Привлекаемые средства идут в основном на финансирование инфраструктурных проектов: строительство и реконструкцию дорог, мостов, транспортных развязок, водоканалов и других коммунальных объектов. Однако произошедшее в последние месяцы резкое удорожание кредитных ресурсов вынуждает мэрии городов откладывать свои облигационные планы. Одно из исключений — дебютный заем Борисполя Киевской обл., осуществленный в последнюю декаду июля.
В ходе состоявшейся 22 июля пресс-конференции журналисты узнали об основных параметрах сделки. Пятилетние именные облигации выпущены при посредничестве андеррайтера выпуска — Укргазбанка — на сумму 9 млн. грн. со ставкой купона 13,5% годовых. Целевое назначение привлекаемых средств — реконструкция городских дорог. Как сообщил мэр Борисполя Анатолий Федорчук, заем как раз покрывает запланированный дефицит городского бюджета на 2008 год, а его погашение будет осуществляться за счет поступлений из двух источников — продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, а также отчуждения собственности города.
“Очень жаль, что нынешний госбюджет не предусматривает ни единой копейки для строительства дорог не только для города Борисполя, но, насколько мне известно, и по всей Украине. Несмотря на то, что наш город расположен очень близко от Киева (в нем, как известно, находится крупнейший международный аэропорт в Украине — “Борисполь”, на долю которого приходится более половины предоставляемых всеми отечественными аэропортами услуг), у нас сложилась не очень хорошая ситуация с дорогами”, — добавил г-н Федорчук.
Рассказывая о процессе подготовки выпуска, одним из главных препятствий мэр Борисполя назвал чрезвычайную громоздкость и длительность процедур. По его словам, если непосредственная подготовка выпуска, после достижения договоренности с андеррайтером, заняла около трех месяцев, то по линии Минфина согласования и перепроверки всех цифр и запятых, а также предоставление всех необходимых справок затянулись почти на год.
“На каком-то этапе нам даже расхотелось заниматься этим вопросом, поскольку из-за сложностей хождений по бюрократическим инстанциям в какой-то момент сложилось впечатление, что кто-то специально мешает нам реализовать этот проект. Я даже был вынужден дозваниваться до одного из заместителей министра финансов, в шутку или всерьез пригрозив, что Борисполь — это не только город, но еще и аэропорт, так что мы вас не выпустим. На следующий день все бумаги были подписаны”, — приоткрыл журналистам некоторые подробности согласовательной “кухни” бориспольский городской голова.
Общаясь с корреспондентом “ЗН”, г-н Федорук посетовал, что бюрократические проволочки уже дорого обошлись городскому бюджету. Только за последние полгода почти в два раза подорожали работы по укладке асфальта. Поэтому если изначально на привлеченные средства планировалось реконструировать более двух десятков улиц, то теперь их количество сократится до десяти. При нынешней инфляции на уровне около 30% в год новые отсрочки означали бы для города новое увеличение затрат.
В этой связи мэр высоко оценил действия организатора выпуска — Укргазбанка, который не только предложил наиболее выгодные условия в ходе тендера, но и пошел навстречу городу, с которым у него сложились давние партнерские отношения. Даже в изменившихся рыночных условиях банк не стал пересматривать условия выпуска или откладывать его.
Выполняя условия ранее достигнутого с мэрией соглашения, андеррайтеру выпуска пришлось самостоятельно выкупить весь объем эмитированных облигаций по заранее оговоренной, но, в общем-то, недостаточно выгодной для него при сложившейся рыночной конъюнктуре ставке.
Дело в том, что денежные ресурсы сейчас обходятся украинским заемщикам значительно дороже, нежели полгода или даже три месяца назад. “Зависли” и остаются нереализованными согласованные с Минфином еще в конце минувшего года планы целого ряда городов по выпуску облигаций на общую сумму более 400 млн. грн. Среди них — Львов (200 млн. грн.), Луцк (30 млн. грн.), Северодонецк (20 млн. грн.), Винница (10 млн. грн.), а также внешний кредит Харькова на сумму до 100 млн. долл. под ставку до 9,5% годовых.
По оценкам аналитиков, с учетом непростой ситуации с гривневой ликвидностью уровень привлекательной доходности в корпоративном секторе колеблется в диапазоне 16—20%, а для муниципального составляет не менее 15%. Муниципалитетам же, при согласовании с Минфином их облигационных планов, устанавливается максимально допустимая планка доходности. Которая в конце прошлого года, естественно, была на уровне значительно более низком, чем была бы сейчас (тогда речь шла о доходности максимум 13—14%). А пересогласование в бюрократических инстанциях — это новые значительные временные издержки…
Как заявил журналистам зампредседателя правления Укргазбанка Сергей Мамедов, в банке посчитали возможным войти в положение своих клиентов в том числе и потому, что ожидают снижения рыночных процентных ставок в связи с дальнейшей постепенной стабилизацией на ресурсном рынке. “В последние несколько недель ресурсный рынок стал более стабильным. Проанализировав динамику остатков на корсчетах банков в НБУ, мы увидим, что перепады, повторявшиеся три месяца подряд, снижены до минимума… Сейчас фондовый рынок находится на дне, должен быть рост, и спрос на муниципальные бумаги, которые имеют высокий уровень ликвидности, будет хорошим”, — сказал банкир. По его прогнозам, если нынешняя доходность размещений трех- и пятилетних муниципальных облигаций ожидается на уровне 15—17%, то к осени она снизится до 13—15%.
Андрей АЛЕКСЕЕВ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.