Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Эффективности ради

[11:54 15 мая 2006 года ] [ Киевский телеграф, №18 ]

Без закона об управлении госсобственностью перекидывание казенных акций от одного органа к другому не прекратится.

Несмотря на появившееся за последние годы мнение о том, что государство и эффективный собственник — вещи несовместимые, желающих поуправлять государственной собственностью или хоть как-то поучаствовать в этом не убавилось. Недавно с новой инициативой в этом вопросе выступило Министерство экономики. Согласно проекту постановления, опубликованному на сайте этого ведомства, Кабинету министров предлагается вернуть право принимать решения о передаче в управление акций, долей и паев, принадлежащих государству в уставных фондах хозяйственных обществ. Представители ФГИ сразу заявили, что данный документ направлен на создание условий для бесконтрольного распоряжения государственными активами. Вместе с тем единого закона, который мог бы регулировать все вопросы управления государственной собственностью, в Украине нет.

Недавно на сайте Министерства экономики Украины был обнародован проект правительственного постановления “О восстановлении действия Положения о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 21 сентября 1998 года №1482, и признании утратившим силу постановления Кабинета министров Украины от 24 мая 1999 года №887”. С помощью данного документа Кабинет министров Украины намеревается вернуть себе право передавать в управление различным государственным органам акции предприятий, находящиеся в государственной собственности. Именно такая функция в числе других была возложена на Кабинет министров постановлением от 21 сентября 1998 года.

Однако долго заниматься этим видом деятельности Кабмину не пришлось. Уже через несколько месяцев “с целью усовершенствования механизма управления государственными корпоративными правами” в Украине было создано Национальное агентство по управлению государственными корпоративными правами, и, согласно правительственному постановлению от 24 мая 1999 года, все акции, доли и паи, принадлежащие государству в уставных фондах хозяйственных обществ, были переданы ему.

Но 15 декабря 1999 года “с целью усовершенствования структуры органов исполнительной власти” и опять же “повышения эффективности государственного управления” президент Леонид Кучма ликвидировал Национальное агентство по управлению государственными корпоративными правами, а все его функции передал Фонду государственного имущества Украины.

На этом инициативы исполнительной власти по усовершенствованию управления государственной собственностью прекратились аж до 2005 года, после чего в информационное пространство одна за другой были выброшены несколько свеженьких идей. Первой была инициатива тогдашнего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. В начале 2005 года она заявила, что для улучшения управления государственным имуществом Кабинет министров намерен создать при Фонде госимущества агентство по управлению государственной собственностью.

А совсем недавно, в апреле этого года, новая идея родилась в Министерстве промышленной политики. Там заявили, что предприятия, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, должны быть переданы в управление профильных министерств, и подготовили проект распоряжения Кабинета министров “О передаче Минпромполитики полномочий по управлению корпоративными правами хозяйственных обществ”. Правда, эту идею сразу раскритиковал министр экономики Арсений Яценюк. Он заявил, что за последние пять лет в результате управления министерствами государственным сектором возбуждено 1778 дел о банкротстве государственных компаний. “Это является прекрасной цифрой наших результатов хозяйствования за последние пять лет”, — подытожил он.

По данным Единого государственного реестра предприятий, организаций и учреждений, озвученным Госкомстатом, на сегодняшний день функции управления государственным имуществом осуществляет 141 орган исполнительной власти. Этим органам подчинены 42 373 юридических лица, которые действуют на основе государственной формы собственности.

Повысить эффективность управления этими предприятиями в Кабмине попытались даже с помощью материального стимулирования их руководителей. Так, 19 апреля было принято постановление, которым вводится премирование руководителей эффективно работающих предприятий за счет части прибыли этих предприятий.

Кому выбирать управленцев

Теперь же Кабинет министров может вернуть себе право передавать в управление государственным органам акции, доли и паи, принадлежащие государству в уставных фондах хозяйственных обществ. Об этом речь идет в уже упомянутом проекте постановления “О восстановлении действия Положения о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 21 сентября 1998 года №1482, и признании утратившим силу постановления Кабинета министров Украины от 24 мая 1999 года №887”.

В анализе регуляторного влияния кабминовцы апеллируют к Конституции Украины, а также к Закону “О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности”. Справедливости ради следует отметить, что статья 116 Конституции Украины действительно гласит, что Кабмин “осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом”. Однако о праве передачи в управление собственности другим государственным органам там речь не идет. А Закон “О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности” предусматривает, что инициатива относительно передачи объектов права государственной и коммунальной собственности может исходить “от органов, уполномоченных управлять государственной собственностью”. А это, как уже говорилось, 141 орган исполнительной власти. Вместе с тем исключительное право Кабинета министров принимать решения о передаче акций, долей и паев, принадлежащих государству в уставных фондах хозяйственных обществ, данным законом действительно предусмотрено. Но только в том случае, если речь идет о передаче этих акций, долей и паев из государственной в коммунальную собственность. Проще говоря, право Кабмина передавать в управление акции, принадлежащие государству, далеко не так очевидно.

Вместе с тем, по словам нынешнего главы Фонда государственного имущества Валентины Семенюк, инициатива Минэкономики вернуть Кабинету министров Украины право принимать решения о передаче в управление акций, принадлежащих государству в уставных фондах хозяйственных обществ, направлена на создание условий для бесконтрольного распоряжения государственными активами. По ее мнению, этот документ позволит не только передавать в управление, но и отчуждать государственные активы, пользуясь пробелами в украинском законодательстве.

Дело в том, что, согласно статье 75 Хозяйственного кодекса, “отчуждать, отдавать в залог имущественные объекты, принадлежащие к основным фондам, сдавать в аренду целостные имущественные комплексы структурных единиц и подразделений государственное коммерческое предприятие может только по предварительному согласию органа, к сфере управления которого оно относится”. Кроме того, по согласованию с таким органом предприятие может списывать с баланса не полностью амортизированные основные фонды.

Закона как не было, так и нет

По мнению Валентины Семенюк, окончательно решить все вопросы управления госсобственностью можно лишь с принятием Закона “Об управлении объектами государственной собственности”. Несмотря на то что несколько таких законов выносились на рассмотрение Верховной Рады и даже принимались ею несколько раз, законодательного разрешения проблемы управления госсобственностью до сих пор нет.

За последние девять лет в Верховной Раде Украины было зарегистрировано пять законопроектов об управлении госсобственностью. Однако быть принятыми посчастливилось только двум из них, а вступившими в действие — ни одному. В сентябре 2003 года парламент принял проект Закона “Об управлении объектами государственной собственности”, поданный Анатолием Кинахом. Тогда на него наложил вето президент Украины Леонид Кучма, а позже проект и вовсе был отклонен.

В августе 2004 года появился новый законопроект, предложенный Валентиной Семенюк. Этому проекту повезло чуточку больше — он дважды принимался Верховной Радой, однако Президент Украины (теперь уже Виктор Ющенко, так как первый раз законопроект был принят 1 ноября 2005 года) дважды накладывал на него вето.

Данный законопроект предусматривал целый ряд новшеств. К примеру, именно в нем впервые шла речь о вознаграждении руководителей государственных предприятий по результатам финансово-экономической деятельности за счет чистой прибыли этих предприятий (так что нетрудно догадаться, откуда такая замечательная идея появилась у Кабмина, издавшего соответствующее распоряжение). Согласно законопроекту, порядок предоставления, условия и конкретные размеры вознаграждения должны определяться Кабинетом министров Украины и являться частью трудового контракта с руководителем государственного предприятия.

Также в законопроекте впервые давалось определение таким понятиям, как государственное акционерное общество и государственная холдинговая компания. Это факт весьма немаловажный, ведь несмотря на наличие в Украине целого ряда ГАК, НАК и ГАХК, являющихся подчас крупнейшими отечественными предприятиями, ни одного из этих понятий в украинском законодательстве, включая и Хозяйственный кодекс, не существует.

Согласно законопроекту, государственное акционерное общество — это открытое акционерное общество, не менее 75% акций которого принадлежат государству. Учредителем ГАК может являться определенный Кабинетом министров Украины уполномоченный орган управления. ГАК может создаваться и путем реорганизации госпредприятия (которое не подлежит приватизации, но может быть корпоратизировано) в открытое акционерное общество. Обязательным условием проведения дополнительной эмиссии акций государственного акционерного общества является сохранение корпоративных прав государства в размере не менее 75% уставного фонда этого общества.

Кроме того, законопроект определяет понятие “управление объектами государственной собственности”, четко выписывает перечень объектов и субъектов управления, а также определяет полномочия каждого из субъектов управления. Естественно, отдельные разделы закона посвящены контролю за выполнением функций по управлению объектами государственной собственности и использованием государственного имущества, а также ответственности за нарушение законодательства в вопросах управления объектами государственной собственности.

Очевидно, что какие-то недоработки в этом законопроекте были. Так же как очевидно и то, что принимать Закон “Об управлении объектами государственной собственности” все равно нужно. Иначе украинские министерства так и будут строчить один проект постановления за другим, перекидывая при этом функции управления от одного органа к другому. А мы так и будем гадать, кто же и как должен управлять государственной собственностью, чтобы государственные предприятия как минимум не банкротились одно за другим, а как максимум — эффективно работали, принося достойную прибыль и в государственный бюджет, и в кошельки собственных сотрудников.

Ирина СВЕТИКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.