Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сергей Шевчук: “Политика стандартов наших европейских партнеров очень коварна”

Замглавы комитета Рады по вопросам европейской интеграции Сергей Шевчук рассказал о том, как проходят переговоры по новому усиленному соглашению Украина-ЕС и какие подводные камни нас еще ждут на пути в Европу.

— Насколько принятие политической части усиленного соглашения Украина-ЕС повлияет на экономическую сторону наших отношений?

Украина хочет четкого и однозначного ответа от ЕС, который бы определил перспективы членства в этой организации. Но нам говорят: подтяните свои экономические показатели, создайте нормальный рынок, впустите европейские товары. И только после этого будем говорить о политической составляющей. Политика стандартов наших европейских партнеров очень коварна.

— В чем именно?

В том, что вначале изыскиваются некие стандарты. А потом нам говорят, что мы под эти стандарты не подходим. Такая политика существует не только в Евросоюзе, но и в России. По сути, это один из способов достижения своих односторонних интересов, политика рычагов.

— Как вы оцениваете результаты третьего раунда переговоров о зоне свободной торговли с ЕС?

Любой переговорный процесс имеет стадию публичности и период тяжелых дебатов. Сегодня — это стадия тяжелых и непростых переговоров. Эти сложности объясняются как нашими внутренними проблемами, так и проблемами, которые существуют в самом ЕС. Поэтому открыто говорить о каких-то продвижениях сложно. Каждая сторона набирает пакет собственных аргументов и контраргументов для переговоров. Хотя, как мне кажется, контраргументов сегодня больше.

— Какие именно контраргументы вы сейчас имеете в виду?

Традиционные. Что на простом языке приблизительно звучало бы так: “Извините, но нас уже 27. Это и так большая семья. Мы не знаем, что делать с новыми членами, которые только вступили в ЕС, как подтянуть их экономический уровень, обеспечить соответствующий уровень демократии. К тому же появилась новая проблема с Ирландией. И если вы будете очень настойчивы, это не пойдет вам на пользу”. Такие разговоры можно слышать, во всяком случае, в кулуарах. Наперед было известно, что переговоры будут тяжелыми. Период внутренней нестабильности показывает, что отношение к нашей стране, где не существует столь частой смены правительства и где можно говорить об определенной среднесрочной перспективе и стабильности, получает другой оттенок, нежели к государству Украина. Но важно уже то, что руководство нашей страны — президент, правительство и парламент (его большинство) — говорят о единой позиции.

— Является ли восточноевропейское партнерство способом откреститься от Украины?

Совершенно с вами согласен. Сначала нам предлагают европейскую политику соседства. Но этот период рано или поздно должен завершиться. Сейчас нам говорят, чтобы мы создавали такой себе восточный Европарламент, куда бы вошли парламентарии Беларуси, Молдовы, Украины и республик Кавказа, что однозначно нам невыгодно. Уровень развития демократии и влияние на геополитические процессы Украины отличаются от наших соседей. Скорее всего, Европа боится политических терминов, боится конкретизации статьи Римского договора, где сказано, что “любое европейское государство потенциально может стать членом ЕС”.

Также существует традиционный штамп, что “без НАТО нам не стать членом ЕС”. Я являюсь сторонником евроинтеграции, но у меня часто возникает вопрос: не предлагают ли нам путь Турции, которая является членом НАТО, но абсолютно неизвестно, когда еще станет членом ЕС?

Возможно, нам нужно проанализировать опыт тех стран, которые не являются членами ЕС, но выглядят не хуже, а иногда и мощнее стран ЕС. Например, Норвегии, которую приглашают на европейские собрания в качестве гостя, но, когда разговор идет о спонсорстве и финансировании проектов, ей уступают место. Пользуясь тем, что она является мощным государством (и остается таковым из-за достаточно больших запасов энергоресурсов), она играет важную роль, не пытаясь найти защиту в международных или внутренних документах.

— Что для Украины может означать участие в Европейском экономическом сообществе? Возможность давить на российский “Газпром” или что-то еще?

Противником такого объединения определенное время действительно была российская сторона. Что касается Украины, то это еще один механизм представления нашего государства как надежного транзитного партнера и государства, у которого есть запасы газа и нефти на шельфе Черного моря. Нам нужно принимать активное участие в таких форумах. Ведь известно, что виновен тот, кто отсутствует.

— Какая от этого денежная выгода для Украины?

Не хочется фантазировать. Безусловно, у нас существует четкая привязанность между ценой на азиатский и российский газ и ценой на транзит. Но это на ближайшие годы. Дальше должны быть общие правила игры и унифицированные подходы к любому государству. Словакия, Польша, та же Бельгия, которая стремится играть роль страны — распределителя российского газа после Германии. И политический результат принесет с собой унификацию тарифов и снижение уровня коррупции. Ведь если говорить о тех структурах, которые присутствуют в последние годы в украинско-российских отношениях, то в Европе такое просто не принято. В своей деятельности нам нужно принять за основу европейские подходы — понятные, транспарентные и четкие.

— Насколько эффективно проходит адаптация нашего законодательства к законодательству ЕС?

Достаточно вяло. В странах Балтии и Польше четко знали, за какой период времени им нужно было адаптировать свое законодательство. Украине таких задач никто не ставил — и это естественно, пока не решен вопрос будущего нашей страны в ЕС. Но и внутри нашего государства адаптация законодательства осуществляется пассивно. Нам нужно брать комплексы секторов и все действующее украинское законодательство, проверять их на соответствие европейским нормам. Такая работа сегодня проводится аналитическими центрами, специалистами Минюста. Но к системной работе мы еще не приступили.

В прошлом году комитет по евроинтеграции вообще имел ограниченные функции. Противники нашего движения в Европу стремились урезать нам полномочия и больше оставить комитету по иностранным делам. В этом и прошлом созыве нам удалось начать процесс увеличения наших полномочий. Но мы еще далеки от ситуации, которая была в странах Балтии. Например, комитет по евроинтеграции в литовском парламенте — это главный комитет, куда кроме постоянных членов входят главы или заместители глав всех других комитетов. А мы принимаем какое-то решение, посылаем его в другой профильный комитет, нам отвечают или не отвечают.

— Существует ли в Украине четкий механизм координации политики европейской интеграции?

До сих пор не существовало. Польша создала соответствующее министерство евроинтеграции. У нас пошли бюрократическим путем. И инерция от деятельности каждого из действующих министерств очень сильная. В конечном итоге, как это ни парадоксально, средства, выделяемые на евроинтеграцию, уходят на внешние потребности — встречи, фуршеты, обмен делегациями, поездки, а не внутренние — улучшение стандартов в санитарной сфере, в качестве продуктов питания, в экологии и т.д.

Сегодня существует жесткая конкуренция между МИД, секретариатом президента и правительством. Нынешний вице-премьер по евроинтеграции Григорий Немыря стремится создать структуру, которая бы координировала деятельность министерств. И недавно Кабмин образовал координационное бюро европейской и евроатлантической интеграции в структуре его секретариата. По моему мнению, это просто необходимо.

— Давайте подытожим. Что можно ожидать на саммите Украина-ЕС, который состоится в сентябре во Франции?

Нам есть что сказать. Действующее правительство выдало два символических, но принципиально важных документа — постановления относительно информирования населения по НАТО и расширения знаний о европейской интеграции. Это документы с финансированием. По вопросу евроинтеграции — около 50 тыс. грн. на квартал на каждое конкретное министерство. По вопросам НАТО — несколько миллионов гривень. Эти деньги распределят между государственными структурами (Гостелерадио) и негосударственными СМИ. Особая роль отведена общественным организациям. Здесь можно применить высказывание “Долго запрягали, зато быстро можем помчать”. Мне кажется, что конец года как раз станет началом периода быстрой езды по направлению к ЕС.

Сергей Владимирович Шевчук родился 17 октября 1955 в г. Владимир-Волынский Волынской области. 1998 г. — член украинской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. С 2008 г. — член Парламентской Ассамблеи Западно-Европейского Союза. Народный депутат от БЮТ, замглавы комитета Рады по вопросам европейской интеграции.

Ксения ЛАЗОРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.