Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

BHP Billiton: лучшие в Европе

[10:22 29 июня 2005 года ] [ Профиль, №24 (438) ]

На волне товарного спроса в Китае на верхние строчки рейтингов взлетели компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых и грузоперевозками.

Самая же многочисленная группа передовиков — фирмы из отличающейся гибкой экономической системой Великобритании

Компания BHP Billiton — фаворит фондового рынка

За последние четыре года эта крупнейшая на планете горнодобывающая компания вложила в увеличение добычи самых разнообразных полезных ископаемых — от меди до железной руды — около 8 млрд. долларов. А цены на сырье в то же время резко подскочили. Кроме того, есть еще и так называемый эффект Китая: китайские производители испытывают неутолимый сырьевой голод и в результате с 2002 года объем поставок BHP в Китай вырос почти в 10 раз. В этом году объем продаж в Китай составит 3,3 млрд. долларов, почти 12% всей выручки BHP. А прибыль? И прибыль не отстает: темпы ее прироста заставляют вспомнить показатели Microsoft Corp. в ее лучшие дни: в прошлом году при росте оборота на 47% прибыль выросла на 78%.

Результаты BHP Billiton растут, как мышцы принимающего стероиды спортсмена, благодаря чему в третьем ежегодном рейтинге самых эффективных публичных компаний Европы, по версии Business Week, она заняла первое место. (Да, базируется ВНР в Мельбурне, но компания входит в основной листинг Лондонской фондовой биржи, что дает нам право включить ее в наш рейтинг европейских компаний.) Всего два года назад BHP занимала в рейтинге BW 12-е место. А вы-то думали, что железная руда — это скучный бизнес.

Пробьется ли австралийское чудо на вершину и в следующем году? Топ-менеджеры ВНР заявляют о своей готовности к прогнозируемому снижению темпов роста экономики Китая, что представляет главную угрозу росту прибылей BHP. Как говорят в BHP, спрос со стороны китайского рынка велик, но ключевой роли в бизнесе BHP не играет. “Опасно, если вы делаете инвестиции, рассчитывая на долгосрочный рост цен, — говорит гендиректор BHP Чарльз (Чип) Гудиер (Charles (Chip) Goodyear). — Мы же строим бизнес, исходя из 10-летней перспективы”. Взять, к примеру, алюминиевый завод Mozal в Мозамбике стоимостью 1,3 млрд. долларов. В 1998 году BHP приобрела 47% акций этого предприятия, за что подверглась немилосердной критике, поскольку в тот момент товарные цены падали. Но выяснилось, что ход-то был сделан выигрышный. Два года спустя BHP вложила в расширение завода еще 700 млн. долларов, благодаря чему сегодня, когда рынок находится на подъеме, оказалась в благоприятном положении.

Такой хорошо просчитанный подход отличает BHP от многих конкурентов. Но не может гарантировать сохранения лидерства. При составлении рейтинга Business Week опирался на данные о приросте доходов и другие показатели 350 компаний Европы, входящих в индекс Standard & Poor’s Europe 350 Index. (S&P, как и Business Week, является подразделением The McGraw-Hill Companies.) Анализ охватывает деятельность компаний за один и три года, предпочтение отдается тем, чьи высокие показатели стабильны.

Но даже и при этом рейтинг показывает, сколь непостоянна удача в бизнесе. Например, всего два года назад лидировал в рейтинге британский банк HBOS, а доминирующие позиции в первой четверти рейтинга занимали компании из сектора финансов, коммунальных услуг и потребительских товаров. В этом году, благодаря товарному спросу в Китае и его воздействию на все сектора, от цен на нефть до транспортных услуг, группа лидеров обновилась. Так, в нее вошли два британских горнодобывающих концерна — Rio Tinto (22-е место) и Anglo American (36-е место). Поставки в Китай принесли прибыль и гиганту перевозок A.P. Moller-Maersk (4-е место). Из-за высоких цен на нефть и газ в верхнюю часть рейтинга также вознеслись норвежская Statoil (2-е место), нидерландская Royal Dutch Petroleum (13-е место) и французская Total (20-е место). Но на стоимость их акций уже сейчас отрицательно влияют опасения возможного спада товарного спроса. Акции той же ВНР за последние несколько месяцев подешевели на 10%. Если же вслед за акциями последуют и прибыли ВНР, то лавры лидера в следующем году достанутся другой компании.

Впрочем, уже сам факт включения в наш рейтинг говорит о том, что компания знает верный способ достичь успеха, даже несмотря на то, что экономика Европы в общем и целом от него далека. Как это у них получается? За счет концентрации усилий на развитии продаж и получении прибыли в других регионах мира. В той же ВНР, по данным парижской исследовательской фирмы Euro Stock City, на Европу приходится только 37% продаж. 43% оборота дает Азия, а остальное — Северная Америка, Африка и весь прочий мир. “Чтобы получать большие прибыли, высокие темпы экономического роста в Европе вовсе не обязательны”, — отмечает Патрик Шовитц (Patrik Schowitz), стратег по европейским ценным бумагам в HSBC в Лондоне.

Некоторые компании, к примеру шведский автопроизводитель Volvo (11-е место), ориентируются на США. Делая немалую ставку на американского потребителя, добивается успеха и розничная сеть по торговле модной одеждой H&M Hennes and Mauritz (29-е место): несмотря на то, что в розничной торговле дела вЕвропе идут ни шатко, нивалко, никаких признаков замедления роста оборота H&M не видно. Сеть не теряет темпа, действуя по испытанной схеме: быстро предлагать покупателям модную одежду по доступным ценам — этакий дешевый шик, который отлично вписывается в гардероб юных модников. За последние три года рост оборота составлял в среднем 10% в год. На сегодня у H&M 1200 магазинов в 21 стране.

Инновации имеют значение

Ставка на рынок США оправдалась и для британской Diageo, сумевшей в этом году заметно подняться — на 134 позиции, до 154-го места [здесь и далее имеется в виду S&P 350, на основе которого составлен рейтинг 50 лучших компаний]. Падение продаж в Европе ей удалось компенсировать за счет отличных показателей в США. Крупнейшая в мире группа по производству вин и крепких спиртных напитков, которой принадлежат такие знаменитые бренды, как Guinness, Smirnoff и Johnnie Walker, 37% оборота ныне делает в Северной Америке. И даже в таком традиционном, насчитывающем уже много веков бизнесе, как торговля алкоголем, значительна роль инноваций. Например, рост бренда Smirnoff обеспечил вывод на рынок водки с различными вкусами и готовых коктейлей. (Американские потребители обожают коктейли Smirnoff Twist с цитрусовым и фруктовым вкусом; они дают 20% оборота Smirnoff в США.)

Если ваша компания находится в зоне низких темпов экономического роста, новые рынки могут иметь для вашего бизнеса исключительно большое значение. По оценке Dresdner Kleinwort Wasserstein, темпы роста экономики континентальной Европы могут составить всего 1,4% против 1,7% в прошлом году. Импульс экономике может дать ослабление евро по отношению к доллару в конце 2005 года. Но все экономисты сходятся на том, что без структурных реформ значительного роста экономики в странах “ядра” Европы быть не может.

Это особенно верно в отношении Германии и Франции, где сохраняются очень небольшие темпы роста деловых инвестиций, занятости и потребительских расходов. “Рост экономики в еврозоне не подкреплен спросом, — считает Дэвид Оуэн (David Owen). — Так что ничего хорошего из него не выйдет”. Неудивительно, что в список 50 лидеров этого года попали только три немецкие компании: производитель шин и автомобильных комплектующих Continental (9-е место), поставщик коммунальных услуг RWE (50-е место) и производитель бытовой химии и товаров для дома Henkel (48-е место). В прошлом году среди 50 лучших в Европе было пять немецких фирм. По тем же причинам в нынешнем рейтинге 50 лучших оказалось лишь пять французских компаний — сколько и в прошлом году.

А вот в Великобритании спада в экономике не было с 1990-х, и она снова доминирует в рейтинге Business Week. Отчасти дело здесь в том, что публичных компаний в Великобритании больше, чем где бы то ни было в Европе еще. Но благотворно влияют на экономику также и гибкий рынок труда, дерегулирование экономики и низкие налоги. 20 из 50 лучших европейских компаний — британские. Это меньше прошлогодних 24, но все равно по-прежнему обеспечивает британское господство. Британские банки заняли достойное место в рейтинге, благодаря значительному росту потребительских расходов и буму недвижимости. Кроме того, крупнейшие британские банки имеют прочные позиции за пределами Великобритании, что позволяет им не зависеть от капризов британского рынка. Примером может служить банк HSBC (12-е место). В прошлом году в Британии отмечался всплеск невыплаченных кредитов. Но HSBC делает там менее 25% своей прибыли. Зато он немало заработал благодаря росту кредитоспособности населения в США и возрождению Гонконга.

Еще одна страна со стабильно высокими результатами — Испания: среди лучших 50 мы видим 4 испанские компании и 10 — в сотне лучших. Испанская Telefonica поднялась сразу на 52 строчки, на 57-е место, — выдающееся достижение. По рыночной капитализации это теперь третья в мире компания телекома. Падение своей доли рынка фиксированной связи в родном отечестве она компенсирует, предлагая тройной пакет услуг на основе телефонии: голосовая связь, широкополосное соединение и ТВ. Что касается деятельности Telefonica за пределами Испании, то она не только приобрела подразделения мобильной связи Bell South Corp. в Латинской Америке, но и одолела европейских конкурентов в борьбе за мажоритарный пакет акций Cesky Telecom в Чешской Республике. Имея 140 млн. клиентов в 17 странах, компания в прошлом году увеличила прибыль на 31% при росте оборота на 7%.

Некоторые компании попали в число 50 лучших впервые. Швейцарская фармацевтическая фирма Roche (30-е место) в этом году поднялась на 39 мест, благодаря акценту на сильнодействующие специализированные препараты типа нового лекарства для лечения рака Avastin и многочисленным разработкам методик для проведения медицинских анализов и диагностики. Англо-американская круизная компания Carnival Corp. (7-е место) увеличила свои мощности как раз в тот момент, когда после значительного спада интерес туристов к морским круизам снова пошел в гору. Прогнозируя дальнейшее развитие событий, гендиректор Carnival Микки Эрисон (Micky Arison) ожидает всплеска в секторе круизов даже в Европе.

Разумеется, перемещение компании вниз в рейтинге BW необязательно говорит о начале у нее серьезных проблем. Например, немецкий автопроизводитель Porsche в прошлом году был на 1-м месте, а в этом — на 9-м. Доходы по его акциям за год и за три года, чистая годовая прибыль и чистая процентная маржа оказались несколько хуже, чем в 2004 году. На фоне вывода на рынок новой модели продажи 911-й модели прошлого поколения — с самой высокой маржей — упали. Кроме того, в 2004 году Porsche предполагал убытки более значительные, чем они оказались в действительности. И все же, по мнению аналитиков, у Porsche впереди очередной успешный год, а маржа снова вернется на обычный для этой компании высокий уровень. За последние 6 месяцев акции Porsche подорожали на 20%.

А начнись в экономике Европы оздоровление, прибыли 50 лучших компаний Европы вырастут еще больше? На это никто не рассчитывает. Кое-кто даже сравнивает провал референдумов по европейской конституции во Франции и Нидерландах с разводным ключом, попавшим в колесо инвестиций и заблокировавшим его. Ги Долле (Guy Dollе), гендиректор крупнейшей в Европе сталелитейной компании Arcelor из Люксембурга (25-е место), считает, что голосование на недавних референдумах против конституции Европы — событие печальное. “Весь остальной мир стремительно меняется, а Европа не двигается с места, — отмечает он. — [Политики] должны что-то сделать, чтобы решить основные связанные с экономикой вопросы”. Шансов на то, что это произойдет в обозримом будущем, мало. Но лучшие из лучших компаний Европы все равно найдут пути и возможности для дальнейшего роста.

 Business Week, Лондон

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.