Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Демократия у нас уже есть, надо усилить государство

[14:44 01 февраля 2008 года ] [ День, №18, 1 февраля 2008 ]

Сегодня надо говорить о создании собственно украинской модели государственности европейского образца, которая могла бы содействовать выводу государственной политики и государственной стратегии за пределы влияния партийных интересов.

Новый календарный год дал старт новому политическому году-2008. Очень важно, чтобы этот год не был похож на бег по кругу или на политические качели, а дал толчок к прогрессу. Время разработать для государства долгосрочную стратегию развития, распланировать социально-экономические изменения не на год, а на перспективу. Украине крайне необходимо перейти от количества демократии к качеству демократии. Следует восстановить способность государства к эффективному управлению, работоспособность и ответственность государственных институтов и ветвей власти. Демократия у нас уже есть, надо усилить государство. Украина должна выйти из этих трансформационных процессов влиятельным, конкурентоспособным, современным европейским государством.

В течение прошлого года Президент и его команда вынуждены были взять на себя разрешение комплекса угроз, которые возникли перед государством. Это, в первую очередь, покушение на конституционный строй государства, угроза партизации государственных институтов и независимых ветвей власти, риск сползания политического противостояния в общественную плоскость. В этих сложных условиях, когда отдельным политикам и партиям было уже не до интересов граждан, Президент обратился именно к избирателям, поскольку всегда отстаивал демократические механизмы формирования и ответственности власти. В то же время Президент организовал процесс поиска политического компромисса на уровне элит, сумел убедить лидеров политических сил в необходимости выхода из кризиса только путем демократических выборов. Компромисс, который в большей мере появился благодаря политической выдержке и государственнической позиции В. Ющенко, в итоге стал стратегической победой Украины, победой государственности и демократии.

2007 год прошел под знаком досрочных парламентских выборов, которые стали существенным противодействием попытке антиконституционной узурпации власти. В то же время перевыборы, конечно, не могли и не решили те системные вызовы, которые встали перед государством Украина. Если электоральные механизмы могут снять или ослабить градус политического противостояния, то вопрос построения реально действующей системы власти избиратели за политиков не решат. Возникновение политического кризиса — это еще и сигнал, что существующая модель власти имеет определенные дефекты. Партийно-парламентский механизм организации власти провоцирует постоянные партийные конфликты, нестабильность коалиций и правительственную чехарду. Последствиями этих негативных явлений является разрушение государственной службы и административной вертикали. Проникновение партийного контроля в государственную систему фактически поставило партии над государством. Уклон в сторону партийной монополии должен быть остановлен. Речь, конечно, не идет об отказе от партийно-парламентских механизмов организации власти. Уберечь государственную жизнь от перманентных политических кризисов может только конструктивное сотрудничество политического партийного курса со стабильностью и управляемостью государственного механизма. Подчеркиваю, именно сотрудничество, а не сосуществование. Главе государства, председателю Верховной Рады, премьер-министру, парламентско-правительственной коалиции придется провести большую работу, чтобы предотвратить в дальнейшем возникновение ситуаций, когда конституционный строй, политическая система и долгосрочная государственная стратегия становятся зависимыми от неустойчивой и изменчивой политической конъюнктуры. Институт президента в этом процессе должен выполнять роль модератора и арбитра долгосрочной стратегии государственного развития. Это должно быть закреплено на уровне государственных институтов, на законодательном и конституционном уровнях.

Исходя из этого, Президент ставит ключевые задачи для своей команды и формирует стратегические приоритеты на наступивший год. Они связаны с необходимостью структурного реформирования, цель которого — наладить эффективную работу в интересах и на благо общества, восстановить стабильность и управляемость государства. Пути достижения этой цели — формирование новой конституционной концепции функционирования и взаимодействия государственных институтов, деполитизация государства с целью минимизации негативных и максимизации позитивных результатов влияния политических партий на государственную политику, оптимизация взаимоотношений и взаимодействие государственной, партийной, профессиональной, публичной и других сфер. Государственная политика должна базироваться на сильных институтах и действующих нормах. С институционной точки зрения следует найти оптимальный механизм отношений, где парламентско-коалиционный и административно-управленческий механизмы смогли бы эффективно сотрудничать. Главным трендом 2008 года должно стать формирование спроса на стабильность и стратегическое реформирование, оптимизацию управленческих механизмов управления, восстановление профессионализма государственной службы. Украине нужна сильная власть.

Одним из векторов реформирования властных отношений является конституционный процесс. Без изменений Основного Закона невозможно удерживать политическую стабильность, а поэтому 2008 год будет посвящен новому конституционному процессу. Конституция на платформе политреформы 2004 года заложила конфликтную модель власти в Украине, которая сопровождается поочередной сменой коалиций и правительств, закреплением системы партократии и стагнацией административной вертикали. Подобные перекосы парламентско-президентской формы правления провоцируют двоевластие в стране, когда части политической системы действуют сами по себе. Это делает действующую политическую систему неработоспособной. Эта неработоспособная модель фактически завершила дискредитацию постсоветской модели государственности и поставила на повестку дня необходимость изменений.

Сегодня надо говорить о создании собственно украинской модели государственности европейского образца, которая могла бы содействовать выводу государственной политики и государственной стратегии за пределы влияния партийных интересов. 2008-й должен стать годом как конституционного (собственно реформа), так и конститутивного (построение на руинах постсоветской государственности нового европейского национального государства) процессов. Со стороны оппонентов политики конституционного совершенствования приходится слышать, что будущая реформа преследует исключительно расширение властных полномочий Президента, что Виктору Ющенко нужна власть ради власти. Отбросим эти упреки как примитивизм. Смысл реформы состоит, в первую очередь, в точном определении компетенции президентского института как весомого рычага власти и влияния в целостной системе распределения власти. В условиях жесткой партийной конкуренции вокруг вопросов формирования правительства и проведения правительственной политики за институтом Президента должна быть закреплена арбитражная функция.

Сейчас, когда всенародно избранный Президент опирается на пропрезидентское парламентское большинство и премьер-министр, избранный коалицией демократических сил, являются политическими единомышленниками и не имеют принципиальных расхождений в геополитических и идеологических вопросах, есть возможность эффективно и качественно провести необходимые стране реформы. Для Украины это уникальный шанс осуществить стратегические изменения консолидированными усилиями.

Взаимопонимание и общность взглядов Президента и премьер-министра позволяют ныне с оптимизмом смотреть на перспективы геополитического и геоэкономического будущего нашей страны в плане интеграции в европейское экономическое, политическое и безопасное пространство. Вступление Украины в ВТО — дело решенное, уже 5 февраля на заседании Генерального совета этой организации будет принято решение о присоединении Украины. Фактически наша страна получила зеленый свет на настоящую торговую интеграцию с ЕС. Начинаются переговоры, которые имеют своей целью создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Это позволит увеличить объемы нашей торговли с Европой, снять большинство ограничений на экспорт в страны ЕС продукции отечественных предприятий. Для украинской экономики еще больше открывается один из наиболее привлекательных и емких мировых рынков — европейский. Достижение успеха на этих переговорах Президент назвал одной из ключевых стратегий. Ее реализация будет требовать от украинских властных институтов большого объема совместной работы, но уверен, что она будет выполнена.

Очень важный вопрос — интеграция в пространство европейской безопасности. С оптимизмом смотреть на перспективы его решения позволяет последовательность позиции Президента, которую также поддерживает правительство. Свидетельством этого являются подписи руководителей государства под письмом к Генеральному секретарю НАТО по присоединению к Плану действий для достижения членства в Альянсе. Нашла поддержку также позиция Виктора Ющенко в отношении окончательного решения вопроса о присоединении к Альянсу демократическим путем всенародного референдума. Решение вопросов, на которые в обществе существуют различные взгляды, должно приниматься народом Украины без пиар-истерик и искусственных спекуляций со стороны отдельных политических сил. Так было при решении прошлогоднего политического кризиса путем внеочередных выборов, так будет с вопросом вступления в НАТО. Узлы сложных вопросов не стоит рубить шашкой, а нужно аккуратно, взвешенно и компетентно решать. Это касается не только интеграции в евроатлантическую систему безопасности, но и отношений с Россией. В том, что в этих отношениях должны господствовать стабильность, взаимовыгодный прагматизм, отсутствие конфликтов и добрососедские отношения — украинская власть едина. Эту позицию поддерживают и наши российские стратегические партнеры.

Актуальным остается вопрос национальной, экономической и энергетической безопасности государства. Конституцией ответственность за эту сферу возложена на институт Президента. Эта ответственность только возрастает в условиях, когда партийная борьба превращается в конкуренцию безответственных обещаний и неосуществимых “прожектов”, что несет в себе потенциальные угрозы для государственной безопасности. В условиях подобных угроз институт Президента должен выполнять роль стабилизационной платформы, быть предохранителем экономического популизма и выступать гарантом обеспечения стабильности экономического прогресса на базе экономического роста.

Несмотря на постоянную риторику об улучшении благосостояния граждан со стороны политических партий в парламенте, до сегодняшнего дня реальные шаги навстречу людям удалось сделать только Виктору Ющенко. Актуальным является инициируемый Президентом и разработанный в его Секретариате социальный пакет реформ. Этот пакет, в частности, предусматривает дальнейшее увеличение помощи для новорожденных, повышение минимального уровня зарплат и пенсий, заботу о детях-сиротах, инвалидах и малообеспеченных семьях, повышение доходов военнослужащих, помощь украинскому селу путем увеличения на 20% окладов для работников бюджетной сферы и обеспечения сельских фельдшерско-акушерских пунктов автотранспортом и др. Большинство из этих инициатив или уже нашли свое отражение в статьях бюджета на 2008 год, или же будут внесены в государственную смету после доработки в марте.

Очень важным остается земельный вопрос. Президент настаивает на завершении в этом году выдачи государственных актов на пользование землей, и на утверждении плана мероприятий поэтапного завершения инвентаризации и денежной оценки всех земель. Продолжение моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения содействует только тенизации и криминализации земельных отношений. Именно поэтому Президент Украины раскритиковал продолжение моратория и тот факт, что до сих пор не рассмотрена концепция совершенствования земельных отношений, не приняты базовые для этой сферы законы — о земельном кадастре и рынке земли.

В современном политическом дискурсе господствует конфликт переменчивых популистских взглядов, который фактически перекрывает пространство для альтернативных моделей видения отношений государства и общества. Не является секретом то, что для большинства политических сил вопрос культуры и духовного возрождения нации всегда стоял на втором плане. А наиболее острые и противоречивые из них, как правило, используются по соображениям политической конъюнктуры. Для Виктора Ющенко как политика с твердыми идеологическими убеждениями всегда и везде вопросы национальной памяти и развития нации занимают первоочередное место в общенациональных приоритетах.

Оставив конъюнктурные вопросы оппонентам, Президент отдает свои силы масштабным долгосрочным проектам, которые связаны с до-определением и до-оформлением коллективной национальной идентичности. Обоснование исторического суверенитета нации и коллективная национальная идентичность должны базироваться как на национальной памяти, так и на просветительском, нациосозидетельном дискурсе. Благодаря усилиям Президента было привлечено внимание международного сообщества к трагическим событиям в истории украинского народа — Голодомору 1932— 1933 гг. Приоритетным направлением работы является восстановление и реставрация исторических памятников Украины, в частности, историко-культурных заповедников (София Киевская, Хортица, Херсонес Таврический, Киево-Печерская лавра), гетманских столиц (Чигирин, Батурин, Глухов), духовных центров других народов (Бахчисарай, Умань, Жовква). Все мероприятия, инициируемые Президентом Украины, имеют своей целью достижение глубинной консолидации общества, самоидентификации украинцев, формирования их общего взгляда на прошлое, настоящее и будущее своего народа, упрочение имиджа Украины в мире.

Виктор БАЛОГА, глава Секретариата Президента Украины

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.