Так, Rio переадресовала часть поставок на спотовый рынок, а Vale потребовала повышения цен в уже заключенных договорах. Теперь пришло время расплаты.
Китайские сталелитейные компании предпочитают покупать железную руду по долгосрочным контрактам. По словам Шеня Шанхуа, генерального секретаря China Iron and Steel Association (CISA), только долгосрочные контракты на это сырье, которое необходимо транспортировать на большие расстояния, могут обеспечивать стабильность поставок. Однако китайцев не устраивает предложенный BHP вариант — десятилетние контракты, в которых обусловлено общее количество закупаемого железорудного сірья (ЖРС), цены на которое будут устанавливаться ежемесячно или раз в квартал. Шень заявил: “Эта модель ценообразования перекладывает весь риск на покупателя, предоставляя все преимущества продавцу”. Однако и австралийских поставщиков можно понять — исторически сложилось, что они оказались в невыгодном положении. Вернее, не имели возможности использовать свои преимущества перед бразильской Vale. И теперь стремятся исправить это упущение.
Дело в том, что почти вся австралийская руда экспортируется через порт Хедланд, расположенный на западном побережье страны. Бразильская же — только с восточного побережья. Поэтому сухогрузы, направляющиеся в Китай, после выхода из Хедланда просто поворачивают направо и идут на север, тогда как суда, покидающие бразильские порты, вынуждены проходить через Магелланов пролив, в какой бы пункт назначения они ни отправлялись, а это существенно удлиняет путь. Соответственно, транспортировка руды из Австралии стоит дешевле, чем из Бразилии, и австралийские компании могли бы получать за свое ЖРС большую прибыль, чем Vale, даже если бы продажа происходила по одной и той же цене в китайском порту.
Однако во времена низких цен на сырье, когда Китай только начинал развивать свою промышленность, австралийские производители руды согласились на компромисс. Причем компромисс состоял не просто в согласии на цены, не учитывающие разницы в стоимости транспортировки: BHP Billiton и Rio Tinto сознательно уменьшили свою маржу более, чем на величину этой разницы. Они хотели продавать руду в Китай, поскольку у этой страны были все козыри на руках. Причина их уступчивости заключалась в том, что они учитывали особенности китайского менталитета: для китайцев единожды заключенная сделка — это сделка сроком на всю оставшуюся жизнь, по крайней мере — до тех пор, пока она им выгодна. И такая политика обеспечила австралийцам изрядную долю китайского рынка железной руды. Причем весьма вовремя — стремительное развитие китайской сталелитейной промышленности привело к опустошению сырьевых рынков, а возникший дефицит породил взлет цен.
Все горнорудные компании мира интенсивно расширяли производство, но все равно не успевали за ростом потребления. В начале 2008 года китайцы уже платили за спотовую индийскую руду низкого качества на 200% больше, чем годом ранее, чтобы восполнить дефицит поставок по контрактам из Австралии и Бразилии. В это же время добрались до рекордных высот и цены на нефть, что еще больше увеличило разницу в стоимости фрахта. Затем к этому добавился фактор недостатка судов, который обусловил дальнейший рост фрахтовых ставок. И разница в стоимости транспортировки увеличивалась, что не давало покоя BHP. Компания уже несколько лет поднимала этот вопрос на каждых переговорах с китайцами, но те отвечали — с традиционной улыбкой — что не желают ничего менять.
В одиночку BHP не могла преодолеть доминирование бразильцев, которые крепко “подружились” с китайскими покупателями. Не могла сделать это и Rio. Поэтому ежегодно два крупнейших австралийских производителя руды смирялись с тем, что Vale подписывала первый годовой контракт, который устанавливал “базовую цену”, а им приходилось соглашаться с более низкой ценой. Однако два года назад BHP и Rio взбунтовались. Они решили выступить единым фронтом и, после того, как Vale установит базовую цену, вежливо объявили китайцам, что следует делать с разницей в стоимости транспортировки. Китайцы были возмущены — ведь сделка есть сделка! Но к этому времени рынок железной руды уже стал рынком продавца, а совместно BHP и Rio производят больше руды, чем Vale. И они могли победить, если бы Rio не изменила своему договору с BHP. Австралийцы опять согласились на более низкую цену. Правда, два года назад повышение контрактных цен было небольшим, и вряд ли имело смысл пускать в ход тяжелую артиллерию. Зато в 2008 году…
В 2008 году Китай испытывал такую нужду в импорте ЖРС, как никогда ранее, и платили за него на 200% больше, чем раньше. При этом в Rio пришел новый гендиректор, который был готов на этот раз твердо стоять плечом к плечу с коллегой из BHP. И австралийцы победили. Vale, как обычно, подписала первый контракт, договорившись о повышении цены на 65-71%. Австралийцы же добились, чтобы в их контрактах была учтена фрахтовая разница, и повысили цену на 79-85%.
Теперь уже возмутились бразильцы. И Vale заявила китайцам, что ее руда не покинет Бразилию, пока китайские покупатели не увеличат цену еще на 20%. Правда, Vale утверждает, что речь идет о 13%, но это сомнительно. Разумеется, это требование многих удивило — ведь годовой контракт есть годовой контракт, но, поскольку китайцы обманули своих контрагентов-друзей, то они остались без друзей. А дополнительные 20% — это просто преимущество в цене, утраченное Vale, когда австралийцы добились учета разницы в стоимости фрахта. Кроме того, требование соответствует прогнозам, которые делались в начале года, что цена в контрактах на 2009-10 годы будет повышена еще на 20%.
Исходя из этого, можно было бы считать, что требование Vale — это подготовка к очередным переговорам, если бы не одна небольшая проблемка. Дело в том, что в первом полугодии, когда устанавливались контрактные цены на текущий год, мыльный пузырь на сырьевых рынках разрастался с ошеломляющей скоростью, а во втором полугодии — он просто лопнул. Цены на нефть упали на 27%, на медь — на 20%, на золото — на 20%. Даже спотовые цены на уголь снизились на 20%. Разумеется, начали падать цены и на железную руду — в полном соответствии с сокращением объемов производства стали в Китае. Цены на сырье достигли уровней начала 2008 года, что привело к “разрушению спроса”, и произошло это разрушение как раз в то время, когда начали проявляться неизбежные последствия глобального кредитного сжатия.
В мировой экономике началась рецессия, в Японии Европе и Великобритании спад уже налицо, а в США он вот-вот начнется. Далее, правительство Китая осознало, что может прекратить свои — до сих пор безуспешные — попытки затормозить подъем экономики от стихийных 12% до более управляемых 8-9%, поскольку глобальный спад приведет к такому торможению в любом случае. Однако эти цифры, которые для любой другой страны означали бы экономический бум, для Китая аналогичны рецессии. Экспорт из страны быстро сокращается, и подъем экономики происходит только за счет потребления на внутреннем рынке.
В этой ситуации растут запасы на складах железной руды в китайских портах. Единственная причина, по которой спотовый рынок еще не схлопнулся вовсе — это закупки мелких заводов, которые недостаточно сильны, чтобы заключать годовые контракты с крупными поставщиками. В то же время, мировые объемы производства начинают выходить на новый уровень. Так, уже начала добычу руды австралийская компания Fortescue Metals — она уже произвела первую поставку в Китай и обещает быстро нарастить объемы. Когда проект Fortescue будет выведен на полную мощность, компания, которая год назад фактически не существовала, станет значимым поставщиком мирового уровня. При этом BHP, Rio и Vale тоже вводят в эксплуатацию новые добывающие мощности. Строятся новые железные дороги, которые ускорят процесс транспортировки, расширяются порты, а Vale затеяла строительство целой армады новых сухогрузов.
Поэтому не исключено, что в 2009 году на рынке образуется избыток поставок. И в этой ситуации Vale пожелала нарушить контракт и повысить цены еще на 20%. Безумие? Или глупое раздражение, попытка выпустить пар, досада, что конкуренты получили больше? Разумеется, дело не в этом, Vale — не единственная компания, стремящаяся надуть китайцев в преддверии переговоров по ценам на 2008-09 годы.
Та же Rio привела их в ярость, когда переадресовала 10% законтрактованной руды на спотовый рынок. Заключенный Rio контракт допускает возможность ошибки — в нем обусловлена 90%-я точность, и компания использовала эту возможность. Кроме того, из-за аварии на железнодорожной линии в Кейп Ламберт, которая будет закрыта на месяц, Rio объявила форс-мажор по контрактным поставкам. Вполне законно, но озадаченные аналитики задаются вопросом: разве у Rio нет множества других источников поставок? Зачем объявлять форс-мажор по всем поставкам? Возможно, из-за желания компании повысить цены, поскольку в прошедших переговорах BHP и Rio добились только 85%-ного повышения, хотя стремились увеличить цены более чем на 100%. Именно поэтому аналитики и прогнозировали повышение на 20% в 2009-10 годах.
Однако Vale далека от подобных “шалостей”, у нее гораздо более важные стимулы для возврата своего ценового преимущества, которого ее лишили австралийские конкуренты, добившись учета разницы в стоимости фрахта. Дело в том, что если BHP действительно сумеет произвести поглощение Rio, то объединенная компания станет крупнейшим в мире производителем железной руды, отодвинув Vale на второе место. Бразильская компания давно привыкла использовать свое доминирование на рынке, чтобы устанавливать желаемые цены, спокойно наблюдая, как остальные поставщики следуют за ней в кильватере. А теперь возник риск, что эту позицию займет BHP Billiton и Rio Tinto, а доставка руды из Австралии стоит гораздо дешевле.
Самый большой риск этих шалостей горнорудных гигантов заключается в том, что они могут испортить игру друг другу. Поскольку спрос на сталь в Китае падает, именно китайцы теперь окажутся на коне. И в 2009 году китайские сталелитейные компании могут заявить: “В этом году нам не требуется так много руды, но мы можем вам предложить снизить цены в контрактах”. Причем — значительно снизить, поскольку положение китайцев будет отнюдь не таким отчаянным, а в 2008 году BHP Billiton, Rio Tinto и Vale наперебой пытались их обыграть. К тому же бум на сырьевых рынках уже завершен. Правда, многие аналитики, в частности — эксперты банков Deutsche Bank, Credit Suisse и Goldman Sachs — все еще предсказывают повышение цен на 20%, но они публикуют свои прогнозы один раз в квартал. Вероятно, скоро они откорректируют свои прогнозы, как это уже сделали их украинские коллеги, которые уверены, что в грядущих переговорах цены будут снижены. Скорее всего — значительно.
По материалам International Business Times.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
После того, как компании “большой тройки” — Vale, BHP Billiton и Rio Tinto — договорились с азиатскими покупателями руды о резком повышении контрактных цен на 2008-2009 год, все они стали вести себя с контрагентами показательно некорректно.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.