Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“В Германии мы русские, в России нас считают немцами”

[15:53 30 марта 2009 года ] [ РБК-Украина, 30 марта 2009 ]

Интервью с совладельцем судостроительной группы Wadan Yards Андреем Бурлаковым.

Мировой экономический кризис и спад объемов торговли привели к резкому сокращению рынка морских перевозок, появился избыток судов на многих судоходных путях. Это напрямую повлияло и на судостроительный бизнес во всем мире, так как заказчики отказываются от новых контрактов. Многие верфи переживают не лучшие времена. О том, какие процессы происходят в контролируемой россиянами судостроительной группе Wadan Yards, РБК daily рассказал основной акционер и председатель совета директоров Wadan Yards Group Андрей Бурлаков.

— Почему Wadan Yards Group оказалась первой среди немецких судостроителей, кому немецкие банки под гарантии федерального правительства Германии и правительства земли Мекленбург — Передняя Померания выделили около 240 млн евро в виде целевых кредитов?

— Многие европейские и немецкие верфи уже разорились. Положение Wadan Yards, безусловно, более устойчиво. Нам же кредиты понадобились в связи с тем, что именно немецкие судовладельцы не оплатили четыре готовых судна, что существенно осложнило финансирование других заказов. Власти и немецкие банки понимают эту ситуацию и активно поддерживают нас. Мы, в свою очередь, обеспечили необходимые гарантии и четко понимаем собственную перспективу и ответственность.

— Однако в немецкой прессе вас, как новых собственников верфей, упрекают в том, что вы так и не привели на верфи новых заказчиков.

— Новых не привели. Пока. Кризис — он, знаете ли, и для нас кризис. Но к нам с большой охотой возвращаются старые. Мы одна из очень немногих судостроительных групп в мире, способная производить широкий спектр высокотехнологичных судов, от контейнеровозов и паромов типа RoPax до танкеров для перевозки сжиженного природного газа и морских буровых платформ, а главное, суда высокого ледового класса, столь необходимые для России. Поэтому российские заказы так или иначе появятся, и соответствующая работа ведется очень успешно.

Безусловно, кризис коснулся и компаний-заказчиков, которые вынуждены пересматривать свои инвестиционные программы. Насколько мне известно, в силу ряда причин с начала кризиса российскими компаниями не было заказано ни одного судна. У нас же на конец прошлого года в портфеле заказов было 19 судов, сейчас более 30. На прошлой неделе вступил в силу новый контракт на строительство 16 сухогрузных судов смешанного плавания на верфи Wadan Yards Okean (Украина), что позволит полностью загрузить ее до конца 2009 года.

— Намерена ли Wadan Yards Group предлагать свою продукцию для нефтегазовых компаний, осваивающих месторождения на шельфе?

— Уже предлагаем. Wadan Yards Group имеет опыт строительства буровых платформ и судов для работы в условиях Арктики. В частности, на наших верфях не так давно была построена полупогружная буровая платформа STENA DON, являющаяся одной из самых современных в мире.

— В настоящее время уже заявлено о планах строительства нескольких суперверфей в России. Сможет ли это повлиять на ваши позиции?

— Нам это выгодно как никому другому, хотя я не понимаю, что такое суперверфь. Строительство новой верфи в России с учетом создания необходимой инфраструктуры займет от трех до пяти лет. Но мощности одной или даже двух верфей в обозримой перспективе не обеспечат потребностей, заявленных руководством России, Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и другими российскими компаниями. Wadan Yards Group предлагает свое участие в этих проектах, готова предоставить самые передовые технологии, инженеров, обучать рабочих на своих верфях, полностью интегрировать свои производственные и интеллектуальные мощности с российскими заводами, создав в бассейне Балтийского моря научно-производственный альянс, абсолютно конкурентноспособный с азиатскими грандами на мировом рынке.

Мне кажется разумным предложение построить верфь или одну из верфей в Кронштадте, где имеются приемлемая инфраструктура и перспективы развития. В России уже десятки лет новых верфей не строили, а Aker Yards, в которую ранее входили наши верфи, за последние годы построила две верфи в Бразилии и Вьетнаме. Специалисты, которые это делали, сейчас работают у нас или у наших партнеров. Мы в максимально короткие сроки можем разработать ТЭО и непосредственно проект верфи с учетом самых передовых технологий, обеспечить управление строительством и производством. Пусть эта верфь будет поменьше, чем “супер”, но она быстрее и дешевле будет делать то, что нужно России. А если включить ее в технологическую цепочку с нашими верфями, то под проект можно будет привлечь и более дешевые западные кредиты.

— Какие сложности вы испытываете в данный момент?

— В Германии нас воспринимают как русских, с настороженностью, проверяют все с двойным вниманием. То же и в России, только здесь нас воспринимают как немцев, норвежцев и всяких прочих американцев.

Конечно, у нас есть определенные трудности, объективно связанные с кризисом. Ориентированная изначально на реализацию заказов российского рынка группа Wadan Yards ищет пути стратегического партнерства с ОСК, прежде всего в целях совместного строительства судов и другой морской техники для освоения арктического шельфа России и Северного морского пути, а также разработки современных технологий и внедрения их на российских верфях. Кстати, мы уже имеем опыт работы с российской компанией “Норильский никель”, для которой на наших верфях построена серия из четырех контейнеровозов ледокольного типа, последний из которых мы сдали в конце января 2009 года. Эти уникальные суда позволяют осуществлять круглогодичную навигацию на Северном морском пути. Это сотрудничество продолжается. Не разглашая коммерческой тайны, могу сказать, что мы и дальше будем строить флот для этой компании.

Ведутся переговоры с “Газфлотом” и в целом с “Газпромом”, “Росэнергоатомом”. Мы заявляемся практически на всех профильных тендерах в России, в первую очередь в кооперации с ОСК и другими российскими компаниями. Все, что может быть произведено в России, должно остаться в России. Более высокотехнологичные работы мы могли бы выполнить в Германии, которая могла бы и обязательно должна стать технологической площадкой для восстановления и развития российского судостроения.

Естественно, работаем и с заказчиками из других стран. В частности, по заказу ЕС реализуется интересный проект строительства мультифункционального бурового судна с исследовательскими функциями Aurora Borealis. И Wadan Yards не будет отказываться от подобных заказов. Этого не поймут ни финансирующие нас банки, ни наши партнеры, ни наши рабочие, перед которыми я как работодатель несу огромную личную ответственность.

— Вы известны как участник авиационных лизинговых проектов. Что привело вас в судостроительный бизнес?

— Я сам не являюсь участником авиационных лизинговых проектов, тем более известным. Я уже семь лет член совета директоров Финансовой лизинговой компании и за эти годы приобрел опыт формирования различных, в том числе производственных, проектов. Судостроение, как и авиастроение, одна из базовых отраслей мировой экономики. Существует значительный разрыв между возможностями судостроительной отрасли в России и потребностями судоходного рынка. Здесь есть огромная перспектива. Я предлагал диверсифицировать деятельность ОАО “Финанс-Лизинг”, велись переговоры с ВЭБом. Однако, когда ФЛК вошла в Объединенную авиастроительную корпорацию, стало ясно, что заниматься другими видами лизинга, кроме авиационного, она не сможет. Это решение логично, мне абсолютно понятно и уважаемо. Поэтому я принял для себя решение сменить бизнес и ушел в судостроение, естественно, позвав с собой людей, которым это интересно. Тогда никто не верил, что у нас что-нибудь получится, и считали меня, ну скажем, странным. Теперь, к сожалению, компания “Финанс-Лизинг”, как и многие другие, серьезно пострадала от кризиса. И на фоне этих проблем многие вспомнили, что мы имели отношение к ФЛК. Так я и сейчас имею к ней отношение и готов помогать всем, чем могу, чтобы бы она вышла из пике.

— Как бы вы прокомментировали высказывания гендиректора ФЛК Наиля Малютина о прежнем менеджменте ФЛК, прозвучавшие в некоторых российских и немецких СМИ?

— Вы о тех, где он меня хвалит или где ругает? Я не уверен, что Наиль говорил эти слова. Потому что корреспонденты того же Der Spiegel обманули и меня, превратив мое интервью о судостроении в дешевую попытку найти сенсацию. Получилось не очень. Могу ответить лишь словами Льва Гумилева: “Глупость — такой же источник людских несчастий, как и злая воля. Даже, может быть, иногда глупость хуже, потому что она требует для себя права на безответственность…”.

Судостроительная группа Wadan Yards была сформирована в июле 2008 года в результате покупки российскими инвесторами активов одной из крупнейших в мире судостроительных компаний Aker Yards. В состав группы Wadan Yards вошли две высокотехнологичные верфи Германии, в городах Висмар и Варнемюнде, крупнейшая в Европе верфь “Океан” в городе Николаеве, а также два дизайн-бюро и два инжиниринговых центра. Группа имеет существенную долю в компании Aker Arktic. На сегодняшний день 70% акций группы Wadan Yards принадлежат компаниям, принадлежащим и аффилированным с Андреем Бурлаковым, а 30% — корейскому концерну STX. Суммарная стоимость активов, принадлежащих группе, составляет около 3 млрд евро. Совет директоров Wadan Yards возглавляет Андрей Бурлаков. Президент Анна Эткина. Численность сотрудников группы, включая все подразделения, составляет более 5 тыс. человек.
Андрей Бурлаков родился в 1963 году. Закончил Военный институт Министерства обороны СССР, профессионально владеет японским и английским языками, служил по специальности на Тихоокеанском флоте, на различных должностях в ВС СССР. Занимался коммерческой деятельностью в сфере переподготовки военнослужащих и негосударственного пенсионного обеспечения. С 2002 года по настоящее время — член совета директоров ОАО “Финанс-Лизинг”, до января 2009 года — первый заместитель ОАО “Финанс-Лизинг”. Является собственником ряда коммерческих структур в России. С августа 2008-го — совладелец и председатель совета директоров судостроительной группы Wadan Yards. Женат, имеет двоих детей.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.