Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кризис оптом и в розницу

[08:05 11 ноября 2008 года ] [ Коммерсант-Украина, №203, 11 ноября 2008 ]

До финансового кризиса ритейлеры развивались высокими темпами.

Для того, чтобы найти средства на масштабную экспансию, ритейлеры выпускали ценные бумаги, брали кредиты и даже продавали доли в компаниях. В результате их долговая нагрузка достигла критических показателей. Причем это произошло в самый неподходящий момент — заемные средства стали очень дорогими, и сети лишились возможности рефинансировать займы. В таких условиях ритейлеры вынуждены замедлять темпы развития и уделять больше внимания повышению доходности бизнеса.

Развитие взаймы

Украинский рынок ритейла — один из самых динамичных в Европе. Продажи в “цивилизованной” рознице в течение последних пяти лет ежегодно росли на 20-35%, а в этом году могут увеличиться в среднем на 25%. В Европе этот показатель составляет всего 3%. Динамичный рост рынка подталкивал ритейлеров к интенсивному развитию. Сети не скупились на покупку более мелких конкурентов. Только за последний год на рынке произошла серия сделок: крупнейший оператор продуктовой розницы Fozzy Group купила сеть “Буми-маркет” за 50 млн долл ; покупка харьковской сети “Пятый элемент”, по оценкам экспертов, обошлась луцкой “Пакко” в 24-30 млн долл ; сеть супермаркетов “Эко-маркет” потратила 2 млн долл на покупку магазинов “Патерсон”, а также приобрела небольшие региональные сети “Тристан”, “Дастор”, “Буржуй” и торговый центр “Бучанский”.

Перспективность рынка вынудила обратить на него внимание и зарубежные компании. В прошлом году начали работу российские “О`кей” и “Вестер”, а Metro AG зарегистрировала сеть гипермаркетов Real. В прошлом году с гипермаркетами формата DIY (Do It Yourself — стройматериалы и товары для дома) вышла немецкая Praktiker, в этом году — сеть OBI. За последние два года совместные предприятия создали французская Auchan и “Фуршет”, российский “Мосмарт” и инвестфонд EstOne Виктора Пинчука, сербская Delta Maxi Group и ИК Finstar, управляющая проектами основателя игорного холдинга Ritzio Entertainment Олега Бойко.

Украинские компании привлекали инвестиции на развитие за счет выпуска ценных бумаг, кредитов, а в отдельных случаях — продажи доли компаний. “Экспансия требует больших затрат, а генерируемой выручки развивающейся сети для этого недостаточно”, — отмечает аналитик ИК Concorde Capital Александр Викторов.

Банки несколько лет подряд охотно кредитовали розничную торговлю — и сейчас даже у сравнительно небольших ритейлеров долговые коэффициенты превышают норму. “Компании брали кредит с расчетом на то, что с помощью рефинансирования покроют предыдущие долги”, — говорит советник председателя правления “Укргазбанка” Александр Охрименко. Еще два года назад средний показатель соотношения чистого долга к собственному капиталу у розничных сетей составлял 2, а сейчас — 5-10. Например, у сети “Домотехника” чистый долг к капиталу — 4,14, а у “Эко-маркета” еще на начало года превышал 9. “При пятикратном соотношении чистого долга к капиталу выдача кредитов становится затруднительной”, — отмечает начальник управления инвестиционно-банковских услуг одного из банков, входящих в десятку крупнейших.

Несвоевременный кризис

Мировой кризис ликвидности привел к резкому подорожанию в Украине заемных средств. В результате ритейлерам стало невыгодно привлекать инвестиции путем выпуска облигаций. Если полгода назад средние ставки по рынку составляли всего 14-15%, то сейчас — 20—30%, отмечает аналитик по рынку облигаций ИК “Тройка Диалог Украина” Мария Майборода. Так, в июле “Домотехника” была вынуждена досрочно выкупить облигации на 30 млн грн под 18% годовых, а Unitrade Group — 68% корпоративных облигаций на 50 млн грн под 13,5%. В начале октября компания “Сильпо ритейл” отказалась от заявленного размещения облигаций на 200 млн грн под 25% годовых.

Положение сетей усугубляется падением продаж. Так, в октябре продажи в сетях бытовой техники и электроники упали в среднем на 20%. “Из-за падения продаж оборот нашей компании снизился на 15-20%, а у некоторых — на 50%”, — говорит операционный директор сети Comfy Геннадий Вербеленко. “Товарооборот в магазинах стройматериалов к февралю-марту 2009 года снизится на 5-7%”, — прогнозирует совладелец сети строительных супермаркетов “Новая линия” Олег Шандара. Уменьшается и доля покупок с использованием потребительского кредитования. В компании “Домотехника” говорят, что за последние три недели доля кредитных покупок в общем обороте снизилась с 20% до 12%, хотя продажи не падали.

Украинский рынок ритейла может постигнуть участь российского, считают эксперты. Там прокатилась волна сделок слияний-поглощений и банкротств из-за высокой закредитованности ритейлеров. В этом году была объявлена банкротом крупная уральская продуктовая сеть “Незабудка”, а холдинг “Марта” допустил несколько технических дефолтов по облигационному займу. PPF Group приобрела контроль над “Эльдорадо” путем предоставления долгосрочного кредита, а 100% сотовой сети “Евросеть” купила ИК ANN российского предпринимателя Александра Мамута за 1,25 млрд долл .

“Можно ожидать повторения российской тенденции на рынке Украины”, — уверен директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский. С ним согласен председатель совета директоров X5 Retail Group Лев Хасис: “Принципиальных отличий во влиянии кризиса на украинский и российский ритейл нет”. Андрей Пивоварский отмечает, что российская тенденция заметна уже сейчас — ряд компаний занялись поиском потенциальных покупателей. Но последствия кризиса будут не столь масштабными в абсолютном отношении. Напомним, о продаже сетей или их части заявили луцкие продуктовые сети “Наш край”, “Пакко” (развивает сети “Вопак” и “Пакко”) и “Агроконтракт” (”Колибрис” и “Наш”), “Амстор”, “Большая ложка” и Unitrade Group.

Розница перешла на диету

В условиях кризиса ритейлеры вынуждены замедлять темпы развития и больше внимания уделять повышению доходности бизнеса. В целях экономии сети сокращают персонал, затраты на рекламу, закрывают убыточные магазины и оптимизируют процесс поставки. “Во время развития компании набирали персонал на объемы продаж, которые показывали до кризиса, — говорит Геннадий Вербеленко. — Поэтому сети бытовой техники и электроники могут безболезненно для бизнеса на 20-30% оптимизировать количество персонала”.

Ритейлеры также ведут переговоры с арендодателями о снижении арендных ставок. Но, по словам заместителя директора “Украинской торговой гильдии” Виталия Бойко, с приближением нового года арендодатели менее охотно идут на уступки, зная, что оборот компаний в этот период максимален. “Скорее всего, незначительное 'проседание' ставок на 20-30% начнется во второй половине января. Сложнее всего будет договариваться сетям бытовой техники и электроники, ведь они не являются якорными арендаторами”, — добавляет господин Бойко.

Кроме того, компании ведут переговоры с поставщиками продукции об увеличении рассрочки. Ритейлеры проведут сегментацию по товарным группам и будут работать только с крупными поставщиками. “Своевременную оплату торговые сети будут осуществлять выборочно, — уверен коммерческий директор СП “Витмарк-Украина” Игорь Топчий. — Это будут крупные компании, которые выпускают продукцию первой необходимости, имеющую высокий оборот под узнаваемыми торговыми марками”. По его словам, расчеты с “Витмарк-Украина” осуществляются на одну-две недели позже, чем до кризиса. “Кроме того, мы предлагаем поставщикам, имеющим проблемы с ликвидностью, закупать у них партии товара со 100% оплатой без отсрочки, а взамен требуем предоставить нам скидки от 15% до 40%”, — говорит гендиректор “Брусныци” Алексей Гессен.

Торговля близится к продаже

Но, несмотря на антикризисные меры, в ближайшее время, по мнению экспертов, на рынке пройдет ряд сделок по консолидации, а также банкротств компаний. “Это произойдет уже в начале января”, — уверен господин Вербеленко. К продаже долей в компаниях их собственников будут подталкивать и кредитные учреждения. “Банки не заинтересованы в банкротстве своего клиента”, — объясняет один из инвестбанкиров. Впрочем, если компании и смогут продать свои сети, то с большим дисконтом. “За год стоимость акций российских компаний, по которым рассчитывалась цена наших сетей, упала почти в пять раз”, — поясняет собеседник. “Говорить о мультипликаторах уже не имеет смысла. Если по ним рассчитывать стоимость компаний, то она может быть отрицательной”, — отмечает господин Пивоварский.

Впрочем, желание инвестировать в этот рынок осталось у фондов прямых инвестиций и стратегических инвесторов. “Фонды прямых инвестиций ожидают падения цен на сети, чтобы купить их подешевле и через три-пять лет продать дороже”, — говорит господин Пивоварский. Среди таких фондов, по его словам, Advent International Corporation и TPG Capital. “В такое время сильные игроки имеют возможность еще больше укрепить позиции за счет слабых, которые окажутся перед выбором — продать сеть по низкой цене, или уйти с рынка, — соглашается господин Хасис. — Насколько я знаю, многие собственники сетей в Украине снизили ожидания от продажи компаний. Поэтому, возможно, на украинском рынке произойдет ряд поглощений со стороны международных и, возможно, российских сетей”.

“Многие собственники сетей задумываются о продаже”

— Насколько отличаются последствия финансового кризиса в рознице в различных регионах Украины?

— Практически все компании пересматривают свои планы развития. Например, у нас в октябре продажи снизились на 35% по сравнению с октябрем прошлого года. Однако первыми пострадали ритейлеры, работающие в Восточной Украине, где много промышленных предприятий. Кризис в промышленном производстве в этих областях привел к снижению покупательской способности населения.

— Какие изменения произошли в бизнесе вашей компании?

— Мы снижаем издержки. Закрыли восемь убыточных магазинов и существенно — на две трети — уменьшили затраты на рекламу. Кроме того, ведем переговоры со всеми арендодателями о снижении ставок. Договариваемся по-разному. Бывает, что аренду снижают на 50%. Сокращать персонал не планируем, ведь зарплата сотрудников зависит от продаж. Если же ситуация ухудшится и договориться о снижении арендных ставок не удастся, возможно, после Нового года закроем еще несколько магазинов.

— Можно ли ожидать сделок M&A в рознице?

— Действия конкурентов комментировать не могу. Но, что касается нашей сети, если бы нашелся стратегический инвестор, мы с удовольствием обсудили бы продажу до 50% доли компании. Многие собственники сетей задумываются о продаже. В основном розничный бизнес развивается за счет кредитов, а сейчас средств на рынке нет. Наша сеть не соответствует западным форматам, поэтому привлечь стратега будет крайне сложно. Что касается стоимости компаний в зависимости от их финансового состояния, в условиях кризиса она может снизиться и в два, и в пять раз.

— Как долго будет продолжаться такая ситуация в отрасли?

— Такая ситуация продлится до середины лета. Легче будет сетям, у которых доля продаж через потребительское кредитование была небольшой, а также компаниям, у которых доля заемных средств по отношению к собственным невысокая. Но, судя по темпу роста сетей, таких компаний немного. Наша сеть развивалась на 60% за счет собственных средств. При этом на начало года доля продаж в кредит составляла 50%. В сентябре она упала до 30%. В результате мы недополучили минимум 20% товарооборота.

— За счет чего вы будете выходить из сложившегося положения?

— Чтобы удержать продажи на нынешнем уровне, мы будем делать скидки. Причем установим цены ниже средних по рынку, чтобы потребитель покупал продукцию в нашем магазине.

— Это похоже на то, что делают за рубежом?

— Там ситуация не столь критична. Несмотря на кризис, сетям дают кредиты: если раньше их выдавали под материальные активы, то сейчас — и под нематериальные. У нас же кредиты привлечь практически невозможно.

— Вероятно ли повторение у нас ситуации, происходящей на российском рынке?

— Если в 1998 году была существенная разница, то сейчас принципиальных отличий нет. Если наши власти не смогут поддержать розничный бизнес, можно ожидать того же, что и в России: технических дефолтов, банкротств и продаж сетей.

“Каждый в душе надеется, что кризис не затянется”

— Как ритейлеры выживают в условиях кризиса?

— Во-первых, снижают издержки. Массово сокращают персонал, прежде всего отделы развития и строительства. Например, в одной из крупнейших компаний отдел развития насчитывал несколько десятков человек, сейчас практически все они пополнили ряды безработных. Во-вторых, резко сокращают инвестиции — в ремонт помещений, закупку оборудования. В-третьих, насколько я слышал, пробуют давить на поставщиков.

— В России, чтобы избежать банкротства, многие ритейлеры продают часть недвижимости. А в Украине?

— Региональные сети закрывают и продают нерентабельные магазины или отказываются от их аренды. А некоторые национальные сети даже предлагают к продаже свои региональные филиалы. Но в первую очередь продаются нерентабельные активы.

— А кто будет покупать нерентабельное?

— Сделок пока нет. На рынке фуд-ритейла сейчас существуют три-четыре компании, у которых есть деньги. В первую очередь это компании, недавно вышедшие на рынок. Те же бывшие акционеры “Сандоры” активно скупают участки. Но и компании, у которых есть деньги, не спешат с ними расставаться. Тем более что сети пока продаются дорого: до сих пор не было банкротств, и каждый в душе надеется, что кризис не затянется. Просто еще не подошло время расплачиваться по кредитам. Но до января все отторгуют — и пойдет волна банкротств. Дно будет где-то через полгода, если не случится чудо.

— Насколько подешевеют ритейлеры?

— Справедливый мультипликатор — 0,5 от годового оборота. Но в нынешней ситуации, думаю, сети будут продаваться по 0,3 к обороту без учета недвижимости. Раньше сделки были по 0,6, а отдельные сети оценивались и в 1-1,1.

— Наблюдается ли изменение планов по развитию иностранных ритейлеров в Украине?

— Думаю, все российские ритейлеры рано или поздно уйдут с украинского рынка. Когда у тебя горит дом, тебе уже не до киоска или гаража. Что касается европейских ритейлеров, то деньги есть у немцев. Для OBI, Praktiker и Metro это шанс укрепиться на рынке, для последней — еще и вывести на него Real. Но тот же сербский холдинг Delta, который пару месяцев назад ходил по фуд-ритейлерам с предложением их купить, обещая вложить 200 млн евро, сейчас закрывает магазины в Хмельницкой области.

— Насколько затянется кризис?

— Ритейлеры говорят, что поторгуют до января, а там — видно будет. Весь продуктовый ритейл в Украине убыточен. И без банковских и товарных кредитов компании не могут существовать.

— У вас есть опыт работы в странах Балтии. Какая там ситуация в ритейле?

— Там все началось намного раньше. В продуктовых магазинах продажи упали на 10%, притом что инфляция там не такая большая. А в Украине продуктовый и одежный ритейл пока в полной мере кризис не ощутили. Рядовой покупатель о кризисе узнает пока только из газет, и деньги у людей еще есть. И хотя обороты у нас, может, и падают, но инфляция все выравнивает.

— Следует ли ожидать повторения российского сценария, где многие ритейлеры допустили дефолт по облигациям?

— У нас рынок поменьше. Компаний, выпускавших облигации,— три-четыре. Но, думаю, банкротств в связи с этим у нас будет не меньше.

Вероника ГАВРИЛЮК

Алена ГОЛУБЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.