Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сергей Соболев: “При голосовании по радикальным реформам голосов будет не 226, а намного больше”

[13:32 20 декабря 2007 года ] [ День, №223, 20 декабря 2007 ]

Что такое бюджет развития?

Это бюджет, в котором средства забираются у пенсионеров, у тех же учителей и медиков, социальных программ и бросаются на поддержку штанов олигархов, то есть на поддержку отраслей, которые уже давным-давно приватизированы. Во вторник под куполом Рады было много цветов, улыбок, аплодисментов и депутатских тостов в честь рождения нового правительства Украины. Но эйфория уже испарилась, на смену ей пришли серые кабинетные будни, а с ними и целый “букет” проблем, решать которые необходимо новой правительственной сборной. Возрастание цены на газ, поджимающие сроки принятия бюджета, рекордный уровень инфляции: все это и многое другое — первоочередные вызовы, стоящие перед премьером Тимошенко и ее министерской командой. Новая правительственная команда стартует в непростых условиях, констатирует “бютовец” Сергей Соболев. Чего следует ожидать обществу от нового Кабинета: априори популярных социальных программ или непопулярных, но столь необходимых стране реформ? — спросил среди прочего “День” у экономиста господина Соболева.

— В день, когда лидер вашего блока возглавила правительство, Юлия Тимошенко, как кандидат в премьеры, свое выступление всецело посвятила критике оппонентов. Но в прошлый вторник, перед провальным голосованием, г-жа Тимошенко говорила о своих планах как глава Кабинета. В частности, она сказала, что ее правительство проведет глубинные реформы в каждой сфере жизни. Как вы считаете, при коалиции 226— 227 голосов провести такие глубинные реформы — это реальность или все же фантастика?

— Я считаю, что такие реформы провести можно, если есть добрая воля всех участников. Без сомнения, каждый голос — на вес золота, но, на мой взгляд, сегодняшняя коалиция позволяет говорить о том, что реформы состоятся. Ну, а количество голосов... Знаете, я могу напомнить и привести десятки случаев в истории Украины, когда избрание главы Верховной Рады, избрание премьер-министра происходило с перевесом буквально в несколько голосов. Я убежден, что как раз голосование по радикальным реформам всегда будет происходить не в 226 голосов, их будет намного больше.

— Если продолжить тему реформ, какая сфера нуждается в реформировании во внеочередном порядке?

— На мой взгляд, ситуация настолько запущена, что нет такого направления, которое можно было бы выделить как ключевое, забыв о других. Сейчас Украина переживает тот уникальный момент, когда и правительству, и коалиции, и всем здоровым силам в Верховной Раде, которые поддерживают Кабинет Министров и парламентское большинство, в рамках этого реформирования есть необходимость начать серьезные структурные изменения практически по всем направлениям, включая и реформирование как самого парламента, так и его работы.

— Во вторник сбылся прогноз Президента, который говорил о том, что страна встретит Новый год с новым правительством. А я хочу спросить, встретит ли страна Новый год с бюджетом?

— Насколько мне известно, проект бюджета, который бы предусматривал довольно весомую коррекцию проекта, внесенного предыдущим правительством, на сегодня есть, однако все зависит от временных рамок: насколько новый Кабинет и коалиция успеют проработать эти все ключевые вещи бюджетной политики. На мой взгляд, возможная позиция такова: в первую очередь, согласно с Бюджетным кодексом, в случае непринятия бюджета к первому января существует четкое расписание, каким образом совершается финансирование всех бюджетных статей. Но я считаю, что это наихудший вариант. Поэтому я за то, что необходимо в срочном порядке внести несколько ключевых коррективов в бюджет, принимать бюджет по состоянию на первое января 2008 года, а дальше сразу же начинать подготовку к внесению изменений и дополнений, а фактически (будем называть вещи своими именами) — к новому бюджету.

— А что вы скажете касательно цены на газ, ведь в бюджете г-на Януковича заложена цена на голубое топливо, не соответствующая подписанному недавно договору с РФ. В этой связи два вопроса: какая стоимость газа будет заложена в новом или же откорректированном бюджете? И второе: какова формула расчетов цены на газ для Украины?

— Если вести речь о заложенной цене на газ, она составляет 160 долларов. Это то, что предусматривалось, и то, что якобы гарантировалось как со стороны Украины, так и со стороны РФ. Поэтому весь бюджет рассчитан, исходя из цены на газ 160. Однако мы прекрасно понимаем, что это та составляющая, которую необходимо в срочном порядке исправлять. Исправлять потому, что даже если мы принимаем бюджет и пробуем его исправить, под натиском первого квартала 2008 года сам фактор цены 160 уже ударит по наименее обеспеченным гражданам, по коммунальному сектору, ударит в целом по платежеспособности НАК “Нафтогаз”. А это ведь не секрет, что “Нафтогаз” сегодня практически находится на грани дефолта, другими словами — банкротства. Поэтому я считаю, что заданный вами вопрос является вопросом, который необходимо срочно откорректировать в бюджете. Это, собственно, те необходимые финансирования, которые должны произойти, учитывая новую цену на газ — 179,5 доллара за тысячу кубометров.

А что касается формулы цены на газ — знаете, к сожалению, не существует рыночной цены на газ. Если бы такая цена существовала, то можно было бы вести переговоры именно в рамках рыночной цены. Это фактически политическая цена. С другой стороны, это экономически выгодная цена, которая всегда устанавливается в переговорах между государствами и зависит от нескольких факторов. Первый срабатывающий фактор (если отбросить политический) — это является ли страна, которой поставляется газ, поставщиком газа. В данном случае Украина попадает под эту категорию. Второй фактор — насколько отвечают цены на транзит газа цене, по которой газ отпускается непосредственно. Я думаю, если эти два фактора будут связаны между собой, у нас не будет таких резких изменений ценовой политики по газу, поскольку Россия будет прекрасно понимать, что это повлечет за собой изменение тарифов на транзит. Помимо этого, есть еще один весомый фактор, по которому Украина в очень выгодной позиции, — это хранение газа. Небезызвестно, что Украина имеет одни из наибольших в мире газовых хранилищ, и собственно цена на хранение голубого топлива у нас является самой низкой в мире. Причем это касается не только украинских структур, но и тех, которые далее реэкспортируют этот газ в Европу. Это предельно важный фактор. Все остальное зависит, на мой взгляд, от того, насколько успешно проводит переговоры та или иная сторона с российским монополистом.

— Юлия Тимошенко говорит, что намерена вернуться к пересмотру газового соглашения с РФ. Насколько это реально, ведь еще не высохли чернила под соглашением, подписанным г-ном Бойко? И ваш прогноз: сколько будет стоить газ для населения в новом году?

— Я считаю, что темой для обсуждения должны стать не только факторы, о которых я сказал выше, но и та структура-посредник, которая заработала по итогам этого года уже 600 млн. долларов. Речь идет о “РосУкрЭнерго” и, соответственно, “УкрГазЭнерго”. Темой для переговоров должна стать возможность и наличие выгоды, причем с обеих сторон — как украинской, так и российской — отказа от, на наш взгляд, непрозрачной схемы поставок газа на Украину. Мы убеждены, что те средства, которые оседают сегодня в карманах господина Фирташа и его друзей, должны оседать непосредственно в бюджетах Украины и Российской Федерации. Если тут будет найдена выгодная позиция для обеих сторон, думаю, что российская сторона точно так же с удовольствием вернется к пересмотру соглашения.

Что же касается прогноза цены газа для населения, то на сегодняшний день минимальная цена отличается от максимальной почти в три раза. Максимальная цена сейчас составляет 230 долларов за тысячу кубометров для потребителей, которые потребляют более 12 тысяч кубов газа в год.

Учитывая непосредственную цену в 179,5 на импортированный в Украину газ, если учесть цену и себестоимость с непосредственной экономической выгодой для украинских добытчиков газа, то тут я выделил бы два фактора, которые будут срабатывать. Первое — газ, использующийся непосредственно для приготовления еды. Не секрет, что для этих нужд хватает газа отечественной добычи, поэтому, скорее всего, тут правительство пойдет на соответствующие шаги, регулирующие максимально этот тариф. А что касается газа для отопления, то, тут, вероятно, сработает такой ключевой фактор, как возможности бюджета касательно дотирования непосредственно и общественных котелен, и собственных котлов населения при потреблении такого газа. Мой прогноз: приблизительное увеличение цены на газ произойдет в пределах от 400—450 грн. за тысячу кубометров до 230 долларов, или 1070 гривен. То есть, на мой взгляд, будет поднята нижняя черта из расчета в 30—40% по оплате за газ.

— Будут ли в бюджет-2008 заложены средства на возвращение долгов “Сбербанка”?

— Да, без сомнения, такие средства будут заложены в бюджет. Однако, поскольку наша избирательная программа предусматривала возвращение долгов за два года, у нас есть один ключевой вопрос: “Сбербанк” и государство Украина в лице правительства и парламента должны провести ревизию всех вкладов населения и остатков на счетах, которые на сегодня есть. К сожалению, за все предыдущие 16 лет так и не удалось провести четкое реструктурирование тех средств, которые государство должно гражданам.

Если эта работа стартует сразу 1 января 2008 года, потребность будет, как минимум, на протяжении одного квартала не просто разработать нормативную базу с тем, чтобы население имело возможность подтвердить эти вклады, но и разработать нормативную базу, которая регулировала бы, каким образом эти средства должны быть связаны, чтобы они не влияли негативно на инфляционные процессы, учитывая то, что год мы заканчиваем с 15, а то и 16 процентами инфляции.

Для нас очень важно провести перерегистрацию вкладов населения. По нашим подсчетам, приблизительная сумма будет составлять от 60 до 80 млрд гривен. Вы можете спросить, где, по минимальным подсчетам, делись 50 млрд.? Это связано, во-первых, с очень серьезными факторами, которые повлияли за эти 16 лет на структуру населения, которым эти вклады возвращались. Во-вторых, на это очень серьезно повлиял такой ключевой фактор, как наличие у одного гражданина нескольких сберкнижек, на которых сохранялись эти суммы.

— А почему ключевым моментом объявляется вопрос о перерегистрации вкладов?

— Объясню нашу логику. Мы считаем, что максимальное возвращение вкладов в первый год должно произойти так, чтобы мы в первую очередь повлияли на возвращение тех вкладов, которые достигали не, скажем, сотен тысяч и тем более миллионов, а пределов тысяч гривен. Поэтому для элементарной справедливости важно, чтобы мы понимали, что это возвращение происходит конкретному физическому лицу, которое сможет использовать эти средства по имеющейся у него сберкнижке. Если мы, например, установим черту возвращения, условно, до тысячи гривен всем гражданам, тут важно, чтобы этот фактор не сработал, когда у одного человека есть десять или двадцать сберкнижек, а у другого — одна. Тут фактор справедливости должен учесть, что возвращение вкладов должно происходить на физическое лицо, а не на количество сберкнижек, которые держит в своих руках один человек.

— Каковой будет политика правительства в отношении национальной валюты? Ваши оппоненты уже говорят, что в этом секторе возможны “сюрпризы”.

— Да, слышал такие заявления. Но тем, кто их распространяет, хочется напомнить, что, в соответствии с Конституцией и законами Украины, правительство не может никоем образом влиять на политику Нацбанка. Политика валютного регулирования, привязки к курсу доллара — это исключительная компетенция НБУ и соответствующего органа, который ведет надзор за политикой Нацбанка. Единственный момент: правительство может давать свои прогнозы того, каким будет дальнейший уровень, скажем, инфляционных ожиданий, каким образом будет происходить политика в отношении к экспортерам или, наоборот — импортерам. Поэтому тут не будет решающей позиция правительства. Более того, здесь правительство не может вообще ничего диктовать, поскольку это исключительная компетенция НБУ. Но я считаю, что ключевой вопрос, с которым, так или иначе необходимо будет НБУ определяться, — это вопрос привязки к корзине нескольких валют, а не так, как сейчас — привязка лишь к доллару.

— Представители Кабинета Министров Виктора Януковича, в частности Николай Азаров, говорят, что нынешний уровень инфляции — это плод деятельности оппозиции, то есть вашей деятельности весной этого года, когда вы, цитирую, “спровоцировали политический кризис” и т.д. Насколько у нас политика отражается на экономике?

— Я приведу пример предыдущих выборов — 2006 года. Хочу напомнить, что, несмотря на избирательную кампанию, смену правительства, когда Партия регионов пришла к власти, мы имели уровень инфляции средневзвешенный за последние пять лет. Я думаю — это лишнее подтверждение, что такие заявления не соответствуют действительности. На наш взгляд, было несколько факторов, которые повлияли на гиперинфляцию. Один из них — абсолютно непродуманная политика, связанная непосредственно с возвращением льгот свободным экономическим зонам и зонам приоритетного развития.

— Представители коалиции в Раде V созыва в момент, когда ваши коллеги голосовали за Юлию Тимошенко-премьера, тихо произносили слово “реприватизация”. Что скажете в этой связи?

— Да, вспомните, сколько крика было касательно реприватизации и так далее во время прошлого премьерства Юлии Владимировны! Но за все время было лишь два судебных решения. Первое — касательно незаконности приватизации “Криворожстали”. Второе решение касалось Никопольского ферросплавного завода, но это дело на сегодня так и умерло в судах. Все остальные разговоры, скажем, о списке 20-ти, 30-ти, трех тысяч предприятий, — это только разговоры. Более того, я хочу напомнить, что эти разговоры поддерживались теми, кто на сегодняшний день представлен в списке Партии регионов. Напомню известное выступление тогдашнего генпрокурора господина Пискуна, который заявил о списке трех тысяч предприятий, касательно которых у прокуратуры могут быть предостережения. Я даже понимаю, зачем это делалось... Тогда в областях начали складываться свои внутренние районные, областные списки. Руководителей отдельных предприятий начали вызывать “на ковер” и предлагать, дескать, если хотите, чтобы вас в этот список не включили, необходимо это простимулировать. Поэтому, что касается правительства Тимошенко, тут есть четкое заявление: только исключительно согласно с решением суда будут подниматься подобного рода вопросы.

— Давайте вернемся к теме бюджета. Каким будет главный финансовый документ страны на грядущий год — бюджетом проедания или бюджетом развития?

— Давайте сначала я расскажу читателям, что такое бюджет проедания. А бюджет проедания — это бюджет, в котором ключевые средства выделяются на социальные программы, на зарплату учителя, врача, на поддержку Пенсионного фонда. А что такое бюджет развития? Это бюджет, в котором средства забираются у пенсионеров, у тех же учителей и медиков, социальных программ и бросаются на поддержку, простите на слове, штанов олигархов, то есть на поддержку отраслей, которые уже давным-давно приватизированы. Бюджет — на то он и бюджет державы, чтобы он использовался непосредственно на благо граждан. А задание бюджетной и налоговой политики — сделать все возможное, чтобы предприниматели не ощущали нездорового налогового давления, чтобы не было немотивированных проверок. Думаю, как раз в этом направлении и будут наработки правительства, а именно дерегуляция, касающаяся малого и среднего бизнеса, то есть упрощение регистрационных процедур, ликвидация целого ряда регистрационных процедур. Но, вне всякого сомнения, бюджет в первую очередь будет использоваться на учителя, врача, пенсионера, инвалида, многодетную семью.

— В своем прощальном слове в качестве премьера Виктор Янукович жестко раскритиковал прошлое управление Тимошенко Кабинетом Министров. Как вы оцениваете его спич? Хотелось бы также услышать, какое “наследство” оставило новому правительству правительство г-на Януковича, только если можно — расскажите об этом языком цифр.

— Вы знаете, мне кажется, что выступление Януковича — это экспромт. Наверняка ему готовилась речь в плане красивого европейского опыта передачи власти, но мы услышали разве что обвинения и оскорбления в адрес нового правительства, ничего более.

Что же касается состояния страны — хорошо, приведу несколько цифр, а граждане пускай сами оценят ситуацию. Во-первых, инфляция 15—16% — это действительно невиданный уровен. Даже при достаточно больших темпах роста ВВП и целого ряда сфер экономики это все фактически полностью нивелировано инфляцией. Во-вторых, невозвращенные средства по НДС составляют десять миллиардов гривень. Это рекорд за все время существования Украины, и я думаю, что это тяжкий груз, ложащийся на новое правительство, поскольку возвращать эти средства надо будет, и надо будет первоочередно, поскольку это ударит по всем нашим ключевым экспортным отраслям. В-третьих, возрастание цен от минимальных 13 до 79%. Причем это касается не только цен на продукты питания, но и на коммунальные услуги. В- четвертых, увеличение цены на газ фактически вдвое. Ну и, наконец, на казначейских счетах, по утверждению экспертов из фракции Партии регионов, правительству Тимошенко будет оставлен один миллиард гривен. Это беспрецедентно! Для сравнения: Кабинет Министров Тимошенко оставлял около 30-ти миллиардов. Думаю, этих цифр достаточно, чтобы мы поняли, в каких условиях стартует новая правительственная команда.

— Прошлый раз Юлия Тимошенко была премьером полгода. Ваш прогноз на сей раз: сколько будет существовать новый коалиционный Кабинет с учетом хрупкости коалиции в Раде и с учетом, что ваши оппоненты через год, когда можно будет распускать парламент, спровоцируют новые выборы в Раду?

— Сколько будет жить правительство? Знаете, это будет зависеть от трех ключевых факторов, действующих на сегодня в Украине. Первое — это стабильность непосредственно правительства. Второе — стабильность коалиции. Третье — отношения между парламентом, правительством и Президентом. Я думаю, что если эти три фактора будут срабатывать в позитивном русле, можно говорить о том, что правительство пришло надолго.

 Наталия РОМАШОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.