Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Россия теряет Закавказье

[14:28 23 июля 2008 года ] [ РБК daily, 23 июля 2008 ]

Завтра в турецкий город Карс приедут президенты Азербайджана, Грузии и Турции.

Они примут участие в торжественной церемонии закладки турецкой части железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Этот проект, по замыслу его создателей, должен “ускорить экономическое развитие, поддержать мир и стабильность в регионе”. Между тем, по мнению экспертов, азербайджано-грузино-турецкая железная дорога с экономической точки зрения не достаточно перспективна, а с “миротворческой” и вовсене имеет никакого смысла. Поэтому настойчивое желание Тбилиси и Баку построить ее как можно скорее подчеркивает политический характер этого проекта — он будет направлен против России.

Договор о строительстве железной дороги был подписан Турцией, Азербайджаном и Грузией в начале 2007 года. Уже в конце года состоялась торжественная церемония закладки грузинской части дороги. Ожидается, что строительство будет завершено в 2010 году.

Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс ляжет тяжелым грузом финансовой ответственности прежде всего на Азербайджан и Грузию. Однако именно эти страны отзываются о ней с особым энтузиазмом и рвением. По мнению экспертов, это объясняется тем, что Баку и Тбилиси расценивают строительство этой железной дороги прежде всего как политический проект, нацеленный на подрыв влияния России в Закавказье.

Особенно ясно это видно на примере позиции Грузии. Так, в июне 2006 года госминистр Грузии Каха Бендукидзе заявил, что экономическая привлекательность этой железной дороги до сих пор не ясна. Это заявление прозвучало на фоне нарастающих экономических реформ в Грузии, которые также требовали немалых финансовых затрат и неудачное проведение которых рисковало подорвать имидж новой власти в Тбилиси. Однако уже спустя несколько месяцев настроения кардинальным образом изменились. В феврале 2007 года грузинский президент Михаил Саакашвили оценил дорогу Баку — Тбилиси — Карс как “перспективный проект, который закладывает основу для успеха и является серьезной гарантией в долгосрочном развитии каждого из нас”.

Такая резкая смена настроений в Тбилиси не случайна. На это время пришелся очередной виток обострения российско-грузинских отношений, когда Кремль ввел экономические санкции против Грузии и разорвал транспортное сообщение с этой страной. Тбилиси было необходимо продемонстрировать свою решимость принять участие в так называемых “альтернативных” российским транспортных проектах, чтобы заработать срочные политические дивиденды для правительства Михаила Саакашвили.

“Для Грузии железная дорога Баку — Тбилиси — Карс является спасительным проектом. Участвуя в нем, она пытается поднять свою капитализацию, которую нынешнее правительство своими руками свело практически до нуля. Кроме того, поскольку сама по себе Грузия уже ни для кого не представляет интереса, Тбилиси становится выгодно замкнуть на себя проекты, в которых принимает участие Азербайджан”, — отметил в беседе с РБК daily эксперт исследовательской группы “Конструирование будущего” Сергей Переслегин.

Для Азербайджана участие в строительстве железной дороги также привлекательно с нескольких точек зрения. “Эта дорога свяжет Азербайджан через Турцию с Европой и предоставит выход к Черному и Средиземному морям”, — сказал в беседе с бывший советник президентов Азербайджана по внешнеполитическим вопросам политолог Вафа Гулузаде. Однако одновременно с этим Баку получит дополнительную возможность продемонстрировать свою самостоятельность от России. “Россия хочет, чтобы все коммуникации проходили через нее, как это было в советскую эпоху. Однако, будучи транзитной страной, мы считаем, что подобные проекты, не соприкасающиеся с РФ, для нас и других стран региона естественны”, — отметил г-н Гулузаде.

Между тем, с точки зрения долгосрочной экономической перспективы проект закавказской сети железных дорог был бы во много раз более выгоден, если бы к нему присоединилась Армения, а затем и Россия. “Если бы страны действительно были нацелены на получение долгосрочной экономической выгоды, они в первую очередь связали ли бы окружной транспортной системой весь региона, включая и Армению, и только потом выстраивали бы из этой сетки ответвленные системы дорог в другие направления”, — отметил г-н Переслегин.

Однако в том виде, в котором этот проект начал реализовываться, он категорически не устраивает Ереван. Дело в том, что 90% грузинского города Ахалкалаки, через который также должна пройти железная дорога, составляют этнические армяне. Построив дорогу через этот город, Тбилиси и Баку угрожают Еревану подорвать его влияние на армянскую диаспору в Грузии. Само по себе строительство дороги Карс — Ахалкалаки — Тбилиси откроет очередной транскавказский путь в обход Армении и в конечном итоге окончательно отрежет ее от экономико-политической коммуникационной сетки всего Закавказья. Кроме того, непримиримая позиция Азербайджана исключает какую-либо возможность того, что Армения в ближайшем будущем сможет присоединиться к строительству этой железной дороги.

Реализация этого проекта в Закавказье является тревожным звонком и для Москвы. Отрезая от транспортно-коммуникационных проектов в Закавказье Армению, Грузия и Азербайджан одновременно поддерживают игру США и Евросоюза на вытеснение из региона и России. Ослабление позиций Еревана в Закавказье обернется тем, что Россия окончательно потеряет свое влияние в решении одного из наиболее острых этнотерриториальных конфликтов на постсоветском пространстве — в Нагорном Карабахе. Это решительно ударит по статусу и авторитету Москвы в рамках СНГ и других региональных организациях.

Реализация политических, “альтернативных России”, транспортно-коммуникационных проектов все яснее подчеркивает контуры стремительно меняющегося геополитического расклада сил в Закавказье. Связка Грузия — Азербайджан (реализуется также через проект Баку — Тбилиси — Джейхан — БТД) очевидно сыграет на пользу Вашингтону, который стремится втащить в НАТО эти две страны сразу. После вступления Грузии и Азербайджана в альянс Армения не сможет остаться в стороне от этих процессов. Снижение роли России в СНГ, на которое направлена реализация транспортно-ресурсных проектов в обход РФ, поставит Армению в трудное положение. В условиях отсутствия поддержки со стороны Москвы и будучи окруженной плотным кольцом проамериканских режимов, Армения также вынуждена будет вступить в НАТО.

Ирина ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.