Заявление не удивило специалистов, которым известна убыточность этого бизнеса германской корпорации. В 2011 году американское подразделение ThyssenKrupp стало одним из основных генераторов убытка в 1,8 млрд. евро, понесенного компанией. За первую половину 2012 года только в США немецкая компания потеряла более 500 млн. евро.
Когда в 2007 году руководство ThyssenKrupp затевало свои американские проекты, их бизнес-концепция представлялась вполне оправданной. Предполагалось, что бразильское предприятие будет выплавлять из дешевой местной руды 3,5 млн. тонн слябов в год, которые будут отправляться для прокатки в США. Готовая высококачественная листовая продукция будет предназначаться для автомобилестроительной и других отраслей американской промышленности. Однако кризис поломал эти расчеты.
Экономические неурядицы последних лет, можно сказать, нанесли ThyssenKrupp двойной удар. Бразилию спад затронул в сравнительно небольшой степени. Экономика страны продолжает расти, а спрос на металл высок. Из-за этого в стране возросли затраты на рабочую силу и энергию, да и железорудное сырье подорожало. В то же время в США спрос и цены на плоский прокат упали. ThyssenKrupp USA в итоге так и не удалось закрепиться на местном рынке, несмотря на демпинговую политику. Вследствие относительной дешевизны сырья в США себестоимость ее продукции оказалась выше, чем у американских интегрированных меткомбинатов. Одно время компания даже пыталась продавать горячий прокат в Бразилию, но не выдержала конкуренции с местными поставщиками.
В качестве возможного покупателя ThyssenKrupp Brasil специалисты называют бразильскую корпорацию Vale, которой в настоящее время принадлежит 27% акций комбината. Судьба американского прокатного завода, расположенного в штате Алабама, пока неясна. Однако его закрытие маловероятно, поскольку предприятие, введенное в строй в 2010 году, получило налоговые и прочие льготы от центральных и местных властей на сумму около 1 млрд. долларов, и эти средства в таком случае надо будет возвращать. ThyssenKrupp и так скорее всего много потеряет на продаже. Строительство двух предприятий обошлось германской корпорации примерно в 12 млрд. евро, тогда как их балансовая стоимость составляет всего около 7 млрд. евро.
В начале этого года ThyssenKrupp уже продала финской компании Outokumpu свое подразделение по выплавке нержавеющей стали за 2,7 млрд. евро. Поэтому некоторые аналитики считают, что германская компания, которая и так получает около 50% своего дохода не от продажи проката, вообще стремится минимизировать свои металлургические активы. Руководство ThyssenKrupp опровергает эти заявления. По его словам, компания не ставит перед собой такую задачу, а просто избавляется от неприбыльных подразделений.
В то же время тайванская Formosa Plastic Group, крупнейший производитель пластиков в стране, сообщила об успешном продвижении своего первого металлургического проекта. Согласно заявлениям руководства компании, подготовка площадки для строительства меткомбината в центральной части Вьетнама полностью завершена раньше срока. В связи с этим первая очередь предприятия мощностью 7,5 млн. тонн стали в год сможет вступить в строй досрочно, в конце 2013 года.
Проект строительства во Вьетнаме крупного меткомбината с итоговой производительностью 15 млн. тонн стали в год был разработан Formosa Plastic Group еще в 2005 году, но долгое время его старт откладывался из-за бюрократических проволочек, технических и финансовых проблем. Но теперь стройка идет и очевидно будет доведена до конца. Ввод в строй даже первой очереди предприятия, на котором планируется выпускать как длинномерный, так и плоский прокат, может резко изменить обстановку на всем региональном рынке. Потребление стали во Вьетнаме из-за экономического кризиса в этом году, как ожидается, составит около 6 млн. тонн, так что появление нового меткомбината превратит страну в крупного экспортера стальной продукции.
Без спроса
На мировом рынке стали продолжается спад. Большинство потребителей в последнее время используют запасы, накопленные в начале второго квартала, так что видимый спрос на всех основных рынках находится на минимальном уровне. В то же время, многие металлургические компании, рассчитывавшие на более благоприятную рыночную обстановку, не сбавляют оборотов. Так, в Китае, по данным национальной металлургической ассоциации CISA, выплавка стали в первой декаде мая достигла рекордного значения ‒ более 2,04 млн. тонн в день.
Теперь внутренние цены в Китае плавно опускаются на уровень сентября 2010 года вследствие перепроизводства. Экономика, страдающая от падения спроса на китайские товары в западных странах, не в состоянии “переварить” растущие объемы проката, а правительство пока не решается (да и, похоже, не имеет возможности) приступить к искусственному стимулированию внутреннего спроса.
На внешнем рынке китайская стальная продукция также дешевеет. Покупатели выжидают, рассчитывая на уступки со стороны поставщиков, ‒ и получают их. Стоимость китайских горячекатаных рулонов сократилась до 615-640 долларов за тонну FOB, а некоторые вьетнамские компании выставляют предложения из расчета 580-590 долларов за тонну FOB.
Котировки на украинский горячий прокат уже опустились ещё ниже. Некоторые экспортеры предлагают его в Турцию и страны Ближнего Востока по 570-595 долларов за тонну FOB. Однако и в самой Турции, где спрос не оправдывает ожиданий, а объем предложения избыточен, внутренние цены на горячий прокат снизились до 660-680 долларов за тонну EXW, к тому же специалисты предсказывают скорое падение и до 650 долларов за тонну EXW.
Постепенно идут вниз и котировки на европейском рынке. Металлургам не помогает даже падение курса евро, способствующее росту их конкурентоспособности. Потребители, опасающиеся новых экономических неурядиц в еврозоне, всемерно ограничивают закупки, вынуждая производителей сбавлять цены. На юге Европы стоимость горячекатаных рулонов уменьшилась до 510-520 евро за тонну EXW, и только в более благополучной Германии еще можно получить за эту продукцию 540 евро за тонну EXW. Экспортные котировки на европейскую арматуру при поставках в Северную Африку рухнули ниже отметки 650 долларов за тонну FOB.
Спрос на длинномерный прокат в Средиземноморье и на Ближнем Востоке также весьма слаб. В Саудовской Аравии постоянно требуется арматура, но на этом рынке господствуют местные поставщики и компании из других стран Персидского залива, поставляющие свою продукцию беспошлинно. В то же время турецкие экспортеры вынуждены сбавлять котировки до 655-665 долларов за тонну FOB. В рамках этой тенденции подешевели и заготовки из СНГ — их стоимость снизилась до 590-600 долларов за тонну FOB. И это, скорее всего, еще не предел отступления.
Китайский минус
Котировки на железорудное сырье на спотовом рынке сократились до самого низкого значения более чем за полгода. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай к концу прошлой недели уменьшилась до 140-141 доллара за тонну CFR. Хотя по сравнению с наивысшим подъемом в начале апреля понижение составило только 10 долларов за тонну, большинство участников рынка настроены крайне пессимистично.
В принципе, спрос на железную руду в Китае остается весьма значительным. Выплавка стали в стране находится на рекордно высоком уровне. Объемы импорта в апреле также были весьма велики. Но, по данным трейдеров, буквально за две недели все изменилось почти до неузнаваемости. Китайские компании практически перестали заключать новые сделки, предпочитая использовать обширные складские запасы в портах. По словам одного продавца, все боятся покупать сырье с поставкой в июне, так как не знают, сколько оно будет к тому времени стоить.
Внутренние котировки на ЖРС в Китае падают из-за спада на национальном рынке стали. Кроме того, практически все специалисты уверены, что в ближайшем будущем китайские металлурги будут радикально сокращать загрузку сталеплавильных мощностей. Китайский рынок проката в настоящее время характеризуется значительным избытком предложения, и для восстановления равновесия палку придется перегибать в обратную сторону.
Пока аналитики не решаются прогнозировать, как долго продлится понижение цен на спотовом рынке руды и на какой отметке оно остановится. Некоторые китайские трейдеры в середине мая выставляли предложения на закупку австралийской руды в июне по 130-135 долларов за тонну CFR, но не исключено, что подлинное “дно” окажется еще ниже. В частности, эксперты Deutsche Bank предполагают, что стоимость руды может упасть даже до 120 долларов за тонну CFR Китай. В последний раз такие цены на спотовом рынке наблюдались еще в декабре 2009 года.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
ThyssenKrupp рассматривает возможность продажи американского подразделения, в которое входит меткомбинат в Бразилии и прокатный завод в США.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.