В эксклюзивном интервью “Росбалту” он подверг критическому анализу работу нового кабинета министров и дал ряд конкретных советов по стабилизации экономической ситуации в Украине.
— Виктор Федорович, как вы оцениваете результаты деятельности 100 дней новой власти?
— Для оценки результатов деятельности новой власти за 100 дней достаточно проанализировать основные показатели. Экономические показатели говорят о том, что состояние экономики Украины в целом ухудшилось, причем резко. В прошлом году в этот период рост ВВП составил более 12%, в этом году за тот же период — лишь 5%. Прирост внешнего торгового оборота сократился более чем в два раза, что свидетельствует о снижении объема экспорта и импорта. Темпы прироста экспорта почти втрое меньше показателей за аналогичный период 2004 года, а это значит, что отечественный товаропроизводитель стал работать менее эффективно. Рост промышленного производства составляет всего 6,7%! Это уровень, который является одним из самых низких показателей за последние годы. Следовательно, Украина постепенно утрачивает лидерство по экономическому росту среди стран Европы и СНГ, которым обладала еще несколько месяцев назад.
— Почему это происходит?
— В первую очередь по причине сворачивания предприятиями инвестиционных программ, что вызвано атмосферой нестабильности, которая нагнетается, в том числе благодаря постоянным спорам о реприватизации. Негативно повлиял также бензиновый кризис, отмена налоговых льгот. В результате прирост капиталовложений в первом квартале этого года составил меньше 5%, что в 10 раз ниже прошлогоднего показателя!
Главное, что такая ситуация уже повлияла на социальную сферу. Так, реальная зарплата за первые три месяца в этом году увеличилась только на 15%, в то время как за тот же период в прошлом году — рост доходов был почти 27%. Учитывая это, можно предположить, что даже те 7-8% прироста ВВП, которые прогнозируют на этот год, будут иметь не инвестиционную природу, а базироваться на увеличении потребления населением. Такой рост не имеет системной основы и обречен на постепенное замедление. Если динамика снижения основных экономических показателей сохраниться до конца года, то можно прогнозировать экономический кризис в Украине.
— В этом контексте нельзя не вспомнить “шоковую” ревальвацию гривны. Какие реальные причины падения курса доллара? Какие показатели инфляционных процессов следует ожидать украинскому народу?
— О реальных причинах такой резкой ревальвации можно только гадать. Но одной из явных причин была попытка правительства удержать рост инфляции. Это укрепило национальную валюту. Но за чей счет? За счет вкладчиков! Сбережение наших граждан автоматически обесценились. Огромная часть населения по копейке собирает сбережения в долларах, а потом государство в мгновение, за одну ночь делает их снова бедными и нищими.
Такое резкое укрепление гривны привело к тому, что украинцы усиленно стали тратить гривны на товарном рынке, что стимулировало рост розничных цен и привело по сути к обесцениванию реальных доходов населения. Уже сегодня Украина лидирует в СНГ по уровню инфляции, в то время как в прошлом году она имела один из наиболее низких показателей. Люди сегодня вынуждены в три раза больше платить за продукты питания, предметы первой необходимости. Поднялись цены на энергоносители, транспортные перевозки, коммунальные услуги. Резко выросшая инфляция сразу съела те повышения пенсий и зарплат, которые сделала новая власть.
Ревальвация гривны, обесценивание доллара привели к тому, что упала прибыль экспортноориентированных предприятий. Это удар по конкурентноспособности украинского экспорта, который формирует 60% украинского ВВП! Такая политика угнетает национального товаропроизводителя, не поддерживает его развитие, а создает благоприятные условия для импортного, зарубежного производства. Такую политику нельзя назвать политикой защиты национальных интересов.
— Но в принципе, учитывая прошлые успехи украинской экономики, гривна укрепилась?
— Мы согласны с тем, что гривну необходимо укреплять, но регулирование курса гривны должно происходить планомерно и обязательно координироваться с остальными направлениями государственной политики. А вот такого быстрого и временного эффекта можно достичь только за счет национального производителя, за счет собственных граждан. Быстрая ревальвация нарушает в целом механизм развития экономики государства, несет в себе возможность кризисных явлений в перспективе. В целом, подобного рода решения отображают, с одной стороны, непрофессионализм подходов управления, а с другой — негативно отображаются на обществе.
— Каковы, в таком случае, ваши прогнозы относительно инфляции в Украине?
— В том, что инфляция будет расти, сомнений нет. Какой она будет — 20 или 30% — вот в чем вопрос. Рост инфляции, продолжается рост цен, в первую очередь, на потребительские товары, но и на промышленные тоже. Это связано также с тем, что правительство резко подняло косвенные налоги. В отличие от предыдущего правительства, которое инициировало проведение налоговой реформы. Наше правительство занималось либерализацией налоговой системы, выступало за снижение налогов на физические, юридические лица. Новая власть пошла по пути дополнительного сбора налогов через повышение тарифов, пошлин. Это, естественно, повлияло на два фактора: выросли цены и увеличилась инфляция, а также снизились прибыль предприятий и их инвестиционные возможности.
— Как изменения налогового законодательства могут отразиться на малом и среднем бизнесе?
— Обещания создать максимально благоприятные условия для развития бизнеса, с которыми новая власть шла на выборы, к сожалению, так и остались пустыми словами. Реально условия ведения малого бизнеса в Украине в текущем году существенно ухудшились. К этому привели изменения, внесенные новым правительством в закон о государственном бюджете на 2005 год. Главное, что предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения (единого налога), теперь заставят платить НДС. А таких так называемых “упрощенцев” в Украине на начало этого года было около трех миллионов и приносили они доход казне государства в размере около 3 млрд. гривен (600 млн. долларов). Теперь же значительное количество малых предпринимателей могут уйти в “тень”. А это приведет к тому, что доходы бюджета сократятся. Таким образом, могут остаться без источников финансирования те социальные программы, которые задекларировало правительство.
Многие предприниматели оказались в очень трудных условиях, поскольку реально сложнее стало прохождение, импорт товаров. Нам заявляют, что взяток стало меньше. Но реально в объеме взятки увеличились. Чиновники сократили риски, но увеличили мзду. Это также негативно отразилось на тех частных предпринимателях, которые занимаются таким бизнесом. Поэтому считаю, что правительству следует вместо того, чтобы усложнять жизнь малого и среднего бизнеса, заняться системной работой по его развитию.
— Какое лицо у украинской оппозиции? Какие политические силы вы рассматриваете как возможных союзников?
— Возможные наши союзники — это все те, кто сегодня объявил себя оппозицией. Это незначительная часть общества, потому что менее 10% людей Украине находятся в политических партиях и общественных организациях. А основная часть оппозиции — общественная или народная. Это те люди, которые не согласны с политикой государства. Это те люди, которые на себе испытывают тот негатив власти в следствие ее некомпетентных, бессистемных действий. И я думаю, эта часть общества будет все время расти. Наша поддержка — это наши единомышленники. “Регионы Украины” — политическая партия, перешедшая в оппозицию и впервые за свою историю ставшая реально оппозиционной, сегодня прошла естественный процесс самоопределения. Она очистилась от людей, зависимых от власти, или от людей, которые постоянно дрейфуют по “властным коридорам” туда, куда им выгодно. Эти люди конъюнктурно подходили и подходят ко всем вопросам. На сегодня внутренние проблемы, которые существовали в нашей партии, уже решены. 5 марта на съезде партия объявила о переходе в оппозицию, в поле широкой дискуссии во всех регионах. Теперь мы занимаемся строительством сильной партии, есть приток новых свежих сил в наши ряды. Это люди, которые идеологически приняли решение, это активные наши члены. Партия обновляется.
— А какие конкретные задачи стоят сегодня перед реальной оппозиционной партией?
— Сейчас у нас есть масса проблем и трудностей с нарушениями прав человека. Поэтому мы создали во многих регионах правозащитные центры, общественные приемные, в которых сосредоточили специалистов — адвокатов, правозащитников. Они оказывают помощь тем, кто попал под политические репрессии. У нас есть много фактов, когда людей увольняют с работы просто по доносам. Если кто-то не угоден, на него делается донос о том, что он поддерживал и поддерживает Януковича. И человека увольняют. Власть фактически начала беспрецедентную люстрацию кадров. Это тревожит население Украины. Власть распоясалась, применяет запрещенные противозаконные приемы. Сегодня в обществе уже зреет мысль о том, что если не найти силы, которые ограничат власть в ее противозаконных действиях, заставят власть работать в эффективном русле, это может привести к очень негативным последствиям в будущем. Такие процессы нестабильности пугают многих партнеров Украины. Это, а также так называемые реприватизационные процессы отталкивают инвесторов от украинской экономики. В целом, ощущение развития кризисных явлений вносит нестабильность в общество. Поэтому Украине крайне необходима такая политическая сила, которая создаст возможность строительства правового государства и эффективной работы власти.
— Какие перспективы взаимоотношений России и Украины? Есть ли будущее у ЕЭП? Какие основные проблемные тенденции существуют в российско-украинских отношениях?
— На мой взгляд, сегодня основная проблема во взаимоотношениях России и Украины в нестабильности этих отношений, в их неопределенности. Новая власть своими действиями демонстрировала то, что Украина будет менять отношение к России, давая свои оценки уже ранее принятым решениям. Пример — Единое экономическое пространство. Сегодня новая власть заявляет, что будет пересматривать уже подписанный пакет соглашений и документов. Несогласие уже выражено как минимум с пятнадцатью соглашениями. То есть реинтеграционные процессы во взаимовыгодном экономическом смысле сегодня значительно замедлены. Более того, появились проблемы, которых до этого не было. Это отрицательно сказывается, прежде всего, на экономике. Наше же правительство работало над снятием проблемных вопросов между двумя государствами. Мы фактически уже выходили на режим свободной торговли с Россией. Было принято беспрецедентное решение в сентябре прошлого года о снятии НДС в России на нефтепродукты. Это свидетельствовало о том, что Россия готова была принимать ответственные решения, которые бы улучшали экономический климат между нашими государствами. В ответ, естественно, Украина должна была делать какие-то шаги на встречу. Сегодня Украина действует с точностью до наоборот.
— Это подтверждается конкретными примерами?
— Это подтверждается ситуацией с решением о создании Международного газового консорциума. На что было направлено создание такого консорциума? В первую очередь, на реконструкцию существующих транспортных систем по перекачке газа в Европу с участием России и Германии. Хотя варианты принятия участия других государств в создании этого консорциума не исключались. Были отработаны четкие принципы. Что это давало Украине? Многое. Поскольку строительство транспортной системы велось бы на территории Украины, это означало бы создание дополнительных рабочих мест и привлечение дополнительных инвестиций. А в перспективе были бы значительно увеличены объемы прокачки газа через территорию Украины, что приносило бы дополнительную прибыль. Причем, эта программа имела перспективное развитие на много десятков лет вперед. Это был очень выгодный и интересный проект. Сегодня же все приостановлено. Что Россия делает в ответ? Россия уже сегодня думает: как обойти Украину, но поставлять газ в Европу, поскольку это выгодно экономически, и Россия будет развивать это направление.
— А ситуация с нефтепроводом Одесса — Броды?
— Никто раньше не отрицал того, что нефтепровод Одесса — Броды — Гданьск имел для Украины стратегическое значение. Он и строился как стратегический. Но в определенный период времени, пока не было проекта дальнейшего развития нефтепровода, денег на осуществление этого развития и, главное, пока не были решены вопросы по ресурсам, по каспийской нефти, было принято решение, что этот нефтепровод все равно должен приносить прибыль государству. Украина заработала серьезные деньги — больше 100 млн. долларов, которые поступили в бюджет страны. И пусть бы этот нефтепровод работал дальше, пока решались вопросы по ресурсам, по строительству второй очереди, ведь это выгодно Украине! И необходимо помнить, что Россия — тот партнер, которым так “швыряться” нельзя. Вчера разрешили, сегодня запретили и вас не спросили... Не спросили партнера. Подобного рода действия не способствуют стабильности отношений. Хотя мы верим в то, что есть народ, и, в итоге, он не позволит относиться той или иной стороне не уважительно к друг другу, ведь наши народы не разделимы. Я надеюсь, что этот первоначальный пыл пройдет, придет разумность, экономический расчет, прагматичность и отношения между Россией и Украиной будут развиваться в нужном направлении.
— Здесь нельзя не вспомнить о конфликтной ситуации между российскими нефтетрейдерами и новой украинской властью, что спровоцировало кризис на рынке нефтепродуктов...
— Этот конфликт, как и бензиновый кризис в целом, стали закономерным результатом бессистемности в деятельности нового правительства и его нежелания учитывать объективную ситуацию на рынке. Рост цен на нефть в мире и повышение Россией экспортной пошлины на сырую нефть — это объективные факторы, которые не могут не вести к подорожанию бензина. Вопрос в том, насколько государство способно адекватно реагировать на подобные ситуации. Новое правительство просто проигнорировало объективную ситуацию и не обратило внимания на жалобы российских нефтепереработчиков об убытках вследствие ограничения цен на нефтепродукты на фоне роста цен на нефть. Оно отказывалось “прозреть” и признать, что дестабилизация рынка — это не искусственное явление или саботаж. Вместо этого переработчиков нефти обвинили в картельном сговоре и попытке подложить правительству “неприятный сюрприз” по случаю 100 дней его работы.
Результат такой недальновидности сегодня очевиден. Людям снова напомнили о такой, казалось бы, уже забытой беде, как дефицит бензина. Разрешением конфликта, которого вообще могло не быть, пришлось заниматься президенту. Тем не менее, в отношениях между украинской властью и российскими нефтепереработчиками, к сожалению, еще долгое время будет оставаться настороженность.
— Перейдем к другому стратегическому партнеру. Насколько реальными вы оцениваете перспективы вступления Украины в ЕС?
— Это процесс длительный и требующий радикальных изменений. Во-первых, необходимо поднять уровень жизни, уровень экономики до европейского, чтобы Украина гармонично вписалась в европейскую систему. Во-вторых, требуется гармонизация законодательства. Когда мы изучали в правительстве вопрос об изменении украинского законодательства в соответствии с европейскими стандартами, то пришли к выводу, что для того чтобы привести наше законодательство к должному уровню, нам понадобится минимум десять лет. Не нужно страдать романтизмом. Необходимо четко понимать, что мы сами должны строить у себя Европу.
— Сегодня почему-то считается, что это помешает интеграции Украины с Россией.
— Относительно экономической интеграции, я уверен, что и Россия в этом аспекте будет интегрироваться в Европу. Это естественно, и нельзя противопоставлять интеграцию Украины в Европу интеграции с Россией! Я думаю, что Россию вполне устроит высокоразвитый, надежный сосед — Украина. И Россия тоже идет по пути демократизации общества, внедрения европейских ценностей, стандартов. Стремления и цели у нас общие и понятные — это улучшение жизни, благосостояния. Но каждый видит свой оптимальный путь их достижения, учитывая особенности экономики наших государств. Путь интеграции Украины в Европу должен учитывать то, что наша страна крупное транзитное государство. И Россия Украине не будет мешать в интеграции, а наоборот, будет способствовать экономическому развитию, используя нашу территорию для транспортировки своих товаров в Европу. Гармонизация торгово-экономических отношений Украины с Европой, Украины с Россией будет способствовать более ускоренному развитию наших экономик.
— Если вступление Украины в ЕС можно рассматривать как долгосрочную перспективу, то как вы оцениваете уже реальные возможности вступления Украины в ВТО этой осенью? Как это повлияет на отношения России и Украины?
— То, что Украине, как и России, необходимо вступать в ВТО — понятно. И это произойдет рано или поздно. Но главный вопрос: на каких условиях? Изучение, серьезный анализ условий вступления — это главное. Поэтому в свое время наше правительство пыталось добиться максимально благоприятных для Украины условий вступления, чтобы оно не привело к краху многих уязвимых отраслей экономики. Таких как сельское хозяйство, легкая промышленность, металлургия. Именно этим объяснялся непростой и длительный характер переговоров. Нынешняя власть в попытке максимально ускорить вступление в ВТО идет на беспрецедентные уступки, которые не учитывают интересов ни отечественных производителей, ни наших стратегических партнеров по СНГ, в первую очередь, России. Уже есть заявление председателя федерации товаропроизводителей России, депутата Сергея Глазьева, который в обращении к премьеру Юлии Тимошенко говорит, что резкое снижение защищенности украинского рынка неизбежно повлечет пересмотр режима торговли с Россией. Поэтому вряд ли стоит объяснять, что разрушение режима свободной торговли с Россией и другими государствами СНГ приведет к самым негативным последствиям для ключевых отраслей украинской экономики.
Учитывая это, на мой взгляд, новому правительству Украины следует четко понимать, что вступление в ВТО — это не самоцель, а путь к улучшению условий работы украинских предприятий на внешних рынках.
— Политики продолжают спекуляции и вокруг языковой проблемы. Есть ли, на ваш взгляд, реальные основания говорить о ее наличии?
— Такой проблемы в Украине не существует. В этой ситуации нужна политическая воля. Мы именно та политическая сила, которая будет выступать за то, что бы русский язык имел статус официального языка, чтобы русская культура не угнеталась на нашей территории. Украина от этого будет только богаче. Сегодня я не вижу языковых или каких-то других культурных проблем, необходимо только это официально оформить. И выполнить, в конце концов, Европейскую хартию о региональных языках.
Беседовала Анна СТЕШЕНКО (Киев)
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.