По данным Национального бюро статистики Китая, в первые два месяца текущего года в стране было выплавлено почти 125,5 млн. тонн стали, что на 10,6% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Средний объем ежедневного производства составил более 2,2 млн. тонн, это стало новым абсолютным рекордом для отрасли.
Однако это не тот рекорд, которому следует радоваться. Рентабельность ведущих китайских металлургических компаний в прошлом году не дотянула даже до 1%, а дальнейший рост выпуска, не подкрепленный адекватным увеличением объема продаж, окончательно загоняет производителей стали в финансовую дыру. Избыточные мощности по выплавке металла оцениваются более чем в 200 млн. тонн в год, и этот фактор уже нельзя игнорировать.
Согласно подсчетам генерального директора крупнейшей китайской сталелитейной компании Hebei Iron & Steel Ван Ифана, за последние пять лет власти закрыли как устаревшие или загрязняющие окружающую среду металлургические предприятия совокупной мощностью 78 млн. тонн в год — это больше, чем сегодня производит вся российская сталелитейная отрасль. Администрация провинции Хэбэй, главного металлургического центра страны, заявила о намерении до 2020 года вывести из строя еще 60 млн. тонн в год избыточных мощностей. Однако всего этого может оказаться недостаточно.
Правительство Китая в качестве меры по борьбе с перепроизводством в некоторых отраслях, включая не только черную металлургию, но и производство цемента, алюминия и других цветных металлов, объявило о намерении повысить стандарты экологической безопасности. Как надеются представители крупных металлургических групп, это положение коснется прежде всего небольших частных заводов, которые в последние годы растут в Китае как грибы. Лидеры отрасли возлагают на эти предприятия, выпускающие преимущественно низкокачественную конструкционную сталь, основную вину за перепроизводство проката в стране.
Если в Китае власти обеспокоены слишком высокими темпами роста в металлургической промышленности, индийское правительство, наоборот, встревожено недостаточно быстрым вводом в строй новых мощностей. По прогнозу американского инвестиционного банка Miller Mathis Group, благодаря увеличению численности индийского среднего класса потребление стальной продукции в стране может достигнуть к 2020 году отметки в 200 млн. тонн в год. Между тем в прошлом году в Индии было выплавлено 76,7 млн. тонн стали, на 6,3% больше, чем годом ранее, а в этом году темпы роста могут снизиться до менее 5,5%.
Впрочем, ряд ведущих производителей стали в Индии поспешили заверить, что это торможение имеет временный характер. Компания SAIL ныне расширяет мощности на шести своих предприятиях и планирует к 2015 году увеличить их совокупную производительность до 21,4 млн. тонн в год по сравнению с 12,8 млн. тонн в 2012 году. Jindal Steel and Power строит в Индии два новых завода общей мощностью 9 млн. тонн в год и также рассчитывает ввести их в строй в 2015 году. Tata Steel уже до конца этого года должна завершить проект расширения своего головного комбината на 2,7 млн. тонн в год. Таким образом, Индия в ближайшие годы сохранит свой статус страны с наиболее быстро развивающейся металлургической промышленностью.
А теперь попробуем снова
Металлургические компании по всему миру не стали долго горевать из-за того, что попытка повышения котировок на стальную продукцию, предпринятая ими в конце февраля — начале марта, полностью провалилась. Теперь они снова начинают поднимать цены и в этот раз твердо рассчитывают на успех. С началом весны спрос на стальную продукцию действительно приподнялся практически по всему миру, а запасы проката у потребителей и трейдеров невелики и не позволяют продолжать выжидательную политику.
В Китае сигналом к “смене знака” стало заявление компании Baosteel о повышении отпускных цен на апрель. Ранее другие производители понизили внутренние котировки, но Baosteel выступила против прежней тенденции. По оценкам аналитиков компании, производство проката в стране в марте сократилось по сравнению с двумя предыдущими месяцами, а спрос, наоборот, постепенно идет вверх.
Правда, на внешнем рынке китайские компании намерены пока что лишь стабилизировать цены, прекратив их спад. Так, горячекатаные рулоны, потеряв за последние две недели более 30 долларов за тонну, остановились на отметке 585-610 долларов за тонну FOB, а толстолистовая сталь котируется между 575 и 595 долларами за тонну FOB. Японские и корейские производители тоже не намерены опускать цены на горячий прокат ниже 630-650 долларов за тонну FOB для всех групп потребителей.
Турецкие компании возобновили осторожное повышение цен, приподняв их примерно на 5-10 долларов за тонну по сравнению с началом марта. В частности, горячекатаные рулоны предлагаются по 625-640 долларов за тонну FOB. Однако потребители в ответ проявляют больше интереса к приобретению импортной продукции, в том числе украинской. Цены на горячекатаные рулоны украинского производства, правда, остались на прежнем уровне — 560-570 долларов за тонну FOB, но зато пошли продажи.
Длинномерный прокат турецкого производства также пошел вверх, чему способствовало, в частности, расширение спроса со стороны Ирака и Саудовской Аравии. Однако покупатели не торопятся принимать новые предложения по арматуре по 610 долларов за тонну FOB и более. Встречные предложения по-прежнему поступают из расчета 595-605 долларов за тонну FOB. К тому же на Ближнем Востоке снова появилась резко подешевевшая китайская катанка по 590-610 долларов за тонну CFR.
Впрочем, турецким металлургам не остается иного выбора, кроме повышения цен. Ближе к середине марта в США окончательно оформилось подорожание металлолома более чем на 20 долларов за тонну по сравнению с предыдущим месяцем, а теперь котировки поднимают экспортеры сырья. В самих США стальная продукция сдвинулась вверх впервые после более чем трехмесячной стагнации. Причем если плоский прокат лишь незначительно приподнялся, то арматура и катанка прибавили 20-30 долларов за тонну за последнюю неделю.
Нет изменений пока что только на европейском рынке. Региональные производители проката сумели остановить спад, но после провала попытки подъема в конце февраля о новой речь не идет. В Европе опять появился значительный разрыв в ценах между Италией — крупнейшей “горячей точкой” континента — и более благополучными странами центра и востока. Так, на итальянском рынке арматура продается по 435-450 евро за тонну EXW против 480-490 евро за тонну EXW в Германии и Польше, а котировки на горячий прокат варьируются между 450-460 евро за тонну EXW в Италии и 480-500 за тонну EXW в других странах.
Внезапное падение
Цены на железную руду, которые, по мнению многих специалистов, выглядели неоправданно высокими в условиях спада на мировом рынке стали, приходят в соответствие с текущей ситуацией. В течение последней недели спотовые котировки упали примерно на 10%. Индийский 63,5%-ный концентрат подешевел до 135-136 долларов за тонну CFR Китай, что соответствует уровню середины декабря прошлого года. При этом спад скорее всего еще не завершился. Как считают аналитики, цены остановятся где-то между 120 и 130 долларами за тонну CFR.
Падение котировок на руду однозначно связываются экспертами с последними событиями в Китае. Поставщики сырья пока не разделяют оптимизма китайской корпорации Baosteel относительно скорых благоприятных изменений на внутреннем рынке и обращают основное внимание на продолжающееся удешевление длинномерного проката, а также сокращение объемов выплавки стали.
Кроме того, упал и спрос китайских компаний на импортное сырье. В феврале они завезли из-за рубежа 56,4 млн. тонн руды, что является самым низкий показателем за последние четыре месяца. Всего в январе-феврале Китай импортировал 122,0 млн. тонн ЖРС — на 1,5% меньше, чем за тот же период предыдущего года. При этом складские запасы руды в китайских портах остаются низкими: местные компании просто минимизировали закупки в нестабильной ситуации.
Судя по всему, в обозримом будущем стоимость железной руды уже не вернется на тот уровень, на котором она была в начале текущего года. В этом уверены практически все участники рынка, прогнозирующие постепенное понижение котировок до 110-120 долларов за тонну CFR к концу текущего года. С наступлением весны в Китае пойдет в рост собственная добыча сырья, резко сократившаяся зимой во время морозов, охвативших северо-восток страны. В то же время подходит к концу и сезон тропических штормов, несколько раз за последние месяцы приводивших к нарушению работы западноавстралийских портов. Объем предложения руды на мировой рынок возрастет, тогда как потребность в ней уменьшится. Соответственно, цены должны пойти вниз.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Китайские специалисты бьют тревогу. Производство стали в стране снова увеличивается быстрее, чем потребление, из-за чего нарушился баланс между спросом и предложением, а цены на стальную продукцию в последнее время идут вниз.
http://ukrrudprom.ua/analytics/Slishkom_mnogo_dage_dlya_Kitaya.html
Что скажете, Аноним?
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
[14:35 10 сентября]
23:35 11 октября
19:10 11 октября
18:55 11 октября
18:45 11 октября
14:00 11 октября
13:30 11 октября
13:00 11 октября
12:00 11 октября
[23:58 11 октября]
[23:46 11 октября]
[23:12 11 октября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.