзита в коридоре $2,5—3,5.
Частично шаги “Нафтогаза” по повышению ставки транзита являются попыткой компенсировать потери в будущем, если российский транзит будет уменьшаться. Или тем более если будет реализован проект “Северный поток-2” и Украина потеряет около 30 млрд кубометров транзитного газа.
Руководитель “Нафтогаза” Коболев, отвечая на вопрос немецкого издания Handelsblatt о проекте “Северный поток-2”, был довольно пессимистичен: “Газпром” и ЕС могут использовать нас как резервный маршрут. Но если не будут поставляться дополнительные объемы газа из России в Европу, наш транзитный газопровод с экономической точки зрения будет разрушен. Если “Северный поток-2” заработает, Украина умрет как транзитная страна для российского газа”.
Взаимные претензии: кто больше?
Что касается решения “Газпрома” выставить Украине счет за недобор газа, то его только отчасти можно считать “ответом” на тарифное решение НКРЭКУ. Ведь на самом деле, как уже понятно, юридически позиции сторон не изменились, и тарифы остаются прежними. Обычно счета на оплату газа, не выбранного “Нафтогазом” по условию “бери или плати”, формировались в начале года, в январе-феврале. Неважно, когда был “недобор” — в I или IV квартале. Так было в 2013—2015 годы. Поэтому, скорее всего, речь идет о соблюдении юридических процедур.
Как известно, согласно контракту “Нафтогаза” и “Газпрома” от 2009 года, Украина обязана ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа — это 42 млрд куб. м. В 2015-м условие “бери или плати” не действовало в I, II и IV кварталах.
“Исходя из условий контракта, минимальное годовое количество газа в III квартале 2015 года составило 10,485 млрд куб. м. Учитывая это, а также объем газа, поставленный “Газпромом” на Украину в III квартале 2015 года, “Нафтогазу” выставлен счет на сумму $2,549 млрд”, — заявили в “Газпроме”.
В “Нафтогазе” фактически подтвердили законность претензий “Газпрома”, хотя и считают их нерыночными: “Нафтогаз считает положение “бери или плати” в виде, изложенном в контракте с “Газпромом”, нерыночным, неправомерным и недействительным. “Нафтогаз” оспаривает применение данного положения в арбитражном производстве с участием “Нафтогаза” и “Газпрома”, рассмотрение этого производства осуществляется судом при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Таким образом, правомерность претензий “Газпрома”, основанных на положении “бери или плати”, определит суд”.
По итогам 2014-го (за период с 1 января 2014 по 31 октября 2014 года, когда не было соглашения “Украина — ЕС — Россия”), размер финансовой претензии штрафа, выставленного “Газпромом” Украине, составил $8,197 млрд. В середине 2015 года “Газпром” уточнил сумму своих претензий в Стокгольме к “Нафтогазу” — это более $29 млрд. Теперь эта сумма выросла до почти $32 млрд.
Существует вероятность того, что транзитные претензии “Нафтогаза” суд не сможет учесть, поскольку нет юридически-технических документов. Главное также и то, что суд Стокгольма не может изменить цену на газ или ставку на транзит. Арбитраж может только видоизменять и корректировать условия контракта
Министр энергетики Владимир Демчишин предлагает не паниковать и считает претензии “Газпрома” рутинным юридическим процессом: “В соответствии с договором, который подписан, есть некоторые пункты, которые выполняются или условно выполняются, либо не выполняются. Поэтому они (“Газпром”) педантично, учитывая, что есть судебный процесс в Стокгольме, отрабатывают юридическую базу, нарабатывают аргументы в свою пользу. Это вопрос для суда, там ничего нового не появилось. Ждем реального решения”.
Позиция Украины также измеряется десятками миллиардов долларов. Сейчас “Нафтогаз” требует в суде Стокгольма компенсации за переплату стоимости газа в размере $14 млрд. Вторая часть иска — претензии по недоплате “Газпромом” за транзит газа в размере $11,7 млрд. Соответственно, общая сумма исков “Нафтогаза” к “Газпрому” составляет $25,7 млрд, что почти на $7 млрд меньше, чем требует “Газпром”.
При этом уточнение и дополнение позиций сторон влияет на затягивание судебного процесса. Поэтому ожидание главы “Нафтогаза” Коболева о завершении дела в 2016 году слишком оптимистично: “Мы готовимся к слушаниям, которые должны начаться в первом квартале следующего года (2016 год), и ожидаем, что в первой половине следующего года (2016-й) они, собственно, закончатся”.
Сумма претензий Украины росла постепенно с $9 млрд до $25 млрд в течение 2014—2015 годов. Довольно скользким местом для “Нафтогаза” являются именно транзитные аспекты. Правда в том, что контракт предусматривает транзит не менее 110 млрд куб. м ежегодно. И в течение 2009—2014 годов транзит должен был составить 660 млрд кубометров, а в реальности составил 510 млрд куб. м. Соответственно, “Нафтогаз” посчитал, что “Газпром” должен оплатить транзит еще 150 млрд куб. м. С учетом данных 2015 года, спорный объем вырастет со 150 млрд до 195 млрд куб. м.
Стокгольмский арбитраж примет во внимание то, что пункт 3.2 транзитного договора предусматривает подписание технического соглашения. И если техническое соглашение не было подписано (а ведь оно не было подписано ни разу), объем транзита газа через Украину определяется на основе объемов в сделках между “Газпромом” и европейскими компаниями.
Так, высока вероятность того, что транзитные претензии “Нафтогаза” суд не сможет учесть, поскольку нет юридически-технических документов. Главное также и то, что суд Стокгольма не может изменить цену на газ или ставку на транзит. Арбитраж может только видоизменять и корректировать условия контракта.
Претензии “Газпрома” по условию “бери или плати” могут быть частично удовлетворены судом. Ведь Украина не нуждалась в таких ежегодных объемах газа, которые закреплены в соглашении — 52 млрд куб. м, или даже 42 млрд куб. м (с учетом 20% уменьшения).
В то же время игнорировать интересы владельца газового ресурса (“Газпрома”) суд не может. Исходя из опыта европейских стран, объем “бери или плати” может быть уменьшен на будущие поставки с 52—42 млрд куб. м до уровня 15—20 млрд куб. м, начиная с года подачи иска. Так что за 2014—2019 годы Украине нужно будет выбирать у “Газпрома” хотя бы 15 млрд кубометров — потому что придется платить за “воздух”. Или снова обращаться в суд. При этом сейчас Украина всего импортирует 16 млрд куб. м газа, и перспектив увеличения нет, поскольку промышленность “стоит”.
Довольно реалистично выглядит перспектива пересмотреть формулу цены на газ. Однако нельзя рассчитывать, что цена будет снижена более чем на 30%, как это было в случаях с европейскими компаниями.
Юрий КОРОЛЬЧУК
Что скажете, Аноним?
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.