Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Олег Билорус: “Старая тактика не дразнить Россию — контрпродуктивна”

Член парламентского комитета по иностранным делам Олег Билорус (БЮТ) стоит на позициях, которые принято называть евроатлантическими.

Он уверен, что в отношениях с Россией нашей стране следует стараться придерживаться позиций сильного, в чем нам могут помочь интеграция в Евросоюз и НАТО.

— Поспособствует ли назначение Константина Грищенко послом в России улучшению наших отношений с этой страной?

— Очевидно, что с назначением нового посла есть и новые ожидания. С каждым новым назначением мы ставим задачу фиксировать то положительное, что есть в наших отношениях с Россией, а также наше движение в НАТО. Но не только послы решают эти вопросы — двусторонние отношения в контексте стратегического, экономического и политического сотрудничества — это вопросы более высокого уровня.

— Активизировались слухи о том, что посол России в Украине Виктор Черномырдин тоже в скором времени покинет свой пост. Кто из россиян может занять его место?

— Россия — большая страна, где всегда найдутся дипломаты, которые хотели бы работать в Украине. Был господин Добрынин, были и другие. Но я не думаю, что после смены президента в России ее руководство поменяет своего посла в Украине. Тем более что Виктор Черномырдин пребывает у нас в двойном статусе — посла и специального представителя президента России по торгово-экономическим вопросам, с особыми полномочиями по вопросам экономики. Потому не думаю, что Черномырдина поменяют в ближайшее время.

— Но как стратегически будут развиваться отношения Киева и Москвы в свете нашего перманентного политического кризиса, смены власти в России и приближения саммита НАТО, на котором может быть решен вопрос Плана действий по членству (ПДЧ) в альянсе?

— Наши отношения с Россией — явление не локальное и не региональное, но геополитическое и геоэкономическое. Исторической, политической и экономической географией мы обречены быть стратегическими партнерами. И у нас теснейшие родственные связи: сегодня в России живут около 20 млн. выходцев из Украины, а в Украине — 11 млн. выходцев из России. После распада СССР возникло много проблем, которые нельзя решить ни за один, ни за десять лет. В России считали, что Украину нужно держать в зоне своих интересов. Это привело к тому, что после 18 лет независимости наши страны до сих пор не имеют окончательно делимитированных и демаркированных государственных границ. С формальной точки зрения, если государство не имеет своих границ, его можно считать территорией или государством, которое соседи не признают суверенным. Но мы вступили во Всемирную торговую организацию, и теперь торгово-экономические отношения между Россией и Украиной могут быть налажены только путем переговоров.

Есть старые проблемы, есть проблемы, которые родились в период независимости, и есть проблемы, которые возникают в связи с присоединением Украины к ПДЧ и созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом. И можно встать на путь конструктивного сотрудничества, при котором Украина может быть и членом ВТО, и НАТО, и ЕС, оставаясь при этом стратегическим партнером России. Тогда наши отношения войдут в нормальное русло.

— Зачем нам нужна интеграция в ЕС и НАТО?

— После распада СССР Украина имела на своей территории концентрированные ядерные силы. Она была третьим ядерным государством и первой ядерной мишенью. Украинское руководство выступило с инициативой о саморазоружении и показало пример всему миру. Приняв на своей территории более 1,2 млн. военной техники, в том числе из Германии, мы сократили их численность до 188 тыс. Теперь страна, которая разоружилась, требует коллективной системы безопасности как гарантии своего выживания и развития. И это вызывает соответствующую реакцию со стороны наших российских соседей. Хотя сама Россия это делает. Она фактически является членом НАТО, имея 26 совместных комитетов и развернув огромную деятельность по поставкам оружия в страны-члены НАТО (Польшу, Болгарию и т. д.). Москва зарабатывает на этом 5 млрд долл . в год с перспективой удвоения этой суммы.

— Когда наш МИД обратился к России по поводу антиукраинских высказываний Владимира Путина на саммите НАТО в Бухаресте, вы сказали, что нужно самим давать оценку таким заявлениям. Вы считаете, что наш МИД недостаточно эффективно выполняет свои функции?

— Я считаю, что и наш МИД, и наши правительственные структуры, и руководители государства очень мнительно, несвоевременно реагируют на те или иные действия или заявления со стороны российских партнеров. Старая тактика не дразнить Россию — контрпродуктивна. Если мы хотим защищать интересы Украины, наша позиция должна быть пропорционально сбалансированной, активной и сильной. В политике уважат только силу и сильных.

— Обращение МИД в ООН по этому поводу будет иметь дальнейшее развитие?

— Будет, как это было неоднократно. Когда возникла агрессивная попытка захвата Тузлы, Совбез ООН принял соответствующую резолюцию, и захват был приостановлен. МИД показывает, что попытка давления на Украину и вмешательство в ее внутренние дела со стороны России имеют место. Если Россия продолжит эту политику, мы отреагируем более жестко.

— Российская идея отпраздновать в этом году юбилей Черноморского флота (ЧФ) России, который обычно отмечался в последнюю неделю июля,— это попытка опередить государственные торжества по поводу юбилея Севастополя? Или демонстрация россиянами своего присутствия в Крыму?

— Это агрессивная попытка показать, кто в зоне Севастополя хозяин. День ЧФ должен был праздноваться в расположении самой базы. Они не имели право переносить празднование в город. Севастополь не принадлежит базе. Власти Севастополя не давали разрешение на празднование в таком масштабе. И только усилиями компромисса и уступок с нашей стороны потенциальный конфликт удалось свести к тому, чтобы празднование стало двусторонним. Но компромиссы с нашей стороны не могут продолжаться бесконечно.

Почему попадание в список персон нон-грата многими представителями украинского и российского истеблишмента воспринимается как повод для засветки?

— Когда приезжают политики из России и делают заявления, которые угрожают целостности государства, их нужно судить в нашей стране как преступников, а не составлять таинственные списки. Необходимо использовать юридические механизмы: сделал заявление, которое угрожает территориальной целостности украинского государства — должен отвечать по законам Украины. Тогда всем все будет понятно, и мы перестанем пугать тем, что кого-то не пустим к себе.

— Президент Виктор Ющенко поручил правительству разработать законопроект о прекращении с 2017 г. действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины ЧФ России. Насколько правильным является это решение?

— Пребывание ЧФ России в Крыму является принципиальным вопросом для Украины. И кто бы что ни заявлял, а в НАТО не примут страну, на территории которой находятся вооруженные силы страны, не являющейся членом альянса. Система коллективной безопасности НАТО предусматривает, что новую страну-члена следует взять под защиту. А как это сделать, если на ее территории находятся вооруженные силы другого и не менее сильного государства — еще и с ракетными установками? Я не говорю о том, ядерные они или нет, но вооруженные силы России должны быть выведены.

— Рассматриваются ли вопросы пролонгации договора по пребыванию ЧФ России в Крыму?

— Нет. Украинское руководство не рассматривало и не будет рассматривать вопрос о продлении базирования ЧФ. Хотя российские руководители говорят о том, что собираются поставить этот вопрос, наша Конституция запрещает это. Мы и так дали возможность на 20 лет продлить договор. Но в парламенте не найдется 300 голосов, чтобы проголосовать за его пролонгацию.

— Но представители НАТО выражали мнение, что в Севастополе могут одновременно базироваться и силы альянса, и российские вооруженные силы.

— Это невозможно. Разве что на период учений, но на постоянное базирование ЧФ России НАТО в одной акватории, да еще с флотом Украины — нет, это нереально. Здесь должен применяться чистый критерий.

Сегодня большая проблема состоит в том, что российская сторона еще не приступила к формированию инфраструктуры собственной базы Черноморского флота на своем берегу — в районе Сочи или Новороссийска. И это не может не волновать. Чтобы построить такую структурную единицу, нужно инвестировать как минимум 15 млрд долл . Есть угроза, что до 2017 г. ЧФ не будет выведен, а лишь начнет выведение — уже после конституционно установленного срока его пребывания на наших берегах.

— Как будет использована база Черноморского флота России после его выведения? Ее займут силы НАТО?

— Пока этот вопрос не рассматривается — госплана как такового нет. Да и сам Виктор Ющенко заявил, что до 2017 г. этого делать не будут. Впрочем, в Севастополе есть местное самоуправление, и определенные планы развития города, конечно, им разрабатываются. А других вооруженных сил не будет, так как Конституция это запрещает. И в любом случае Севастополь должен стать инвестиционно привлекательным туристическим центром.

Ксения ЛАЗОРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.