Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сийм Каллас: “Нельзя служить двум богам”

[12:52 30 июня 2005 года ] [ День, №114 ]

Основным коррупционным риском для Украины является смешивание бизнеса и власти. Об этом заявил вице-президент Еврокомиссии по административным вопросам, аудиту и борьбе с мошенничеством Сийм Каллас.

“Самая главная проблема — это смешивание бизнеса и государственной службы”, — сказал он. По его словам, на 100% избежать этого нельзя, и такие проблемы касаются не только Украины. Однако, отмечает Каллас, необходимы четкие правила и прозрачность в этих вопросах. В частности, он привел в качестве примера страны ЕС и собственно Еврокомиссию, чиновники которой обязаны составлять декларацию о своих экономических интересах. В Киеве он имел встречи с Виктором Ющенко, Петром Порошенко, Романом Зваричем, Романом Бессмертным, Владимиром Стретовичем. Господин Каллас также согласился дать интервью газете “День”. Во время его визита стало известно, что Еврокомиссия намерена предоставить Украине в виде грантов около 20 миллионов евро на введение административной, судебной реформ, а также на борьбу с коррупцией.

— Одна из тем, которая обсуждалась во время вашего пребывания в Киеве, — административная реформа. Какова ваша оценка усилий украинской власти в этом направлении? Некоторые эксперты указывают на отсутствие у украинского руководства четкой стратегии, что в свою очередь стало причиной непродуманных шагов в этой сфере реформирования...

— В цели моего визита не входило давать оценки хода административной реформы. В то же время ЕС видит сильное стремление Украины ее проводить. В План действий Украина — ЕС включены все вопросы, воплощение которых приведет к значительным позитивным изменениям в государстве.

— Какой может быть помощь Евросоюза Украине на этом пути?

— Мы предусматриваем несколько инструментов помощи. Мы можем пригласить украинцев посетить Еврокомиссию, государства-члены ЕС, чтобы они смогли убедиться в результатах админреформы. Мы будем предоставлять собственную информацию и все необходимые данные по административной реформе, которая была проведена в странах ЕС и в других государствах мира. Для этого соответственно выделяется и немалое финансирование. Мы можем поделиться опытом построения современного государственного управления. Современное государственное управление должно опираться на прозрачность. Украине для этого нужно сделать немало шагов. Сегодня мы живем в открытом мире, и вы должны работать в этом открытом мире, опираясь на принцип прозрачности в действиях. Также необходимо установить системы аудита и контроля. Аудит должен проводиться на очень высоком уровне. Это значительный, очень технологический процесс, но он дает хорошую отдачу, хорошие результаты. В частности, он позволит избежать недобросовестного использования средств. Для этого необходимо установить прозрачные правила, и что важно — обеспечить публичность принятия решений. Это мы называем вопросами персональной интеграции. Невозможно служить двум богам, если вы работаете в системе государственного управления: необходимо разграничивать бизнес и политику. Если вы занимаетесь бизнесом, то должны об этом честно заявить в случае государственной работы. Если у определенного государственного служащего есть какие-то экономические связи, то они должны быть абсолютно прозрачными.

— Вы — известный в Эстонии политик, трижды были депутатом, проводили монетарную реформу в стране, занимали должность премьер-министра. Если взять для примера Эстонию, в которой проведена административная реформа, то приблизительно на каком этапе сейчас находится Украина? Состояние дел в Украине — это 1993-й, 1995-й или другой “эстонский” год?

— Интересный вопрос. Впрочем, Украина — не Эстония. У наших стран разные исторические предпосылки. Но что я сегодня увидел в Украине? Это желание проводить административную и экономическую реформы. У нас также был значительный энтузиазм после того, как Эстония обрела независимость. Очень важно, что в Украине тоже есть желание. Именно сегодня следует предпринимать многие шаги, поскольку позже будет намного труднее принять решение. Я думаю, что приблизительно такие же настроения существовали в Эстонии в середине 1990-х годов. В Эстонии тоже была плохая экономическая ситуация в начале. Экономические показатели Украины сегодня довольно хороши. Сравнивать всегда сложно. Но своеобразная романтическая готовность двигаться вперед также присутствовала в Эстонии и после того, как мы приняли конституцию, и после того, как начали реформироваться. Однако потом наступает очень длительный период тяжелой работы. Особенно это касается введения новой правовой среды. Безусловно, экономические изменения очень важны, но принцип верховенства права является абсолютно другой философией. Когда вы начинаете вводить все законы, которые обеспечивают этот принцип, то тогда понимаете, что это совсем другая логика. Например, я в свое время был ответственен за введение закона о конкуренции. Только после того, как воплощаешь новую систему в жизнь, то начинаешь осознавать, что такое справедливая конкуренция и какую сложную систему следует ввести, чтобы ее обеспечить.

— Как вы оцениваете готовность Украины сотрудничать с Евросоюзом в вопросе борьбы с коррупцией?

— ЕС может представить много информации в этой очень чувствительной сфере. Борьба с коррупцией предполагает значительную работу. Она требует прозрачности, отделения бизнеса от политики. У вас должны быть очень четкие и прозрачные правила в процессе принятия решений. Борьба с коррупцией состоит в создании такой предохранительной системы, когда государственный служащий, принимающий решение, будет находиться под постоянным общественным контролем. Вы должны это сделать. Если у вас будут хорошие экономические перспективы, однако в то же время ваша страна будет находиться на последнем месте в плане прозрачности, то последний фактор может все разрушить. Это будет бросать тень на все, что бы вы не делали. Вы должны бороться не только с предпосылками, вы также должны ликвидировать саму почву коррупции. Для этого необходимо установить четкую и простую систему налогообложения.

— В Украине сейчас говорят, что из-за намерения власти бороться с коррупцией значительно выросло взяточництво — мол, это своеобразная реакция на повышенные взятки. Похоже на то, что борьба с коррупцией приносит нежелательные результаты...

— Если вы ограничите пространство для коррупции, то будет намного легче бороться с конкретными делами. Если вы ограничиваете возможности, когда у вас не будет почвы для коррупции, то она не будет носить массовый характер. После этого будет легче выявлять случаи коррупции. В любом случае на 100% невозможно ее искоренить. С этой проблемой можно встретиться где угодно — даже в некоторых странах- членах ЕС. Но если у вас только одиночные случаи, то намного проще их обнаружить. Если же таких случаев много, то и нереально обнаружить всех коррупционеров. Очень важно, чтобы вы имели надлежащую систему предохранения, в которой государственный служащий не может служить двум богам. Его деятельность должна быть видимой, подотчетной. Правила должны быть простыми и прозрачными. Соответствующий аудит деятельности государственного чиновника должен позволять отследить, не допустил ли он противозаконных действий.

— Коррупция — одна из основных проблем, которая препятствовала Румынии получить членство в ЕС. Что должна делать Украина, чтобы не допустить ошибок соседней страны?

— Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку не очень знаком с ситуацией в Румынии. Вероятно, речь идет о реформировании судебной ветви власти, об отделении бизнеса от политики — как можно большего отделения, потому что полностью вы не сможете избежать политических решений в экономике. Очень важно видеть, какими могут быть экономические интересы тех, кто принимает решения. Имидж коррумпированной страны может все уничтожить. Это ясный совет. И эта проблема должна быть принята к сведению очень серьезно.

— Во время встреч в Киеве вы поднимали вопрос совмещения бизнеса и государственной службы украинскими политиками?

— Нет, я об этом не говорил. Бизнесмены в правительстве — это не противозаконно. Но все должны знать, где могут быть эти экономические интересы использованы. Например, один мой коллега-комиссар принимает активное участие в бизнес-жизни и занимает главные должности в крупных корпорациях. Если определенные политические решения касаются именно этих корпораций, то решение по таким вопросам будет передано другим лицам. Поэтому присутствие бизнесменов во власти не является противозаконным, просто все должно быть видимым и подотчетным. Или, например, когда вы приватизировали крупное предприятие, и вдруг становится известно, что представитель структуры, которая занималась приватизацией, или член парламента как-то влияли на принятие приватизационного решения в вашу пользу, то это — настоящий крах, настоящий удар. В этом проблема, и с этим необходимо бороться.

Сергей СОЛОДКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.