Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Инвестора защитит высокая норма прибыли

[10:15 13 апреля 2005 года ] [ День, №65 ]

“Мы должны прийти к тому, что министерство будет чисто функциональным: будет вырабатывать правила игры, расставлять приоритеты и проводить техническую политику”.

Украинская делегация возвратилась из Нью-Йорка, где только что завершился форум “Украинско-американские бизнес-сети”, организованный и проведенный усилиями украинской диаспоры в Америке накануне визита в США Президента Украины Виктора Ющенко. Молодой министр Владимир Шандра был на форуме одной из центральных фигур. Ему приходилось не только неоднократно выступать на пленарных заседаниях и секциях, но и даже в перерывах на ланч отвечать на множество вопросов потенциальных инвесторов. Для украинских журналистов времени не хватало. Это интервью состоялось на борту самолета.

— Возможны ли прямые иностранные инвестиции в государственный сектор украинской промышленности?

— Инвестиции возможны, безусловно, но не в уставной капитал, а в оборудование или оборотными средствами в государственные и казенные предприятия. Конечно, они будут делаться без смены собственника.

— Так что заинтересует инвестора, если у него не будет собственности в таких предприятиях?

— А как банк дает кредит, совсем не рассчитывая стать собственником? Так же государственная или частная компания может предоставлять предприятию оборудование на условиях лизинга, не планируя стать его собственником, и на этом просто зарабатывает. Существует очень много схем зарабатывания денег, не будучи собственником.

— Значит, иностранному инвестору, вкладывая деньги в государственные предприятия, следует также идти подобным путем?

— Именно так.

— Имеются ли у вас, как у министра, приоритеты среди отраслей промышленности? Какие из них следует, по вашему мнению, развивать, надеясь на их наибольшую эффективность и пользу для страны?

— Безусловно, нам бы хотелось, в первую очередь, развивать те отрасли, которые имеют наибольшую наукоемкость, наиболее технологичные, имеющие наибольшие ноу-хау и те, где преобладает не сырье, а высококвалифицированный труд, где возможны инновации. Это машиностроение, авиастроение, а также легкая промышленность.

— Хотелось бы, но сможется ли?

— Легкая промышленность реально поднимается (в прошлом году почти на 30%). Машиностроение — около 26%. Я думаю, будут серьезные сдвиги и в авиации. Судостроение также над этим работает.

— Вы надеетесь, что прошлогодние темпы в этом году сохранятся?

— Да, я даже надеюсь, что они будут лучше.

— А каким образом, если закон о бюджете лишил эти отрасли льгот и дотаций?

— Есть множество других способов. У них забрали некоторые льготы. Но льготы по налогу на землю практически сохранились на этот год. И вообще промышленности следует переходить на другую модель работы, ту, которая принята в Европе, где нет прямых дотаций из бюджета на развитие отраслей. Есть другие виды помощи, например, технические кредиты и тому подобное. А бюджет должен в основном выполнять свою социальную функцию: давать деньги бюджетникам, пенсионерам и всем остальным гражданам, которые не способны заработать на достойную человека жизнь. Государственные и частные предприятия должны зарабатывать средства, а государство должно стимулировать развитие отраслей промышленности.

— А чем поддерживать и стимулировать?

— Механизмы разрабатываются. Например, вступление во Всемирную торговую организацию — это также серьезная поддержка горно-металлургического комплекса, чем снимаются барьеры для наших товаров для выхода на внешние рынки. Поддержка заключается также в том, что мы создаем равные условия для всех предприятий, независимо от того, к какой финансово-промышленной группе они принадлежат. Среди факторов поддержки снижение налогового давления, ведь за последние два года уменьшен налог на прибыль и начисления на зарплату, и работа в этом направлении продолжится.

— Будет ли содействовать развитию государственных предприятий и предприятий с долей государственного капитала то, что отныне государство будет отбирать у них половину прибыли?

— К сожалению, 2005 год будет довольно сложным. Ведь в прошлом году приняты достаточно серьезные социальные законы. И каждому украинцу небезразлично, как живут на нищенскую пенсию пожилые люди. Государство должно заботиться о них. А поскольку оно, как собственник, распоряжается прибылью предприятий, которые контролирует, то и было принято решение забрать 50% прибыли и направить его в более приоритетные на данный момент сферы. А в этом году таковой является социальная сфера. Но это не означает, что так будет всегда. Кроме того, я могу привести много примеров, когда и частные собственники забирают прибыль. И даже больше, чем 50%. Это — право собственника.

— Как вы будете взаимодействовать с Фондом госимущества в управлении государственными предприятиями и корпоративными правами государства на частных предприятиях?

— Это действительно болезненный вопрос, поскольку в сфере влияния Минпромполитики приблизительно 2,5 тысячи предприятий. В нашем штате есть специалисты, которые понимают специфику и технологию каждого из этих заводов. Мы будем поднимать вопрос, чтобы имуществом этих предприятий управляло все-таки наше министерство. Но это, разумеется, временно. Мы должны прийти к тому, что министерство будет чисто функциональным: будет вырабатывать правила игры, расставлять приоритеты и проводить техническую политику. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать для государственных и частных предприятий равные условия. Ведь сегодня государственные предприятия проигрывают. Хотя бы в том, что их топ-менеджмент получает намного меньшую зарплату, чем руководители в частных структурах. Кроме того, у них намного меньше прав. Процедуры принятия решений очень сложные. Мы будем работать над тем, чтобы решить эти проблемы. В частности, зарплата команды топ-менеджеров будет привязана к прибыли, к темпам развития предприятия.

— Как можно повысить уровень переработки продукции отечественных предприятий?

— Это означает развивать судо-, авиа-, машиностроение. К сожалению, в этих отраслях деньги оборачиваются медленно, долго. Например, на строительство корабля требуется от трех до пяти лет. Значит, нужны дешевые и в то же время длинные деньги. Но, к сожалению, украинская банковская система является сегодня тормозом развития промышленности. Кредит на пять лет под 20-22%, во-первых, трудно и получить, а во-вторых, возвращать — очень дорого. Поэтому мы работаем с банками, добиваясь улучшения условий кредитования. Ведь в Европе среднесрочный кредит предоставляется на срок 5-7 лет. А у нас это практически нереально.

— На форуме “Украинско-американские бизнес-сети”, в частности, говорилось о том, что само слово “Украина” должно быть брендом. Вы верите в такую возможность?

— Если бы не верил, то, наверное, и не работал бы министром. У нас колоссальный потенциал. И самое главное в нем — прекрасные люди. Я верю, что мы догоним и перегоним Европу. Нужно только время, труд и понимание того, что мы хотим. Страна должна объединиться вокруг идеи развития.

— Известно, что сегодня промышленности уже не хватает рабочих рук и, главное, высококвалифицированных. Во многих отраслях отмечается старение работающих. Как вы думаете с этим бороться?

— В советские времена профтехучилища и техникумы играли заметную роль в подготовке кадров. К сожалению, в период независимости это было потеряно. И сегодня в промышленности утрачена прослойка людей от тридцати лет и больше, которые составляли основу среди специалистов-станочников и рабочих других профессий. Крупные заводы открывают свои профтехучилища. Это серьезная проблема, и правительство над ней работает. Надеюсь, вскоре будет принято соответствующее решение.

— Каким образом ваше министерство будет делать вклад в решение задачи, поставленной Президентом — увеличить количество рабочих мест на 5 миллионов?

— Мы будем работать над тем, чтобы в Украину пришли внешние инвестиции, а также чтобы и украинский капитал вкладывал деньги в обновление основных фондов, развивал производство на территории Украины. Мы будем создавать условия для этого, чтобы инвесторам, как внутренним, так и внешним, было интересно работать, чтобы они поверили, что намного перспективнее построить завод в Украине, чем в Китае, или в Европе.

— А почему в Украине перспективнее?

— У них должна быть уверенность, что их капитал защищен, а также они должны знать, что в Украине норма прибыли выше, чем в других странах.

— Но не получат ли инвесторы плохой сигнал, когда мы начинаем разбираться с “Криворожсталью”? Не считаете ли вы, что мы бы получили больше инвестиций, если бы не трогали это предприятие и его нынешних владельцев?

— Наоборот, мы даем им хороший сигнал. Ведь вы знаете, как трудно проходила сама процедура приватизации этого предприятия. Тогда парламент более чем 300 голосами принял решение вывести “Криворожсталь” из списка приватизированных объектов. Этому помешало вето тогдашнего Президента, которое, к сожалению, не удалось преодолеть, поскольку Президент очень серьезно вмешался... И условия, выработанные для приватизации “Криворожстали”, были выписаны не прозрачно, подогнаны под одну компанию, которая специально создавалась. Это все видели. И рассмотрение в суде этого вопроса, — я подчеркиваю, решение должен принять суд, — будет, по моему убеждению позитивным сигналом. Ведь уже много инвесторов хотят участвовать в новом конкурсе, который будет объявлен, если суд примет позитивное решение. Правда, решение о том, будут ли пересмотрены условия конкурса или состоится дальнейшая продажа, будет принимать только суд.

— Но как вы можете полагаться на решение суда, если ваш коллега Зварич сказал, что в Украине суды коррумпированы и им нельзя доверять?

— Как правило, это относится к судьям первых инстанций, и есть все-таки надежда, что в условиях, когда за процессом наблюдают миллионы людей, когда там стоит телекамера, а с обеих сторон выступают лучшие адвокаты, то можно надеяться, что решение суда будет справедливым.

— Ощутили ли вы на форуме “Украинско-американские бизнес-сети”, который только что закончился в Нью-Йорке, повышенный интерес американских инвесторов к Украине?

— Ощутил. За три недели до этого форума я был также на инвестиционной конференции в Лондоне и убедился, что интерес к Украине есть и очень многие инвесторы интересовались, на каких условиях можно инвестировать, какие гарантии у них будут.

— А вы могли бы назвать хоть один конкретный контракт об инвестициях, который уже заключен?

— Минпромполитики идет к идеалу относительно принципов управления экономикой и, как центральный орган государственного управления, не заключает никаких хозяйственных соглашений.

— Так, может, вы хоть были свидетелем подписания таких соглашений?

— Я общаюсь с губернаторами многих областей, и они приходят ко мне с реальными инвесторами, которые хотят пообщаться с министром, убедиться в том, что их вложения имеют перспективы. Такие проекты были.

— Но ведь это не контракты, а только разговоры о них... Вы должны были бы знать, если бы крупный завод нечто подобное заключил.

— Не обязательно. Мы работаем только 50 дней и не визируем контрактов. Вот подведем итоги первого квартала, и я обязательно вам сообщу.

Беседовал Виталий КНЯЖАНСКИЙ, Киев — Нью-Йорк — Киев

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.