Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как в Харькове создавалась машиностроительная империя

[09:20 24 июля 2008 года ] [ Дело, 24 июля 2008 ]

История создания Украинской промышленной энергетической компании (УПЭК) — классика капитализации по-украински.

У ее истоков стоит харьковский бизнесмен Анатолий Гиршфельд. В конце 1990-х ему удалось скупить ряд обанкротившихся предприятий. На их базе харьковчанин в 1995 году и создал группу УПЭК, в которую сегодня входят пять машиностроительных заводов.

По словам предпринимателя, в организации бизнеса покровителей у него не было. Однако в Харькове говорят, что дело не обошлось без помощи местных властей. И в частности бывшего председателя Харьковской облгосадминистрации Евгения Кушнарева.

Имея такие “металлические” активы, Гиршфельд мог неплохо заработать, распиливая заводы на металлолом, как это было принято в те годы. Но он решил, что развивать производство куда более перспективно. И сегодня уже можно говорить о некоторой реализации этих перспектив. Так, одно из предприятий, входящих в структуру группы, — Харьковский подшипниковый завод (ХАРП) — завершило 2007 год с чистым доходом в 311,5 миллиона гривен. В то время как его убытки составили 4 миллиона гривен. При том что в 2006 году убыточность предприятия была почти в четыре раза выше.

Какова капитализация его детища сегодня, Анатолий не говорит. Инвестиционные же аналитики утверждают, что его бизнес стоит 120-150 миллионов долларов.

Торговое начало

Имея в своем распоряжении безнадежно устаревшее оборудование, Анатолий Гиршфельд не мог себе позволить сразу запустить свое производство. Начинать пришлось с торговли. Отсутствие трейдеров-посредников в то время было, пожалуй, наиболее актуальной проблемой машиностроительного рынка. Многие украинские машиностроители выпускали продукцию, которая предназначалась для заводов, находящихся за пределами Украины. А после развала Союза торговые контакты между странами были потеряны.

Тогда УПЭК занялась восстановлением связей с российскими предприятиями, предлагая им украинские запчасти и металлопрокат. “Тем самым мы восстанавливали производственные цепочки предприятий, пострадавших от развала советской системы госпланирования”, — вспоминает харьковский бизнесмен.

На российский ВАЗ группа УПЭК поставляла прокат “Днепроспецстали”, на подшипниковые заводы — металл, а украинские подшипники — на российские машиностроительные предприятия. “В середине 1990-х директора многих предприятий еще не понимали, что значит работать в рыночных условиях, — рассказывает Гиршфельд. — Управленцы не знали, кому продавать продукцию, какой товар пользуется спросом, где купить сырье. Мы помогали им: налаживали поставки и сбыт, были посредниками между заводами. Когда группа занялась производством, этот опыт очень помог в продвижении нашего товара”.

Производственный старт

Производственная история для УПЭК началась с ХАРП. “УПЭК традиционно поставляла на ХАРП металл для производства подшипников. В 1999 году завод на полгода остановился. Это было связано, с одной стороны, с глубоким кризисом в отрасли сельхозмашиностроения, с другой — неудачным акционированием завода. Не видя выхода из этой ситуации, руководство завода обратилось к УПЭК с предложением стать акционером и приобрести пакет акций, принадлежавших руководству предприятия”, — рассказывает Анатолий.

Бизнесмен выкупил миноритарный пакет акций, принадлежавший руководству компании. Но еще одним владельцем практически такого же пакета акций была инвестиционная группа “Сигма Блейзер”. Среди совладельцев началась борьба за решающие 10%, принадлежавшие государственному АО “Госинвест Украина”. С госкомпанией договориться удалось УПЭК.

Машиностроительный набор

УПЭК после установления контроля над ХАРП продолжила пополнять свои машиностроительные активы. Следующим был Харьковский станкостроительный завод им. С.В. Косиора. Компании нужен был станкостроитель. Ведь ее руководители планировали модернизировать завод подшипников. “В то время шла борьба за контроль над предприятием. Его пыталась захватить одна из киевских бизнес-групп”, — вспоминает Анатолий. По словам предпринимателя, за помощью он обратился к Евгению Кушнареву: “Разговор был непростой, но я сумел убедить Кушнарева. В итоге мы приобрели контрольный пакет акций у киевлян”.

Но, пожалуй, самым крупным приобретением группы стал Лозовский кузнечно-механический завод. “Это предприятие в свое время было жестко привязано к Харьковскому тракторному заводу (ХТЗ). И когда в 2001 году харьковские тракторы пошли “под откос”, они потянули за собой и завод, поскольку до 90% продукции из Лозовой шло в Харьков. Убытки достигали более 70 миллионов гривен. Директор завода предложил нам крупный пакет акций. Окончательная его скупка завершилась только в 2004-м”, — делится историей приобретения Анатолий.

Справедливости ради следует сказать, что акции предприятий скупались не только у директоров заводов. Приходилось вести торги и на вторичном рынке — с населением. Конкуренты УПЭК утверждают, что харьковская бизнес-группа искусственно доводила до банкротства потенциальные объекты для поглощения.

До прошлого года в активах Гиршфельда числилось еще одно машиностроительное предприятие — Лозовский комбайновый завод (ЛКЗ). В управлении УПЭК находился 50%-ный пакет акций. Остальная часть принадлежала российской компании “Сибмашхолдинг”. На базе ЛКЗ партнеры производили комбайны “Енисей”.

Но в мае 2007-го УПЭК объявила о выходе из “комбайнового” проекта и продала свою долю ЛКЗ россиянам. Гиршфельд, поясняя причину поступка, говорит, что российский партнер не смог выработать стратегию продвижения своей продукции на украинский рынок.

“С 2004 по 2007 год состав акционеров “Сибмашхолдинга” сменился дважды, при этом в действиях

концерна на украинском рынке не просматривалось никакой преемственности”, — говорит президент УПЭК.

Виталий ЕРМАКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.