Оппозиция по определению должна выступать с критикой власти. Такой является ее роль в общественно-политических процессах любой демократической системы. Поэтому в преддверии 17-й годовщины независимости хочу сосредоточить внимание общественности не на достижениях нашей государственности (они, безусловно, существуют), а на просчетах и ошибках власти, которые повлияют не только на благосостояние наших граждан. Ведь впервые за все годы независимой Украины мы очутились перед реальной угрозой экономического коллапса и перспективой быть втянутыми в серьезный международный конфликт.
Время отпусков заканчивается в прямом и в переносном смысле. Вместе с ним подходит к концу и эпоха всеобщей убежденности, будто внутренняя политическая нестабильность не имеет непосредственного влияния на национальную безопасность. К сожалению, имеет, и мы убедимся в этом уже в ближайшее время.
Оказалось также, что войны могут взрываться не только на значительном расстоянии от наших границ. Выяснилось и то, что незавершенность политической реформы способна повлечь за собой последствия намного серьезнее, чем публичное противостояние между членами правящей коалиции и ветвями власти. А главное, стало очевидным: при существующих реалиях украинский парламент не играет ключевой роли в системе государственной власти, гарантированной ему действующей Конституцией. При таких обстоятельствах в канун 17-й годовщины своей независимости Украина стала на пороге не только экономического кризиса, но и кризиса безопасности державы.
Процесс разрушения начался не вчера. Начало ему положила вера нынешнего руководства государства в то, что политическая целесообразность может подменять собой право, закон, Конституцию. Сначала они заблокировали деятельность коалиции Верховной Рады предыдущего созыва, потом объявили досрочные парламентские выборы, а следовательно, начали борьбу за лидерство на будущих президентских выборах.
Вопросы экономического роста, повышения социальной защиты людей, преодоления раскола в обществе рассматриваются ими с позиций соперничества между представителями так называемого демократического большинства. Кто станет президентом и в связи с этим под кого готовить изменения в Конституцию — вот главный предмет внимания власти. Между тем у экономики свои законы, и они не подчиняются правилам предвыборных кампаний. Именно поэтому, вернувшись из летних отпусков, наши граждане сразу почувствуют, что такое “дефляция” в помаранчевом варианте.
Оппозиционное правительство и фракция Партии регионов в парламенте пытались убедить Верховную Раду в необходимости немедленно отправить в отставку правительство, популистская политика которого закончится для народа катастрофой. Хочу напомнить, что 11 июля с парламентской трибуны были приведены убедительные доказательства того, куда нас в действительности завели авторы “украинского прорыва”.
Индекс риска вложений в украинскую экономику, как свидетельствуют рапорты ведущих рейтинговых агентств, достиг критического уровня. Ничего удивительного в этом нет, если учесть, что индекс фондового рынка уменьшился на треть. Не понятно, по каким макроэкономическим прогнозам мы будем жить во втором полугодии текущего года, каким образом справимся с гиперинфляцией. Никто, в том числе и правительство, не могут отрицать, что рост ВВП обеспечивается за счет торговли, а если говорить конкретнее — импорта.
Если же вести речь о ситуации в производстве, то практически во всех отраслях мы наблюдаем падение темпов динамики его роста. По данным Госкомстата, по состоянию на 1 июня 2007 года эти показатели оказались на треть ниже, чем прошлогодние.
Особенно гнетущая картина наблюдается в энергетике, нефтеперерабатывающей промышленности, где продолжается уменьшение объемов производства электроэнергии, растут цены на горючее. Уже понятно, что, невзирая на упрямое нежелание Минтопэнерго проинформировать общество о ходе переговоров с “Газпромом” о цене на газ, она достигнет максимальной отметки. Вообще энергетическая безопасность Украины находится на критическом уровне. Дело в том, что стратегия развития энергетического сектора Украины до 2030 года предусматривает резкое сокращение потребления газа за счет увеличения доли угля и атомной энергетики. При этом угольные шахты в Украине закрываются, а “Энергоатом” пытаются довести до банкротства. Нужно уже в настоящий момент позаботиться в первую очередь об альтернативных источниках поставок угля в Украину. Нужно строить терминалы, чтобы не быть зависимыми от одного поставщика. А это не делается. И Украина в экономической плоскости вместо того, чтобы крепить свою независимость, ослабляет ее.
Не лучше ситуация в сельском хозяйстве. Как заявила Юлия Владимировна, Украина готова прокормить чуть ли не всю Европу. При этом непонятно, почему внутри страны выросли цены на хлеб, почему производство продуктов питания за шесть месяцев текущего года снизилось почти вдвое, почему приходит в упадок отечественное производство сахара.
В пять раз снизился индекс металлургического производства, на 7% уменьшились объемы перевозок грузов на речном транспорте, на 21% — транспортировка нефти.
Крайне опасной является ситуация в кредитовании национальной экономики, жилищного строительства. В результате жестких монетарных действий правительства и Национального банка, повышения процентных ставок свертываются важные инвестиционные проекты. Не может быть и речи о выполнении правительством обещания решить жилищную проблему, зато гарантированы проблемы для тех, кто взял кредиты на жилье.
Уже вскоре граждане еще острее почувствуют снижение уровня социальной защиты. Своим главным достижениям в этой сфере действующий Кабинет министров считает выплату 6,7 млрд. гривен, оставленных в бюджете нашим правительством, на погашение задолженности перед вкладчиками Ощадбанка. Однако всем понятно, что осуществленные выплаты “съела” инфляция и что 700 миллионов, снятых с других программ, компенсировать нечем.
Хаос в экономике, запоздалое принятие откорректированного государственного бюджета хорошо почувствовали на себе пострадавшие от наводнения. Вместо реальной поддержки со стороны государства тысячи пострадавших получили в основном обещания, потому что назвать компенсацией за потерянное имущество выделенные суммы я не осмелюсь.
Словом, “украинский прорыв”, как мы и предупреждали, оказался набором популистских лозунгов, призванных обеспечить максимальную поддержку избирателей, а не улучшить жизнь народа. Партия регионов сделала все возможное для того, чтобы остановить это стремительное падение в пропасть социально-экономического кризиса, однако интересы других фракций, представленных в парламенте, оказались выше интересов народа.
Одним непродуманным решением Государство Украина перешло в новое геополитическое качество
Впрочем, главным “подарком” власти народа к празднику независимости стали не только рост цен и снижение уровня социальной защиты. Впервые за 17 лет существования независимой Украины усилиями власти государство было втянуто в серьезный военно-политический конфликт, который несет реальные угрозы нашей национальной безопасности.
Зачем и во имя чего это было сделано? Я думаю, что в ближайшее время парламент затребует подробных объяснений от власти относительно мотивов, которые побуждали ее стать фактическим участником грузино-российского военного конфликта. Однако уже сегодня можно утверждать, что это решение нанесло огромный вред национальным интересам Украины.
Если раньше наши отношения с Российской Федерацией были не наи-
лучшими, то теперь они фактически переросли во враждебные.
Если до 8 августа мы могли с уверенностью говорить о надуманности так называемой проблемы Крыма, то теперь мы чувствуем, что она может возникнуть.
Если до недавнего времени понятие “зона нестабильности” ассоциировалось лишь с событиями в регионах, далеких от наших границ, то отныне оно начинает входить в нашу повседневную лексику.
По воле действующей власти мы уже не можем быть до конца уверенными в мирном будущем нынешнего и последующих поколений украинцев. Мы не можем утверждать, что Украина не имеет никакой почвы для возникновения потенциального военного конфликта. Мы не можем гарантировать нашим западным соседям, что наша общая граница будет оставаться такой же безопасной, какой была до сих пор. Одним непродуманным решением Государство Украина перешло в новое геополитическое качество.
Абсолютно убежден в том, что реакцией официального Киева на события в Южной Осетии должен был стать призыв к немедленному прекращению насилия и возвращению за стол переговоров. Ведь мы всегда и на всех уровнях заявляли, что проблема возобновления территориальной целостности Грузии должна решаться лишь мирным путем. Украинское руководство не имело права становиться на ту или иную сторону участников конфликта, исходя из того, что тем самым оно подвергает опасности свой собственный народ. Так поступил сосед Грузии Азербайджан, так поступила Молдова — участники ГУАМ. Такую же позицию заняли другие государства Черноморского региона. Они не стали однозначно на сторону одного из участников конфликта.
Всегда и везде ответственные политики заботились в первую очередь о безопасности и интересах своего народа. Во время Второй мировой войны после капитуляции Франции Великобритания приняла генерала де Голля и его “Свободную Францию” как своего союзника, однако при этом не прекращала переговоры и надеялась на сотрудничество с коллаборационистским правительством Виши, потому что в то время это отвечало национальным интересам англичан. И генерал де Голль заботился, среди прочего, о сохранении Францией своих колоний, что не всегда и не во всем совпадало с интересами Лондона. Потому что думал о послевоенном делении границ. Обе стороны балансировали и потому в конце концов выиграли. И таких примеров в истории множество, в том числе и в новейшей.
Государственными деятелями должны двигать не чувства, а расчет, причем холодный и прагматичный. И реализовывать его они должны в меру имеющихся возможностей. К сожалению, в случае с Украиной это оказалось не так, за что мы будем расплачиваться дорогой ценой.
Однако следует признать, что причиной неправильной позиции Украины в контексте упомянутого конфликта было не только ошибочное решение действующей власти. Это стало возможным в результате незавершенности политической реформы, когда важные решения, которые касаются национальной безопасности, могут приниматься в обход парламента.
Продолжением этой практики стало появление указов президента Украины относительно условий пребывания в Севастополе ЧФ РФ. Настоящим документом Банковая фактически поставила российской стороне ультиматум, чем спровоцировала еще большее обострение конфликта. Не имея достаточно собственных сил для обеспечения выполнения новых условий пребывания российских кораблей в Севастополе, не говоря уже о правовой стороне вопроса, Киев рискует очутиться в той же ситуации, что и Тбилиси, когда гарантами его безопасности должны будут выступить США, ЕС и НАТО. В этой связи прав лидер грузинской Консервативной партии К.Кукава, который заявляет, что сегодня судьба Грузии решается без ее участия. Скажите, пожалуйста, не в такую ли ситуацию затягивают Украину? Это что, отвечает нашим национальным интересам? Руководству нашего государства стоило бы обратить на это внимание.
Роль Украины в конфликте на Южном Кавказе углубила раскол в нашем обществе
События в Южной Осетии опять (в который раз!) подняли проблему вступления Украины в НАТО. Они засвидетельствовали, что расширение Североатлантического альянса может потянуть за собой не только дипломатические войны. И если стремление Грузии как можно быстрее стать членом этого военно-политического блока продиктовано невозможностью самостоятельно развязать проблему южно-осетинского и абхазского урегулирования, то, к счастью для Украины, перед ней такой проблемы, по крайней мере до последнего времени, вообще не существовало. Однако благодаря политике нынешнего украинского руководства проблема может возникнуть, и первый шаг в этом направлении уже сделан.
Здравый смысл подсказывает, что Украине вмешиваться в проблемы Южного Кавказа вообще не следует. Вопреки напыщенным заявлениям прежнего министра иностранных дел Украины Б.Тарасюка мы не стали региональным лидером в районе Черноморского бассейна. ГУАМ как “полноправная международная организация” вообще выпала из процесса в регионе, и события в Южной Осетии засвидетельствовали это очень красноречиво. Конфликт разрешается без участия Украины, которая, казалось бы, должна иметь полное право настаивать на посредничестве. Как и всегда, разводить стороны будут “взрослые” из Берлина, Парижа, Лондона и Вашингтона. В “сухом остатке” нашей дипломатической миссии, таким образом, остаются групповые фотографии на митинге солидарности в Тбилиси и главная боль серьезного осложнения отношений с Россией. В этом контексте попытки опять поставить на повестку дня присоединение Украины к ПДЧ спровоцирует в обществе намного большее беспокойство, чем это было накануне Бухарестского саммита.
Угрозы, о которых говорит сегодня оранжевая власть, созданы ею самой и силами, пропитанными духом русофобии. Они созвучны заявлениям, раздающимися со стороны антиукраински настроенных российских политиков, и создается впечатление, что этим хором руководит один дирижер. Поверить в то, что идет речь о политической недальновидности, как-то трудно.
Непродуманные действия украинского руководства относительно участия в южно-осетинском урегулировании могут навредить и процессу евроинтеграции. Хорошо известно, что президенты ряда стран Центрально-Восточной Европы, однозначно выступившие на стороне Грузии и осудившие действия России как агрессора, находятся в фарватере американской внешней политики, какого бы региона мира она ни касалась. Между тем у старой Европы свое виденье путей укрепления демократии на континенте и на территориях соседних государств, и эти подходы не всегда совпадают с американскими. Отсюда потребность учитывать интересы ведущих государств ЕС в отношениях с Россией. Во всяком случае перспектива появления в составе расширенного Союза еще одного американского сателлита ее точно не привлекает. А конфликтующего с Россией и подавно.
И главное: роль Украины в конфликте на Южном Кавказе углубила раскол в нашем обществе. Опять, как и многократно в прошлом, у рядовых граждан не спросили об их отношении к тому, что происходит в Цхинвали и в Кодорском ущелье. А если бы спросили, то убедились бы, что энтузиазм оранжевой власти разделяют далеко не все, и речь идет о миллионах наших соотечественников, не согласных с действиями власти. Теперь в обществе появилась новая тема, которая в состоянии с новой силой рассорить Восток и Запад. И рассорит, потому что людям дали серьезный повод для этого — намного более долговечный, чем установление памятника Екатерине II в Одессе.
Как преодолеть внутренние противоречия, каким путем двигаться дальше?
Изложенное выше в канун очередной годовщины независимости навеивает не очень праздничное настроение. Но признать, что дела выглядят именно так, честнее и правильнее, чем обманывать народ несуществующими экономическими прорывами или демонстрировать на Крещатике несуществующую военную мощь.
На 17-м году независимости мы опять ставим себе вопрос: как преодолеть внутренние противоречия, каким путем двигаться дальше? Я думаю, что положение крайне угрожающее, и его нужно не просто исправлять, а собственно спасать.
В первую очередь необходимо немедленно созвать Верховную Раду и обсудить ситуацию, которая сложилась в отношениях с Российской Федерацией. Я сознаю, что достичь консенсуса будет непросто. Поэтому обмен мнениями должен быть максимально взвешенным, корректным, с прицелом на компромисс, а не на конфронтацию. Каждый из депутатов должен чувствовать персональную ответственность за то, чтобы понимание было найдено. Ведь шанс существует. Угроза объединяет, а она стала реальностью. Главным результатом обсуждения должно стать решение о недопущении в будущем ситуаций, когда вопросы, которые затрагивают национальную безопасность, принимаются вне парламента.
Во-вторых, нужно прямо признать: правящей коалиции не существует. Это факт, и о нем нужно открыто заявить. Коалицию нужно создавать. И на основе новой коалиции следует сформировать правительство народного доверия. На пути к созданию нового правительства Партия регионов призывает действовать быстро и решительно, потому что социально-экономическая ситуация угрожающая. Параллельно, не ожидая конечного результата договоренностей относительно правительства, необходимо разработать меры предотвращения энергетического кризиса, связанного с ростом цен на газ и обеспечением отечественного топливно-энергетического комплекса углем и электроэнергией, выработанной на АЭС.
Третье. Нужно договориться относительно внесения изменений в Конституцию. Источник всех бед — в двоевластии, и оно должно быть устранено.
Эти три шага являются необходимым минимумом, который хотя бы частично нейтрализует упомянутые кризисные тенденции. Лишь после этого мы сможем говорить о том, что на 18-м году своего существования Украина стала на путь стабильного развития и прогресса.
Виктор ЯНУКОВИЧ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.