По мнению большинства аналитиков, тот факт, что антидемпинговой расследование против труб Харцызского трубного завода (ХТЗ) не увенчалось введением запретительных пошлин, свидетельствует о наличии у его управляющей компании System Capital Management (SCM) достаточно широких возможностей для лоббирования своих интересов. Компании обеспечена весомая поддержка со стороны главных потребителей ТБД украинского производства — “Газпрома” и “Транснефти”, поскольку введение 53%-ной пошлины на эту продукцию вынудило бы “Газпром” заменить украинские трубы российскими, что увеличило бы стоимость закупок для Северо-Европейского Газопровода (СЕГ) на 20-30%. При этом еще в январе эксперты были уверены, что оба крупнейших покупателя ориентируются в своих стратегических планах на недорогие трубы украинского производства. В частности, “Газпром” собирался в 2006 году приобрести около 600 тыс. тонн ТБД, из которых более половины должны были быть украинскими.
Основываясь на анализе потребностей российских компаний и динамики развития ХТЗ, эксперты предсказывали, что к 2010 году этот завод будет контролировать более 30% российского рынка ТБД. В “Газпроме” и “Транснефти” не скрывали, что строят свои бизнес-планы, ориентируясь на недорогую украинскую продукцию. Они рассчитывали именно у ХТЗ закупать более 70% труб, необходимых для осуществления крупнейших стратегических национальных проектов России — Северо-Европейского газопровода и нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Несколько месяцев назад директор по стратегии и инвестициям ХТЗ Александр Кравцов заявил: “Результат тендера по СЕГ фактически предопределен — основная часть объемов труб большого диаметра для строительства как сухопутного, так и морского участка стратегического газопровода будет обеспечена за счет поставок дешевых украинских ТБД”.
Его уверенность в расширении взаимовыгодного сотрудничества подкреплялась переговорами руководства завода с менеджерами “Газпрома” о “создании совместных инжиниринговых компаний для комплексной реализации проектов обустройства месторождений нефти и газа и ряда объектов нефтегазовой промышленности на территории России”. В частности, речь шла о Штокмановском месторождении. Кроме того, в текущем году ХТЗ осуществляет серьезную модернизацию, в частности, осуществляется строительство новой линии (стоимостью 25 млн. долларов) по производству труб диаметром 711-1420 мм с одним прямым швом и толщиной стенки до 40 мм, пуск которой запланирован на четвертый квартал 2006 года. При этом мощности ХТЗ дают возможность выпускать до 1,6 млн. тонн ТБД в год. Поэтому некоторые эксперты даже прогнозировали формирование стратегической инфраструктурной оси “ХТЗ — “Газпром” и “Транснефть”.
Разумеется, российские трубники крайне болезненно реагируют на этот сценарий развития событий, и делают все возможное для защиты своих инвестиций в создание аналогичных мощностей. В мае Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) вознамерился выступить с инициативой “нормативно-законодательного закрепления 70% участия российских производителей в поставках оборудования и труб в натуральном выражении в рамках национальных трубопроводных проектов”.
Указывая на явно завышенные оценки украинского импорта — по мнению российских трубников, за первые четыре месяца текущего года ХТЗ увеличил объем экспорта в Россию на 59,1% — ФРТП потребовал от правительства в кратчайшие сроки установить защитные меры в отношении ТБД. В частности, речь шла об установлении импортной квоты в размере 367 тыс. тонн. При этом лоббисты указывали, что трубы для стратегических проектов (СЕГ, ВСТО, Штокмановское месторождение) “закупаются у производителей, чья продукция уступает по качеству отечественным трубникам и зачастую не соответствует международным стандартам”.
Это утверждение — явно из области фантастики. Генеральный директор ХТЗ Андрей Шишацкий объяснил: “Сейчас одно из ключевых конкурентных преимуществ продукции ХТЗ — это ее качество”. По его словам, использование самых современных систем контроля качества и постоянные инновации дают заводу возможность “достойно конкурировать как на устойчивых (защищенных) рынках, так и на быстрорастущих рынках, в частности — на российском”. В октябре прошлого года и мае текущего российская автономная некоммерческая организация “Национальный институт стандартизации экспертизы и сертификации транспорта” (АНО “НИСЭСТ”) провела аудит Системы управления качеством Харцызского трубного завода на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2001. По результатам экспертизы, заводу выдали свидетельства второго, а затем и третьего — самого высокого — уровня в Системе добровольной сертификации “Транссерт”.
Эти свидетельства удостоверяют соответствие харцызских труб для магистральных нефтепроводов требованиям нормативной документации. При этом технические возможности нового оборудования ХТЗ дают заводу возможность производить одношовные толстостенные ТБД из стали категории прочности до Х80 по API, которые по качеству будут конкурировать на равных с трубами немецких, итальянских и японских компаний. Наличие таких сертификатов дает заводу возможность принимать участие во всех российских тендерах на поставки ТБД, включая проводимые “Транснефтью” в рамках реализации проекта строительства нефтепровода “Восточная Сибирь — Тихий Океан”.
Да и в отношении контрактов для СЕГ основная борьба еще впереди. В настоящее время единственный поставщик труб для СЕГ — Выксунский металлургический завод, однако в “Газпроме” объяснили, что для главной сухопутной части газопровода “трубы будут закупаться на конкурсной основе у производителей, чья продукция отвечает соответствующим техническим требованиям. Это могут быть как российские, так и зарубежные производители”. При этом за последние годы на ХТЗ появились большие успехи в реализации программ по снижению себестоимости, поэтому предприятие может предложить заказчикам новые трубы по конкурентоспособной рыночной цене.
Поэтому, пожалуй, намеки российских трубников на “сравнительно низкое качество” харцызских труб следует отнести к попыткам выдать желаемое за действительное. Шишацкий заявил: “Мы заинтересованы в развитии рынка ТБД Российской Федерации и, несмотря на активное лоббирование российскими трубниками его закрытия для поставщиков-импортеров, ХТЗ намерен принимать участие во всех тендерах, проводимых ОАО “Газпром” и ОАО “АК “Транснефть”. При этом он указал, что “присутствие харцызских труб на российском рынке будет стимулировать трубные заводы России к инновационной активности, от которой выиграет конечный потребитель”. С его точки зрения, “российский рынок, а с ним и российские трубники, демонстрируют в 2006 году рекордные темпы роста, и сейчас как никогда этому рынку нужна достойная конкуренция по качеству со стороны иностранных производителей ТБД”.
Здесь представляется уместным привести и другую цитату из высказываний Андрея Шишацкого: “Мы готовы к честной и открытой конкуренции с российскими производителями труб. Это должна быть конкуренция технологий, “ноу-хау”, культуры производства, от которой выиграет наш потребитель. Мы не хотим соперничества в сфере PR-кампаний и лоббистского противостояния, от которого потребитель в конечном итоге проиграет”.
Перспективы тендеров на трубы подводной части СЕГ менее ясны. Выксунский металлургический завод (ВМЗ) и Ижорский трубный завод (ИТЗ) уже заявили о своих планах начать выпуск продукции с соответствующими характеристиками уже в ближайшее время. В настоящее время ВМЗ уже производит стальные трубы диаметром 1420 мм с толщиной стенки до 48 мм, причем эти трубы выпускаются с двух- и трехслойным антикоррозионным полиэтиленовым покрытием. Однако в преддверии тендеров “Газпрома” на поставки труб для подводной части проекта СЕГ, ОМК в партнерстве с норвежской нефтегазовой компанией Norsk Hydro ведет подготовительные работы по выпуску труб по стандартам DNV. При этом, по словам члена правления “Газпрома” В. Голубева, Ижорский завод тоже планирует в 2006 году осуществить пуск производства труб диаметра 1420 мм, толщиной стенки 40 мм и группой прочности Х100, а его вывод на проектную мощность состоится в 2007 году. При этом Президент Путин не так давно заявил владельцу “Северстали” Алексею Мордашову относительно его ижорского проекта: “…нужно, чтобы качество ваших труб было лучше, чем японских и немецких”.
Таким образом, Путин, похоже, готов заступиться за российских трубников перед “Газпромом”. Однако газовый гигант, тем не менее, питает явную склонность к трубам ХТЗ, а правительство Виктора Януковича окажет, вероятно, всемерную поддержку SCM в этой борьбе. Поэтому вопрос о поставках труб для СЕГ будет решаться именно на политическом поле, а вопросы соотношения качества и цены могут служить, в данном случае, только второстепенными аргументами.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Многолетняя борьба российских трубников с украинской продукцией увенчалась лишь частичным успехом — правительство РФ так и не ввело пошлину на импорт труб большого диаметра (ТБД). Тем не менее, осенью прошлого года тендер “Газпрома” на поставку труб диаметром 1420 мм выиграла российская ОМК, а Украина в текущем году вообще не поставляла ТБД в Россию. Это создает почву для самых разных домыслов.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.