В принципе, корпорациям, также желавшим приобрести Corus, еще не поздно подать конкурирующее предложение и побороться за сердца и кошельки ее акционеров, однако вероятность такого шага кажется не слишком значительной. Германская Thyssen Krupp, которую долгое время называли одним из реальных покупателей, похоже, намерена реализовать крупный проект по строительство в США металлургического завода по производству автолиста, если не удастся купить канадскую Dofasco, которую немцам обещал Лакшми Миттал, когда занимался поглощением Arcelor . Ранее сообщалось о наличии интереса к Corus со стороны российских групп — в частности, “Евразхолдинга” и “Северстали”, но россиян в Европе сейчас откровенно не любят и боятся, так что конкуренции даже с индийцами они не выдержат.
К тому же Tata Steel пользуется достаточно большим авторитетом в международных промышленных кругах. Благодаря наличию собственных железорудных комбинатов и угольных шахт она выплавляет сталь с минимальной себестоимостью, а благодаря осуществленной в 90-е годы радикальной модернизации мощностей изготовляет достаточно качественную продукцию, востребованную на мировом рынке. В некоторых аспектах Tata Steel напоминает Mittal Steel образца середины 90-х годов — достаточно авторитетную компанию из третьего мира, которой не хватает только широкого доступа на западные рынки, чтобы войти в мировую элиту. Теперь такой доступ у Tata Steel, надо понимать, появится.
Индийско-британско-нидерландское объединение должно будет превратиться в пятую по величине металлургическую группу мира. Совокупный объем производства Corus и Tata Steel в 2005 году составил 23,5 млн. тонн (из них на Corus пришлось 18,2 млн. тонн и 5,3 млн. тонн на Tata Steel). Недавно индийская компания заявляла о своем намерении увеличить производительность до более 20 млн. тонн к 2013 году. Очевидно, приобретение Corus не поставит крест на планах строительства новых предприятий в Индии и Юго-Восточной Азии, а вот будущее убыточных британских заводов выглядит достаточно туманным.
Консолидацией, пусть и со значительно меньшим размахом, занимаются и другие крупные металлургические компании. В частности, японская Nippon Steel, помимо подписания официального соглашения с корейской Posco об обмене акциями и упрочением партнерских отношений, инкорпорировала в свою структуру таиландский завод Siam United Steel. Это совместное предприятие, основанное в 1995 году группой инвесторов во главе с Nippon Steel и таиландской промышленной группой Siam Cement, является крупнейшим производителем качественного холоднокатаного листа в стране.
Китайская Baosteel, в то же время, продекларировала намерение взять под свой контроль компанию Shaoguan Iron and Steel, в 2005 году выплавившую около 4,5 млн. тонн стали. Кроме того, лидер китайской металлургической отрасли считает приоритетным реализацию проекта по строительству интегрированного комбината Zhanjiang с плановой производительностью 10 млн. тонн в год.
Запад приводят к общему знаменателю
Цены на западных рынках стальной продукции находятся под растущим давлением. В частности, стоимость листовой стали на европейском рынке к началу второй половины октября сократилась на 20-25 евро по сравнению с концом третьего квартала, а в странах юга Европы это понижение оказалось еще более значительным. Как сообщают трейдеры, некоторые металлургические заводы, чтобы заинтересовать потребителей, предлагают горячекатаные рулоны с поставкой в четвертом квартале по 455-495 евро за тонну ex-works по сравнению с 490-520 евро за тонну в сентябре. В США аналогичная продукция котируется на уровне 580-600 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works, сократившись примерно на 20-30 долларов за короткую тонну по сравнению с сентябрем. Кроме того, на рынках США и Западной Европы подешевели некоторые виды длинномерного проката.
Специалисты объясняют это падение влиянием, прежде всего, двух факторов. Во-первых, это снижение спроса, вызванное замедлением темпов роста американской экономики и накоплением большого объема запасов у потребителей и посредников. Во-вторых, виновными в спаде называют китайских экспортеров, в последние месяцы резко нарастивших поставки стальной продукции в США и, особенно, в страны ЕС. При этом стоимость китайских горячекатаных рулонов в Европе составляет всего 430-450 евро за тонну C&F.
Правда, другие региональные рынки не проявляют столь существенного понижения. Порой возникает даже впечатление, что западные страны, где цены на стальную продукцию в третьем квартале более чем на 100 долларов за тонну превышали уровень Восточной Азии, просто подравниваются к ее уровню — 500-550 долларов за тонну C&F для горячекатаных рулонов.
Те же китайские компании, сбивающие цены европейским и американским конкурентам, одновременно стремятся к повышению цен в Азии. В частности, производители несудостроительной толстолистовой стали добились подорожания своей продукции при поставках в Корею примерно на 20 долларов за тонну по сравнению с началом месяца — до около 530-545 долларов за тонну C&F. Продавцы заготовок, в то же время, опасаются введения экспортных пошлин на полуфабрикаты и требуют от потребителей согласия на включения в контракты оговорки, что в случае вступления этой меры в силу убытки делятся пополам. При этом, стоимость заготовок на азиатском рынке достигает 410-420 долларов за тонну C&F. Сообщается также и о поставках полуфабрикатов в страны Ближнего Востока по 420 долларов за тонну CFR, что угрожает ослаблению позиций производителей из Турции и СНГ, которые предлагают свою продукцию соответственно по 430-440 долларов и 410-425 долларов за тонну FOB.
Стоимость готового проката российского и украинского производства при этом стабильна. Российские компании упирают на высокий спрос на стальную продукцию на внутреннем рынке, кроме того, очень жестко ведет себя и “Миттал Стил Кривой Рог”. Цены на арматуру из СНГ находятся в интервале 470-495 долларов за тонну FOB, горячекатаные рулоны котируются на уровне 475-490 долларов за тонну FOB для украинской продукции и до 540 долларов за тонну FOB — для российской.
Марафонцы на старте
На прошлой неделе стартовали переговоры по ценам на железную руду в 2007-2008 финансовом году (апрель-март). Представители австралийских горнодобывающих компаний Rio Tinto и BHP Billiton прибыли в Японию, где провели первые встречи с представителями местных металлургических компаниях. Об итогах этого обмена мнениями пока не сообщалось, но президент Rio Tinto Сэм Уолш, отправляясь на переговоры, отметил, что для очередного повышения цен на руду есть все основания.
Очевидно, потребители постараются, со своей стороны, доказать Уолшу необоснованность его притязаний. И первую скрипку в этом намерены, судя по всему, снова сыграть китайские сталелитейные компании, которые, правда, присоединятся к переговорному процессу только в последней декаде ноября. Как и в прошлом году, представлять интересы всей отрасли на них будет корпорация Baosteel, хотя, возможно, в помощь ей отрядят двух крупнейших трейдеров — Sinosteel и Minmetals.
Впрочем, уже сейчас китайские эксперты дружно заявляют, что цены на руду на будущий год ни в коем случае не заслуживают повышения, а, наоборот, должны сократиться, по меньшей мере, на 5%. Чтобы добиться этого, китайцы декларируют снижение зависимости от импортного сырья за счет расширения его производства внутри страны (особенно, мелкими компаниями, которых ранее было не принято принимать во внимание), а также увеличения закупок из альтернативных источников — в Индии, СНГ, Южной Африке. Правительство, со своей стороны, ставит вопрос о введении дополнительного сбора с импорта железной руды.
Согласно последнему прогнозу китайской металлургической ассоциации CISA, все эти меры помогут ограничить объем импорта железной руды в текущем году 312 млн. тонн, что всего на 13% превысит прошлогодние показатели. Правда, статистические данные не совсем соответствуют этой картине. По данным китайских таможенных органов, за первые девять месяцев 2006 года Китай импортировал 247,1 млн. тонн руды, что на 24,2% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом объем закупок в сентябре, хоть и более чем на 14% уступил августовскому, но все же превысил 28 млн. тонн.
На рынке металлолома на прошлой неделе произошел небольшой спад, наблюдавшийся как на азиатском рынке, так и в Средиземноморье. Стоимость материала 3А из СНГ сократилась до около 260 долларов за тонну C&F Турция. Однако Рамадан уже позади, так что трейдеры ожидают скорого восстановления спроса и цен.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Британо-нидерландская Corus, которая последние два года считалась кандидатом №1 на поглощение среди европейских производителей стали, очевидно, все же будет продана. В пятницу правление компании ответило согласием на предложение со стороны индийской Tata Steel, оценившей компанию в 4,3 млрд. фунтов стерлингов. Теперь сделка должна быть утверждена антимонопольными органами ЕС и акционерами компаний.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.