Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ярмарка синергий и конвергенций

[08:43 10 декабря 2007 года ] [ Зеркало недели, №47, 8 - 14 декабря 2007 ]

Конец уходящего года ознаменовался рядом интересных сделок на телекоммуникационном рынке СНГ и Украины.

В минувшие две недели произошли подвижки сразу в нескольких процессах покупок, слияний и поглощений телекоммуникационных компаний в Украине и России. Их завершение придется уже на следующий год, и изменения, которые произойдут при этом на украинском и российском рынках связи, трудно переоценить.

Статуя Свободы на смену “Воле”

30 ноября из информационного сообщения Антимонопольного комитета Украины стало известно о том, что разрешение на приобретение более 50% кипрской Aquorn Holding Limited получила компания Р6 Kyiv Cable Ltd. с Каймановых Островов, входящая в группу Providence Equity Partners. В переводе это означает, что Providence, один из крупнейших в мире венчурных фондов, специализирующийся на инвестициях в медиа и сети его распространения (главным образом, кабельное телевидение и Интернет) и управляющий активами в 21 млрд. долл. (среди которых — одна из крупнейших звукозаписывающих ком­паний Warner Music Group, а также кабельные и вещательные ком­пании Metro-Goldwyn-Mayer, Bresnan Broadband Holdings, Education Management Corp., Free-dom Communications, Kabel Deutschland, ProSiebenSat.1), купил “Волю-Кабель”.

Сумма сделки не разглашается. Официально заявлено, что американцы намерены инвестировать в “Волю” 200 млн. долл. Отно­сительно цены покупки существуют разные оценки. Известно, что продавец — инвестиционный фонд SigmaBlayzer — просил около 1000 долл. “за розетку” (по состоянию на середину года компания обслуживала около 400 тыс. абонентов аналогового телевидения, 135 тыс. абонентов цифрового телевидения и 130 тыс. абонентов широкополосного доступа в Интернет). То есть около 600 млн. долл.

Эксперты считают, что реальная цена компании вдвое меньше. Сети “Воли”, построенные на базе коаксиального кабеля, нуждаются в значительных вложениях в модернизацию. В уходящем году резко обострилась конкуренция на рынке широкополосного доступа в Интернет — именно сюда переместилась “точка роста” после достижения насыщения мобильным рынком. Один только FTTB-проект украинского “Голден Телекома”, предусматривающий подключение в следующем году 1,4 млн. домохозяйств во всех крупных городах к современной высокоскоростной оптической сети передачи данных, может существенно осложнить рыночное положение не только “Воли”, но и других операторов широкополосного доступа. В следующем году ожидается рост рынка цифрового телевидения — как кабельного (IPTV на основе оптических сетей современнее, чем DVB-C на “коаксиале”), так и эфирного (к 2009—2010 годам ожидается появление первых коммерческих сетей DVB). “Воля” продана на пике своего развития, и чтобы он не перешел в пике, новым инвесторам придется приложить значительные усилия, как финансовые, так и маркетинговые.

Впрочем, приход на украинский рынок крупной международной компании можно только приветствовать. Особенно если она распространит на “Волю” мировые стандарты ведения бизнеса и работы с клиентом.

По скудным данным о сделке, американцы купили только “Волю” (сети в Киеве, Черновцах, Алчевске и Львове). Так называемая “Воля-2” — купленные SigmaBlayzer кабельные операторы еще в полутора десятках городов — пока не продается, видимо, в силу недостаточной структурированности этого актива и необходимости его значительной модернизации. Впрочем, наверняка договоренность о его продаже также достигнута. И, возможно, даже включена в сумму сделки.

“Голден-Вымпел-Телеком”

Второй сделкой года может считаться покупка российским мобильным оператором “Вымпелком” ведущего российского оператора фиксированной связи и сетей передачи данных Golden Telecom Inc. У обеих компаний есть украинские “дочки” — ЗАО “Украинские радиосистемы” (ТМ “Билайн Украина”) и ООО “Голден Телеком Украина”, а значит, слияние коснется и их.

О возможности такого слияния эксперты говорили давно. Ведь у “Вымпелкома” и GTI имеются одинаковые акционеры. Норвежской Telenor принадлежит, соответственно, 29,9 и 18,3% акций этих компаний, а российской Altimo — 44 и 26,6%. Похоже, такое модное нынче рыночное веяние, как мобильная конвергенция, заставило акционеров задуматься о возможности получения синер­гии за счет объединения ресурсов операторов мобильной и фиксированной связи и экономии на масштабе. Однако лишь в понедельник, 3 декабря, компании выпустили совместный пресс-релиз, в котором подтвердили переговоры. Cделку планируется завершить в мае.

В пресс-релизе была названа и стоимость купли-продажи одной акции — 105 долл. (что соответствует 4,2 млрд. долл. за GTI). Впрочем, она может меняться, если изменятся текущие котировки. В частности, по мнению экспертов, последние заявления руководства Telenor о том, что норвежская компания “еще не сформировала мнение о целесообразности сделки”, могут быть направлены на охлаждение горячих биржевых голов. Готовых ради своего заработка взвинтить котировки акций компании и увеличить цену, о которой стороны уже договорились.

Компании еще не выступали с официальными заявлениями по поводу механизмов реструктуризации и ребрендинга. То есть с реструктуризацией более-менее понятно: “Вымпелком” создаст дочернее предприятие, которое поглотит GTI. Аналогичный механизм будет применен и в Украине: здесь “дочка” “Вымпелкома” купит оба предприятия.

Ребрендинг новой компании и в Украине, и в России потребует высшего маркетингового пилотажа от тех агентств, которые будут его проводить. Судя по сообщениям источников внутри компаний, единого видения ребрендинга еще нет. Из “Вымпелкома” исходит инфор­мация о возможном поглощении бренда Golden Telecom брендом “Билайн” — более сильным и раскрученным на массовом рынке. Однако если новая компания намерена работать на рынке именно конвергентных услуг, то не менее раскрученный на своих рынках бренд GT может оказаться ей полезным.

В Украине ситуация еще сложнее. Здесь “Билайн” имеет гораздо более слабые позиции на мобильном рынке и ассоциируется с нишей оператора-дискаунтера. “Голден Телеком” же, наоборот, пользуется авторитетом. Однако в сравнительно узких кругах бизнес-пользователей, которые, к тому же, считают его “дорогим оператором”. В качестве мобильного оператора “ГТ” известен только в Киеве и Одессе, в любом другом регионе номер с кодом 039 вызывает удивление.

Тем не менее объединенный частотный ресурс “Украинских радиосистем” и “Голден Телекома” может позволить новой компании оказывать качественные услуги мобильной связи и беспроводного широкополосного доступа на всей территории страны. Видимо, мобильная связь все-таки уйдет под “Билайн”. А “Голден Телеком” останется брендом для фиксированной связи, передачи данных и корпоративных абонентов. Сложно также сказать, что ожидает переживающий второе рождение бренд “Свит Онлайн”, используемый нынче для FTTB-проекта компании. У россиян аналогичного бренда нет. Однако есть агрессивная маркетинговая служба “Билайн”, более сильная, чем у GTI, и заинтересованная перетянуть на себя как можно больший контроль над расходами на продвижение новых брендов компании.

Объединенная компания станет единственной в Украине, которой нет необходимости участвовать в тендере на 3G. Имеющийся у “Голден Телекома” частотный ресурс компании “Эс-Лайн” в диапазоне 2,3 ГГц позволяет ей оказывать услуги мобильного WiMAX на многомегабитных скоростях. Если, конечно, производители оборудования в очередной раз не подкачают. В том числе и Intel, который обещает в 2009 году начать поставки чипсетов со встроенным контроллером WiMAX для ноутбуков и смартфонов. Для этой услуги, уникальной для СНГ, также потребуется новый бренд.

Российско-норвежский мир?

Наконец, уходящая неделя позабавила новостями с российско-норвежского фронта, проходящего по украинской компании “Киевстар”. Напомним: акционеры последнего (а также вышеупомянутых “Вымпелкома” и Golden Тelecom Inc.), российская компания Altimo и норвежский Telenor, последние два с половиной года находятся в жестком судебном противостоянии относительно контроля над ведущим украинским мобильным оператором. Эксперты считают, и не раз об этом писало, что главная цель Altimo — подороже продать свою долю в “Киевстаре” (43,5%). Исходя из этого, конфликт должен закончиться, когда стороны договорятся о цене.

На минувшей неделе Altimo ни с того ни с сего пошла на очевидные значительные уступки норвежцам. Несмотря на свои предыдущие многочисленные заявления о том, что решения Нью-Йоркского арбитража о продаже своей доли в украинских компаниях — конкурентах “Вымпелкома” невозможно выполнить из-за многочисленных решений местных украинских судов, российская компания демонстративно решила их выполнить. Говорят, в офисе норвежской компании такая непредсказуемость вызвала легкую панику: там поняли, что никакие аналитики не способны прогнозировать развитие событий.

В числе прочего, Altimo продала часть своей доли в Turkcell (неизвестной компании и с такими оговорками, что эти 6,6% можно в любой момент вернуть обратно), долю в “Украинских Новейших Технологиях” (таким же хитрым образом) и отозвала из суда требование о запрете публиковать отчетность “Киевстара”. Правда, на собрание акционеров 3 декабря представители “Сторма” (контролируемого Altimo) все равно не явились. Впрочем, это может объясняться тем, что к собранию после принятия решения о “прекращении огня” просто не успели подготовиться.

Последнее — самое интересное. Норвежцы не преминули воспользоваться снятием запрета и тут же опубликовали финансовые результаты “Киевстара” за три квартала. Неаудированные, не проверенные даже в Telenor, но опубликовали. Из них следует, что компания заработала 1,7 млрд. долл. (т.е. годовой доход превысит 2 млрд.), а ее EBITDA (прибыль до налогообложения и амортизации) превысила миллиард долларов (ожидаемый годовой результат — 1,2 млрд. долл.). Таким образом, подтверждается оценка стоимости “Киевстара” в 10 млрд. долл. (пять годовых доходов) и стоимость доли Altimo в нем — 4,3 млрд. долл.

В общем, если Altimo опять “не перемкнет”, то, возможно, в скором времени мы станем свидетелями еще одной знаковой для отечественного телекома сделки, в результате которой крупнейшим игроком украинского рынка мобильной связи станет компания со 100-процентным норвежским капиталом. Сделка, возможно, будет сопровождаться ребрендингом (Telenor — достаточно сильный мировой бренд, чтобы сменить “Киевстар”). И сменой руководства оператора (ключевые посты в нем и так занимают норвежцы, поэтому преемственность будет обеспечена).

При чем здесь Лужков, спросите вы?

Лужков здесь, конечно же, ни при чем — это просто фраза из анекдота. Эксперты также считают, что совпадение всех этих подвижек с парламентскими выборами в России, завершившими формирование в этой стране оригинальной модели государственного капитализма, — тоже случайность. Хотя в каждой случайности есть доля обстоятельств. Версию о том, что Altimo выполняет функцию “телекоммуникационного меча империи”, “ЗН” уже высказывало (см., например, №20 от 27 мая 2006 года). Сегодня экспансия компании распространяется не только на СНГ и Украину, но и на страны Центральной и Юго-Восточной Азии (№34 от 15 сентября с.г.). Конечно, версия о том, что вышеупомянутые сделки с участием Altimo могут оказаться частью “плана Путина”, вызывает у экспертов лишь улыбку. Правда, грустную.

Семен СТЕПАНЧИКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.