По оценкам генерального директора компании Emirates Steel Industries Саида аль-Ромайти, только в Саудовской Аравии и ОАЭ запланированы на ближайшее будущее либо уже реализуются строительные проекты общим объемом более 170 млрд. долларов. Кроме того, в арабских странах Персидского залива разрабатываются планы вложения около 100 млрд. долларов в строительство автомобильных дорог и 90 млрд. долларов ‒ в строительство аэропортов.
В связи с этим региональные металлургические компании стремятся расширять производство стальной продукции. Как считает Саид аль-Ромайти, выплавка стали в арабских странах, объем которой он оценивает в 2011 году в 29 млн. тонн, уже в 2013 году возрастет до 41 млн. тонн, а в 2015 году ‒ до 45 млн. тонн. Сама Emirates Steel Industries планирует в начале 2012 года ввести в строй свой очередной объект ‒ производственный комплекс, включающий в себя модули по получению 1,6 млн. тонн восстановленного железа (DRI), 1,4 млн. тонн стали и 1 млн. тонн крупносортового профиля в год. Стоимость этого проекта составляет около 1,5 млрд. долларов.
Кроме того, к концу 2014 года Emirates Steel Industries собирается обзавестись собственным производством по выпуску плоского проката. Проект предусматривает создание мощностей по ежегодному выпуску 2,5 млн. тонн DRI, 1,7 млн. тонн стали и 1,6 млн. тонн готовой продукции. Как заявляет руководство компании, единственной пока не решенной проблемой является обеспечение запланированного предприятия природным газом.
Еще один проект в арабской металлургии завершается в Марокко. Компания Maghreb Steel сообщила об успешном вводе в строй возведенного SMS Siemag производственного комплекса, включающего 120-тонную электродуговую печь, установку “печь-ковш” и одноручьевую машину непрерывного литья слябов мощностью до 1 млн. тонн в год. Полученные полуфабрикаты Maghreb Steel будет использовать на своих станах по выпуску горячего проката и толстолистовой стали, введенных в строй соответственно в 2010 и 2011 годах.
Расширение производства стали в арабских странах происходит даже быстрее, чем увеличивается спрос. В частности, эксперты предсказывают, что в 2012 году в регионе объем предложения начнет превышать уровень потребления. В связи с этим саудовская компания Al-Tuwairqi предлагает ввести в странах Персидского залива 20%-ную пошлину на импортную арматуру. Особенное беспокойство вызывает у саудовских металлургов рост конкуренции со стороны производителей длинномерного проката из Турции и СНГ. В то же время Al-Tuwairqi считает, что импорт заготовок в страны региона в обозримом будущем пойдет в рост. Потребности в полуфабрикатах в 2012 году оцениваются экспертами компании в 12 млн. тонн.
Пока в странах Персидского залива только обсуждают возможность протекционистской защиты региональной металлургической отрасли, в Сирии уже введена 30%-ная пошлина на всю турецкую стальную продукцию. Впрочем, защита национальных производителей здесь ни при чем: так сирийское правительство отреагировало на поддержку Турцией оппозиционных сил, которые пытаются дестабилизировать обстановку в стране и организовать для Сирии иностранную интервенцию по ливийскому сценарию.
Валютные бомбы
Цены на металлолом на мировом рынке продолжают идти вверх. Металлургические компании интенсивно запасаются сырьем в начале зимы, а поставщики соответственно получили возможность для взвинчивания котировок. Стоимость американского лома HMS № 1&2 (80:20) при поставках в Турцию превышает 460 долларов за тонну CFR, тогда как еще в конце ноября цены не превышали 420 долларов за тонну CFR. В итоге и производителям длинномерного проката приходится поднимать котировки на свою продукцию.
В последние недели стоимость турецкой арматуры подскочила до отметки 660-670 долларов за тонну FOB, а некоторые компании пытаются взвинтить цены и более чем до 675 долларов за тонну FOB, несмотря на весьма прохладную реакцию потребителей. В принципе, спрос на конструкционную сталь в странах региона оставляет желать лучшего, хотя такие страны как Ирак, Египет и Саудовская Аравия закупают достаточно большие объемы импортной арматуры. Подросли в цене и заготовки: турецкие компании предлагают их на экспорт дороже чем по 620 долларов за тонну FOB, а стоимость продукции из СНГ превысила 580 долларов за тонну FOB.
В начале второй декады декабря увеличилась было и стоимость плоского проката на Ближнем Востоке. В частности, трейдеры из стран Персидского залива сообщали о получении предложений на поставку горячекатаных рулонов из Индии и стран Восточной Азии в январе-феврале по 650-670 долларов за тонну CFR. Турецкие компании повысили цены на аналогичную продукцию до 630-640 долларов за тонну EXW, украинский и российский горячий прокат находился в интервале 560-600 долларов за тонну FOB.
Однако затем на рынок начал влиять новый дестабилизирующий фактор. Падение курса евро по отношению к доллару до самого низкого уровня за последние 11 месяцев позволило европейским компаниям снова понизить стоимость своей продукции при экспорте. В частности, турецкие металлурги были вынуждены снова сбавить внутренние котировки на горячий прокат на 10-20 долларов за тонну из-за появления в продаже в стране европейских горячекатаных рулонов дешевле 600 долларов за тонну CFR.
Причем даже низкий курс евро не помог европейским компаниям поднять цены на внутреннем рынке. В начале второй декады декабря котировки действительно возросли от 400-450 до 430-460 евро за тонну EXW, но новые проблемы на региональном финансовом рынке, собственно и вызвавшие падение евро, только ухудшили ожидания европейских промышленников. В результате металлургам пришлось снова понижать цены на свою продукцию, фактически возвращая их на прежний уровень.
Помимо евро, резко подешевела по отношению к доллару и индийская валюта. Это практически парализовало местный рынок, так как импортные горячекатаные рулоны даже по 610-620 долларов за тонну CFR для индийских покупателей чересчур дороги. В то же время экспортные котировки на аналогичную продукцию индийского производства сократились до 580-590 долларов за тонну FOB.
Демпинг со стороны индийских компаний может свести на нет все усилия восточноазиатских металлургов, препятствующих спаду на региональном рынке плоского проката. В середине декабря практически все ведущие производители в регионе пытались увеличить стоимость своей продукции. В частности, китайские металлурги предлагали на экспорт горячий прокат по 610-615 долларов за тонну FOB, японские и корейские ‒ по 600-620 долларов за тонну FOB, а цены на тайванскую продукцию доходили до 630 долларов за тонну FOB и более. Отмечалось также и подорожание российских горячекатаных рулонов до около 630-640 долларов за тонну CFR.
Теперь все эти планы оказались под угрозой срыва. Положение осложняется тем, что спрос на региональном рынке пока остается слабым. Его восстановление ожидается не ранее февраля, когда должны стартовать широкомасштабные строительные проекты в Японии и Таиланде.
Спокойствие, только спокойствие!
Цены на мировом спотовом рынке железной руды продолжают двигаться в режиме затухающих колебаний. После некоторого повышения в начале декабря котировки снова пошли вниз. В течение прошлой недели они опустились примерно на 5 долларов за тонну: стоимость индийского 63,5%-ного концентрата сократилась до около 141-142 долларов за тонну CFR Китай.
По словам наблюдателей, покупательская активность в декабре снизилась, так как китайские компании, получив большие партии сырья в предыдущем месяце, приостановили сделки. Вообще в последнее время китайский рынок железной руды отличается повышенной нестабильностью. После того, как в октябре импорт впервые более чем за год упал ниже 50 млн. тонн в месяц, в ноябре произошел новый скачок. В прошлом месяце китайские компании завезли в страну 64,2 млн. тонн железорудного сырья, что является вторым результатом в истории и почти на 29% превышает октябрьские показатели.
Как полагают многие специалисты, в ближайшем будущем китайский спрос на железную руду будет приходить волнами. Так, до начала января на рынке ожидается затишье, за которым последует новое оживление, вызванное приближением Нового года по китайскому календарю.
Всего за 11 месяцев 2011 года китайский импорт руды достиг 622,0 млн. тонн, что на 11% больше, чем за аналогичный период годичной давности. В связи с этим ведущие экспортеры сырья не волнуются за свои доходы и не собираются существенно замедлять реализацию своих мегапроектов по расширению мощностей. Тем более, что в этом году баланс на мировом рынке железной руды будет, похоже, нейтральным. Австралия в 2011/2012 финансовом году, по оценкам местных экспертов, увеличит поставки на 2,4%, до около 460 млн. тонн, тогда как Индия, наоборот, сократит их примерно на 30%, до около 65-68 млн. тонн по сравнению с более 90 млн. тонн в предыдущем периоде.
Конечно, в связи со спадом на мировом рынке стали руда в 2012 году будет дешевле. Австралийское государственное бюро BREE, в частности, прогнозирует, что стоимость 62%-ного материала составит в будущем году в среднем 139 долларов за тонну FOB, что на 9% меньше, чем в 2011-том. Однако BREE отмечает и то, что китайские компании в последнее время увеличивают долю высококачественного и более дорогостоящего сырья в импорте, благодаря чему доходы экспортеров в итоге останутся примерно такими же, как и ныне.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Благодаря высоким ценам на нефть металлурги Ближнего Востока рассчитывают на новый инвестиционный бум в странах региона.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.