Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Но пасаран!

[15:35 23 февраля 2006 года ][Виктор РЫЧИК]

Война между Mittal Steel и Arcelor вступает в новую фазу. Теперь европейская компания намеревается разыграть китайскую карту: в ближайшие дни группа подпишет договор о сделке по приобретению доли в Laiwu Steel. Тем временем, европейские политики разрабатывают законы, которые дадут возможность компаниям защищаться от враждебных поглощений.

Кто больше?

Менеджеры Arcelor изо всех сил стремятся убедить акционеров в том, что самостоятельно группа будет развиваться успешнее, чем в составе Mittal Steel , и это обеспечит более быстрый рост доходов инвесторов. В качестве одного из аргументов, 16 февраля правление объявило об увеличении дивидендов на 85% — в связи с высокой прибылью группы в 2005 году. При этом директора обещали, что приложат все усилия для того, чтобы рост прибылей продолжался, и что дивиденды будут увеличиваться соответствующим образом. В подтверждение этого тезиса, они обнародовали свою программу развития группы. Как уже неоднократно декларировалось, эта программа предусматривает увеличение мощностей компании до 100 млн. т в год за ближайшие пять лет. Такие же планы имеются и у Mittal Steel , однако способы их осуществления — в корне различны, и именно на это указывает руководство Arcelor , апеллируя к акционерам.

По словам вице-президента и финансового директора Arcelor Мишеля Вюрца ( Michel Wurth ), в настоящее время Mittal Steel может производить 57,6 млн. т стали в год, а мощности Arcelor составляли, до недавнего времени, около 47 млн. т. Однако приобретение 88,38% канадской Dofasco добавит еще около 7 млн. т к суммарному выпуску Arcelor . Теперь же Arcelor завершает переговоры о приобретении 38% акций китайского производителя Laiwu Steel (10 млн. т в год) и об учреждении с этой компанией совместного предприятия для строительства в Китае нового завода по производству стали автомобильных категорий.

Кроме того, Arcelor планирует экспансию в Индию и расширение своих активов в Латинской Америке — регионах, в которых изобилие сталелитейного сырья обеспечивает низкую себестоимость производства. По словам официальных представителей компании, именно эти два региона представляют для нее “стратегический приоритет”. Кроме того, группа планирует проникнуть на российский рынок и приобрести активы в других странах Восточной Европы.

В Индии Arcelor сейчас ведет переговоры с производителем автомобильных деталей JBM об учреждении совместного предприятия для строительства завода по производству сваренных на заказ заготовок для автомобильной промышленности. Кстати, у группы уже есть небольшой плацдарм в этой стране — она сотрудничает с индийским конгломератом Tata в сфере производства автомобилей.

В Латинской Америке Arcelor будет расширяться путем увеличения активов своей бразильской дочерней компании. Недавно она приобрела контроль над производителем нержавеющей стали Acesita и 50% акций двух сталелитейных заводов в Коста Рике, параллельно осуществляя реорганизацию своих бразильских владений, которые теперь объединены в холдинговую компанию Arcelor Brazil. В настоящее время мощности этой компании составляют 10 млн. т в год, но Arcelor планирует увеличить их до 20 млн. т к 2010 году. Главным образом, это будет осуществляться путем расширения производства существующих заводов, а частично — за счет приобретений. Ходят слухи, что группа интересуется Companhia Siderurgica Nacional ( CSN ), но ее руководство опровергает эти предположения. Как бы то ни было, уже сейчас бразильские предприятия обеспечивают около трети суммарных прибылей Arcelor .

Ставка — на качество

Самый, пожалуй, веский из аргументов менеджмента Arcelor — отличие качества ее активов от имеющихся у Mittal Steel , и принципиальное различие в стратегиях расширения обеих групп. Фактически, Mittal Steel до сих пор просто поглощала все, что “плохо лежит”, скупая по дешевке предприятия-банкроты по всему миру. Единственное исключение составила “Криворожсталь”, за которую Лакшми Митталу пришлось изрядно переплатить, поскольку в конкуренцию за этот завод включилась Arcelor . Цена за украинский завод дошла до такого уровня только потому, что, в преддверии попытки враждебного поглощения между группами шла игра на опережение — какая из них сумеет расшириться быстрее.

В результате этой стратегии, активы Mittal Steel представлены, главным образом, заводами с морально устаревшим и физически изношенным оборудованием, выпускающие “ширпотреб”: недорогую товарную сталь низкого качества. В русле этой же стратегии, сейчас группа собирается инвестировать 9 млрд. долларов в строительство крупного сталелитейного комплекса в Индии, причем этот проект представляет интерес для Mittal Steel , главным образом, из-за возможности экспортировать из страны руду и слябы.

С другой стороны, Arcelor — лидер европейского рынка автомобильных материалов и балок, т. е., высокотехнологичной продукции высочайшего качества. Стратегия расширения группы предусматривает приобретение и строительство заводов того же плана — оснащенных прогрессивными технологиями и ориентированных на выпуск дорогостоящей продукции высоких переделов. Как и у Mittal Steel , единственным исключением из этой стратегии стала “Криворожсталь”, и тоже — по описанной выше причине. Тем не менее, как приобретение Dofasco , так и борьба за Erdemir отчетливо свидетельствуют о качестве активов, которые интересуют группу. На это же указывают и планы строительства высокотехнологичных заводов в Индии и Китае.

В результате осуществления этой стратегии, несмотря на отставание от Mittal Steel по валовому объему производства, Arcelor опережает конкурента по размеру прибылей. При этом, если в 2005 году доходы Mittal Steel резко подскочили из-за высокого уровня спотовых цен, то скоро рынок переместится на нисходящую ветвь цикла, и долгосрочные контракты Arcelor с международными автомобильными корпорациями обеспечат группе стабильные прибыли, тогда как у конкурента они пойдут на спад.

Союзники

Сейчас Лакшми Миттал совершает планомерный облет европейских стран в стремлении убедить политиков поддержать его идею поглощения Arcelor. Он даже вспомнил, что он — гражданин Индии, и примчался туда, чтобы привлечь на свою сторону правительственных чиновников, в преддверии визита в страну президента Франции Жака Ширака. Тем не менее, его лоббистские успехи пока ограничиваются нейтралитетом бельгийского правительства, которому он пообещал пересмотреть решение Arcelor о закрытии убыточного завода в Льеже. Власти же Франции, Испании и Люксембурга изыскивают любые возможности для защиты независимости Arcelor .

Французский Сенат уже поддержал внесенный правительством законопроект, в котором предлагается разрешить компаниям выпускать акции на предъявителя, чтобы предотвращать попытки враждебных поглощений. Кроме того, министр финансов Тьерри Бретон предложил предоставить акционерам право приобретать большее количество акций с дисконтом в случае попытки нежелательного поглощения, что увеличило бы потенциальные затраты “агрессора”.

В свою очередь, правительство Люксембурга лоббирует в Европейском парламенте поправки к директиве ЕС о поглощениях, в том числе — предоставление права совету директоров отказаться от предложения о враждебном поглощении, не получая предварительно согласия акционеров. То же относится к эмиссии новых акций или к приобретению другой компании. Кроме того, законопроект предусматривает, что потенциальный покупатель должен собрать 95% голосов в пользу поглощения, прежде чем получит возможность игнорировать мнение миноритариев. Если этот законопроект будет утвержден, то уже одной только позиции правительства Люксембурга, которому принадлежит 5,6% акций Arcelor, будет достаточно, чтобы оградить группу от притязаний Лакшми Миттала.

Профсоюзы, которым принадлежат три места в совете директоров корпорации, объявили о готовности защищать Arcelor от враждебного поглощения всеми доступными средствами, и понятно, что европейские политики изыщут возможности пойти навстречу этой Федерации.

Еще одну горькую пилюлю может подготовить для Миттала японская корпорация Nippon Steel . Как заявил 23 феврали ее президент Акио Мимура, договор о технологическом сотрудничестве между Nippon Steel и Arcelor (предусматривающий обмен технологиями производства автомобильной стали) включает пункт, в соответствии с которым любая из сторон может разорвать соглашение, если произойдет смена контроля над компанией-партнером. Учитывая, что сейчас Arcelor производит автомобильную сталь по технологии Nippon Steel для обосновавшихся в Европе автомобильных корпораций, крайне придирчивых к качеству материалов (что и превратило японские компании в мировых лидеров в сфере этих технологий), разрыв соглашения может привести к утрате этих контрактов. Понятно, что такой вариант развития событий будет неблагоприятен для покупателя. Есть ли в запасе у Arcelor и другая тяжелая артиллерия — покажут ближайшие несколько недель.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Но пасаран!

Война между Mittal Steel и Arcelor вступает в новую фазу. Теперь европейская компания намеревается разыграть китайскую карту: в ближайшие дни группа подпишет договор о сделке по приобретению доли в Laiwu Steel. Тем временем, европейские политики разрабатывают законы, которые дадут возможность компаниям защищаться от враждебных поглощений.

http://ukrrudprom.ua/analytics/avr230206.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.