Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Валерий Пятницкий: “Мы не согласовывали с ЕС уровень пошлин”

[11:13 11 марта 2008 года ] [ Дело, №41, 11 марта 2008 ]

Заместитель министра экономики и глава переговорной группы по вступлению Украины в ВТО рассказал, что со вступлением в торговую организацию субсидии для аграриев не только не уменьшатся, но даже могут увеличиться.

— Первый заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак говорил, что фактически нас приняли в ВТО, просто поверив на слово. Ведь Украина еще должна принять ряд нормативных документов и законов.

— Все необходимые законы уже существуют — иначе нас бы попросту не приняли в ВТО. Мы просто должны внести некоторые изменения и дополнения в существующее законодательство.

— Приведите несколько примеров таких изменений.

— Например, на сегодняшний день у нас еще не все таможенные тарифы соответствуют договоренностям, достигнутым в рамках ВТО. Или другой пример: применение защитных, антидемпинговых мер. Мы еще в конце 1990-х разработали собственное законодательство и успешно его применяем, поэтому договорились, что и в дальнейшем будем его применять, лишь немного подкорректировав в соответствии с требованиями ВТО. Но это уже детали и единичные случаи. Это настолько незначительные изменения, что по большому счету они понятны только профессионалам, которые занимаются этими вопросами.

— Ситуация в парламенте — не из простых. Что произойдет, если Верховная Рада не ратифицирует протокол о присоединении к ВТО до 4 июля?

— 4 июля — наш дедлайн. Если парламент этого не сделает, это будет позор для Украины. Потому что я могу вспомнить только один подобный случай. Непал не успел ратифицировать протокол, но из-за гражданской войны. В стране тогда царила анархия. Не думаю, что мы — европейская страна — можем позволить себе пренебречь таким важным вопросом, как вступление в ВТО.

— Последним барьером на пути Украины в ВТО стало согласование экспортных пошлин с Евросоюзом. Почему мы так долго согласовывали с ЕС графики их снижения?

— Мы не согласовывали с ЕС уровень пошлин. Более того, график снижения мы с ними тоже не согласовывали. Все это было сделано давным-давно, и все необходимые законы у нас уже приняты. Вся дискуссия, по сути, касалась вопроса возможности или невозможности применять экспортные пошлины как инструмент торговой политики. И если их можно применять, то в каком порядке и при каких условиях. Так вот, в рамках ВТО этот инструмент разрешен. Поэтому мы твердо отстаивали свою позицию (и отстояли ее!), что можем и будем применять экспортные пошлины по тем группам товаров, по которым и сегодня они применяются. Это — лом металлов, семена масличных культур, живой скот, шкуры животных. И по каждой группе товаров предусмотрен переходный период — от 5 до 10 лет, на протяжении которого ставки будут снижаться.

В отношении других товаров у нас нет подобных договоренностей. То есть, в любой момент, если в этом есть необходимость, мы сможем ввести экспортную пошлину на тот или иной товар. Другое дело, что это должно быть не просто чье-то желание или лобби, а должно быть экономически целесообразно. Иначе другими странами это будет расценено как дополнительный барьер в торговле.

— Графики снижения пошлин согласовывают все “новички” ВТО?

— Графики снижения согласовывают только те, кто применяет экспортные пошлины, потому как далеко не все используют этот инструмент. Постепенный график снижения пошлин есть, например, у Китая, Вьетнама, Саудовской Аравии и т.д.

— Аграрный сектор считается одним из наиболее вероятных “жертв” ВТО. Какие меры защиты сельского хозяйства предусмотрены в пакете документов о вступлении Украины в ВТО?

— Ну, защищать нужно того, кого обижают. А сегодня складывается уникальная ситуация, когда аграрии, наоборот, могут играть все более заметную роль на мировых рынках, чем когда-либо до этого. Судите сами, мировые цены на сельскохозяйственную продукцию растут, она становится все более дефицитной. И часто получается так, что защищаться нужно не нам, а от нас. На сегодняшний день таких стран, как Украина, не так уж много. Это Казахстан, Аргентина, Россия — те страны, у которых есть неиспользованный потенциал. Возможности того же ЕС или США — очень ограничены.

Сельское хозяйство Украины не умирает. Оно реструктуризируется, оно прошло через сложный этап тех социально-экономических изменений, которые коснулись всей нашей страны, и это нормально. Я помню, когда мы только начинали менять законодательство, все кричали: “Все пропало! Аграрии погибнут! В страну хлынет импорт!” Но ничего не завалилось, ничего не исчезло, никто не погиб. И мы, по сути дела, адаптировались к правилам, которые сложились в системе ВТО. Более того, мы абсолютно правомерно можем поддерживать свое сельское хозяйство на том уровне, который сложился в среднем за период 2004-2006 годов.

— Вы имеете в виду так называемые “желтые” или полузапрещенные субсидии, которые должны сокращаться?

— Вот именно, что по идее — должны сокращаться. Но у нас сложилась уникальная ситуация! Мы договорились о том, что не будем их уменьшать. Для расчета такой поддержки принята формула, при которой к средней величине субсидий сельского хозяйства за прошлые годы прибавляется еще 5% от общего объема производства. Таким образом, если тенденция роста аграрного сектора сохранится, пропорционально увеличится и уровень государственной поддержки.

— А как обстоит дело с льготами для аграриев и нулевой ставкой НДС для них? ВТО это допускает?

— ВТО абсолютно безразлично, какой у нас НДС — нулевой, 5%, 10% или 20%. Главное, чтобы этот НДС применялся одинаково по отношению к конкретному товару независимо от страны его происхождения. И это не может быть предметом переговоров — договорились, не договорились. Это аксиома, третья статья ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), фундамент системы ВТО, который никем не обсуждается.

— В законопроекте народного депутата от БЮТ, владельца комплекса “Агромарс” (ТМ “Гаврилівські курчата”) Евгения Сигала предлагалось вернуть нулевую ставку НДС для аграриев. Противоречит ли принятие этого законопроекта нормам ВТО?

— Возвращение нулевой ставки не будет противоречить нормам ВТО, если нулевая ставка будет распространяться на всех производителей. Если она будет предусмотрена только для некой группы отечественных аграриев — естественно, будет противоречить. В таком случае будет задействован специальный защитный механизм ВТО, которым предусмотрены определенные санкции. Странами оценивается в целом ущерб, и на эту сумму применяются санкции — например, повышаются пошлины.

— По вашему мнению, льготы для аграриев по НДС как таковые неэффективны?

— По сути, льготы — это полное искажение рынка, это его убийство. А если государство что-то стимулирует, это нужно делать целенаправленно. Система льгот по НДС никак не связана с результатами работы, поэтому она не стимулирует развитие производства и дает пространство для непрозрачных схем. И когда государство дает аграриям льготы из кармана налогоплательщиков, цены все равно растут и налогоплательщикам приходится платить еще один налог — инфляционный. Это ненормально.

— А какие субсидии разрешены в системе ВТО?

— В неограниченном объеме разрешены инвестиции “в будущее”. Это — развитие инфраструктуры, причем всей! Дороги, электрификация, модернизация — все, что превращает сельское хозяйство в современную интенсивную отрасль. И это очень капиталоемкая задача, под это нужны огромные ресурсы. И по сути дела, та же Европа или США, они просто прошли этот путь, вложили эти деньги. Защита растений, борьба с вредителями, увеличение продуктивности, селекция, научная разработка и подготовка специалистов — это все “зеленые меры”. И в Европе, и в США на это тратят миллиарды, а у нас — до сих пор перепадают жалкие крохи.

— По нормам ВТО, минимальные экспортные цены на металлолом должны быть отменены. Как же будет определяться стоимость такого товара?

— В законе сказано, что таможенная оценка такого товара будет происходить с учетом тех оценок, которые уже сложились на Лондонской бирже металлов и других аналогичных биржах. Этими данными и котировками пользуются все торговцы во всем мире. Но, конечно, таможенник, который стоит на границе, вряд ли регулярно отслеживает Лондонскую биржу металлов, поэтому нужная информация, скорее всего, будет размещаться на сайтах Минэкономики.

— Со вступлением в ВТО Украина не сможет субсидировать металлургов?

— Субсидии во всем промышленном секторе действительно запрещены. Но металлурги в них, по сути, и не нуждаются, ведь это высокорентабельное производство.

— Предполагается, что в основном металлурги выиграют от расширения рынков сбыта и снятия квот на импорт украинской продукции.

— В первую очередь! Например, после того как мы сняли квоты на импорт в ЕС текстильной продукции, европейским предприятиям стало удобнее размещать здесь свои заказы, и уже через некоторое время у нас резко вырос экспорт в ЕС. Более того, в долгосрочной перспективе, размещая здесь огромные заказы, западные бизнесмены начнут инвестировать и в развитие металлургической области. Раньше из-за наличия квот они были лишены такой мотивации.

— По вашим оценкам, насколько может увеличиться объем экспорта?

— Тут сложно оценивать очень точно. Динамика роста будет сильно зависеть и от конъюнктуры мировых рынков, поскольку будет расти потребление металлов. С другой стороны, очень важно, если за счет экономического роста в Украине увеличится внутреннее потребление металла. Сейчас 80% продукции экспортируется и, по моему мнению, это уже слишком для металлургической отрасли.

— Украинский автопром лоббировал введение переходного периода для отрасли после вступления в ВТО. И все-таки его не будет?

— У нас есть четкая договоренность о снижении пошлины с 25 до 10% сразу же после вступления. В принципе, это должно действовать, условно говоря, на следующий день после ратификации. Но ведь контракты заключаются не сегодня на завтра, рынок имеет собственную инерционность. Поэтому с изменением пошлины объемы поставок существенно не изменятся. А потому когда наступит это, условно говоря, с 1 августа, 1 сентября или 1 января следующего года — уже не суть важно.

— Пройдет время, и постепенно цены на автомобили снизятся?

— Я не прогнозирую радикального снижения, потому как рынок более-менее стабилизировался, и цена отражает определенный баланс спроса и предложения. Дешевых иномарок ждать не приходится. Но есть и другие тенденции. В Индии и Китае производство динамично растет, а его дешевизна давит и на европейских, американских, японских производителей. Так или иначе азиатские “тигры” подтягиваются к ним по качеству и выходят на рынки.

— То есть нас просто захлестнет волна более качественных и доступных автомобилей из Индии и Китая?

— Вполне возможно, если наш отечественный производитель не будет стремиться к повышению качества продукции и инновациям.

— Можно ли защитить отечественного производителя с помощью технических или экологических норм?

— Тогда этим требованиям должна соответствовать и украинская продукция. У нас сейчас законодательно закреплены экологические нормы Евро-2, хотя на Западе уже давно вводят Евро-4 и Евро-5. Если мы допускаем в стране более низкие стандарты, то наша экология будет страдать как от отечественных автомобилей, так и от импортных.

Инна СААКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.