Победителем конкурса, состоявшегося 12 октября, был признан Сергей Крыжановский. В результате впервые с 2010 года руководителем ИМТП не будет представитель крупной ФПГ.
Как мы сообщали ранее, первый конкурс в Мининфраструктуры должен был состояться 22 июня, но буквально накануне Кабмин задним числом внес ИМТП в перечень особо важных для экономики предприятий. Пришлось проводить новый, уже с участием межведомственной конкурсной комиссии под эгидой Минэкономики.
Внешне все напоминало попытку оставить на неопределенное время Юрия Крука в должности и.о. директора. 17 июля Генпрокуратура поручила провести проверку отдельны вопросов финансово-хозяйственной деятельности ИМТП за период работы Крука (17.07.2013 — 01.07.2015). Мининфраструктуры приняло решение о проведении аудита 20 июля. 21 июля Ю.Крук был отстранен от исполнения обязанностей, а вскоре уволен.
В то же время в ситуацию вмешался Михеил Саакашвили. 23 июля он прибыл в порт, чтобы проконтролировать отстранение Ю.Крука. Во время общения с журналистами глава Одесской ОГА, в частности, заявил: “Несколько дней тому назад этот порт оформил договор на первый и второй причалы с оффшорной компанией, зарегистрированной в республике Белиз. И практически эти причалы “уплыли” из-под контроля украинского государства и украинского бюджета. У меня нет сомнений, что мы тут имеем дело с большой коррупционной схемой, в которой участвует Крук, его партнеры по порту и серьезные люди в Киеве”.
Как удалось выяснить, ФГИУ заблокировал этот договор и лучшие причалы ИМТП остались под контролем порта.
Результаты аудита пока не обнародованы. Судя по проекту аудиторского отчета, текстом которого располагает редакция, выявлены нарушения, приведшие к ушербу на сумму около 50 млн.грн. Впрочем, об этом чуть позже.
Пока внешне ситуация в ИМТП выглядит благополучно. По данным Администрации морских портов Украины в январе-сентябре 2015 г. объем грузопереработки ИМТП составил 8 945,6 тыс.т. (рост на 21,9%). Чистый доход составил 1 204 млн. грн. что на 700,7 млн..грн. или в 2,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль составила 444 млн. грн. (рост на 394,3 млн. грн. или в 8,9 раз).
Впрочем, это общая тенденция для отрасли и подобный финрезультат достигнут благодаря девальвации гривни по отношению к доллару.
На самом деле перспективы у ИМТП очень тревожные. В этом году положительный баланс грузопереработки достигнут в основном за счет руды. Пока это общая тенденция в связи с сужением внутреннего рынка. За 9 месяцев объем экспорта руды в ИМТП вырос в 4,5 раза до 1376,1 тыс.т. Еще 970 тыс.т. было переработано во внутреннем сообщении назначением на Мариупольский порт. После возобновления полноценного ж/д сообщения с Мариуполем этого объема не станет. Из остальных существенных номенклатурных позиций рост достигнут только по зерну — на 6,7% до 1 689,3 тыс.т.
Из высокотарифных грузов наихудшая ситуация с контейнерами, сокращение (в TEU) почти в четыре раза (по всем морским портам падение на 30,5%). Хотя в отчетности ИМТП показан рост в 52 371%! Просто в прошлом году было всего 42 TEU, а в этом уже 21996.
Причина в том, что в апреле по инициативе ИМТП через суд был расторгнут договор совместной деятельности с ЧП “Контейнерный терминал Ильичевск” (КТИ). После этого контейнерным терминалом стал управлять ИМТП, а грузопоток начал уходить, в основном в соседний Ильичевский рыбный порт (группа “Приват”). Сколько контейнеров перевалили “рыбаки” выяснить не удалось, так как это единственный стивидор, почему-то не предоставляющий отчетность в АМПУ. Всего же с учетом объемов КТИ до расторжения договора за 9 месяцев получилось 40674 TEU. В прошлом году было 196 тысяч.
На момент подготовки этой статьи, по информации одного из работников порта, на контейнерном терминале находилось всего полсотни контейнеров.
Целесообразность расторжения этого договора в условиях постоянного снижения контейнерооборота в украинских портах сложно понять. Тем более КТИ согласилось на изменение изменить условий в части распределения прибыли на 50х50. Это еще можно было понять в 2007-08 годах на пике контейнерного бума, когда руководство порта настаивало на изменении условий договора. Взнос порта оставался неизменным, а после внесения инвестиций предшественником КТИ ЧП “Укртрансконтейнер” доля прибыли, которую получал порт сократилась до 25%. Первый раз договор был расторгнут в 2009 году, В 2012 году вновь был возобновлен.
В 2014 году ИМТП получил от КТИ 74 млн.грн, в этом году должен был получить около 100 млн.грн. Не неся никаких затрат. Причем даже если КТИ вообще лишился бы всех объемов, то все равно обязан выплатить ИМТП минимально гарантированный платеж — около 70 млн.грн.
Для нового руководства ИМТП это будет большой проблемой, так как кроме потери гарантированной прибыли от КТИ, придется возвращать инвестиции в сумме около $50 млн. А еще КТИ имеет основания требовать упущенную выгоду в сумме $540 млн.
В целом, главной системной проблемой для ИМТП в последние годы является отношение к грузоотправителям и другим стивидорным компаниям. Например, при комплексной ставке на погрузочно-разгрузочные работы в $4,5/т (уголь) в ИМТП принято “накручивать еще $2-2,5. Проблема существует и в других госпортах, но там аппетиты скромнее, обычно в районе $1/т. Есть информация, что в связи с этим, прекратить работу с ИМТП намерен “Метинвест”.
Еще один пример — компания “Транс-Сервис”. В прошлом году ИМТП подписал с ней несколько договоров (о паевом участии в содержании инфраструктуры порта, договоры аренды недвижимого и движимого имущества, договор компенсации расходов). Как мы уже писали, опрошенные нами руководители ряда одесских транспортных компаний связывают это ООО с уставным капиталом в 28200 гривен с братом экс-директора Вячеславом Круком.
Был подписан и договор о передаче в аренду пяти портальных кранов на причалах №11-15. В результате работы выполняет только эта компания и ставки значительно выросли. Доходит до того, что перегрузку выполняют плавкранами, в связи с чем “Транс-Сервис” пытается взять в аренду и их, дабы полностью монополизировать работу на этих причалах. Пока же, чтобы заставить работать с этой компанией грузоотправителям искусственно создают проблемы.
Например, 25 октября под погрузку 27,5 тыс.т. пшеницы стало судно NEWLEAD VENETICO. Для погрузки заказали два плавкрана. После этого начались задержки с переподачей вагонов (до 8 часов в смену), на двое суток вынудили заказать буксир для дежурства по носу судна, использовали другие маленькие хитрости. При худшем варианте такое судно должно грузиться трое суток, в итоге получилось восемь. Дополнительные расходы из-за сверхнормативного простоя должны составлять около $50-60 тыс.
Можно привести еще много таких примеров, но вернемся к отчету аудиторской проверки. Примерно две трети этого 250-страничного документа посвящено договорам с ООО “Транс-Сервис”.
Всего было подписано 27 различных договоров, но вначале о вышеупомянутых пяти портальных кранах. В отчете указано (стр.114) “Суммарные доходы, полученные ГП “ИМТП” от аренды портальных кранов …. (здесь и далее излишнюю детализацию пропускаем) составили в целом за период с октября 2014 по июнь 2015 (включительно) 13958,4 тыс.грн.
В то же время доходы от перевалки грузов силами и средствами ГП “ИМТП”, в частности зерновых грузов по прямому варианту и глины через открытые складские площади, могли бы составлять 33145,4 тыс.грн., что превышает доходы от передачи портальных кранов в аренду на 19187,1 тыс.грн”.
Также отмечается, что ИМТП мог передать в аренду только три крана и двумя оставшимися также выполнять работы на этих причалах.
В начале отчета сделан анализ выполнения договорных обязательств. Как отмечено (стр.23): “В результате исследования отношений ГП “ИМТП” и ООО “Транс-Сервис” можно сделать вывод о наличии определенных рисков, вероятность возникновения которых очень высока и существенна, которые негативно влияют на способность ГП “ИМТП” достигать цели деятельности предприятия согласно Устава, а именно: получать прибыль вследствие систематического невыполнения ООО “Транс-Сервис” своих договорных обязательств в части своевременной и полной оплаты счетов за предоставленные ИМТП услуги и компенсацию расходов”.
В отчете также неоднократно приводятся примеры с выводами о лоббировании интересов этого ООО со стороны администрации ИМТП. Даже в таких “мелочах”, когда порт оплачивал электроэнергию на арендованных объектах (стр.120). В частности, по переданному в аренду складу №8 на сумму 248 тыс.грн. И таких “мелочей” десятки и по ним “набегает” немалая сумма.
Заключительная часть отчета посвящена различным закупкам. В ней очень много интересного, но формат этой публикации не позволяет все обстоятельно изложить. Для примера приведем лишь один вывод в отчете (стр.204): “Приобретение дизельного топлива ГП “ИМТП” за декабрь 2014 года по ценам, превышающим уровень цен в Одесском регионе, может свидетельствовать о необоснованном осуществлении закупок по завышенным ценам, что привело к излишнему расходованию средств государственного предприятия в размере 1001,3 тыс. грн”.
Надеемся, что Мининфраструктуры само опубликует итоговый отчет аудита и наши читатели смогут с ним ознакомиться. Правда настораживает, что недавно Юрий Крук был назначен советником министра инфраструктуры. Видимо, Андрей Пивоварский еще не ознакомлен с материалами проверки.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
В ближайшее время Кабмин должен согласовать назначение нового директора ГП “Ильичевский морской торговый порт”. “УкрРудПром” проанализировал, какие проблемы придется ему решать.
http://ukrrudprom.ua/analytics/IMTP_megdu_proshlim_i_budushchim.html
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[12:15 25 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.